Угол. Виды углов. Биссектриса угла. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока:урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока: Создать условия для ознакомления с понятиями угол, виды углов, биссектриса угла;

  • развивающая: совершенствовать навыки графических действий, умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование эвристического и системного мышления.

Методы:эвристическая беседа и практическая деятельность с элементами исследования.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Проверить наличие необходимых инструментов (объявлено заранее).

Тема урока формулируется в виде загадки.

«Я с «л» смягченным – под землей,
Бываю каменный и бурый.
А с твердым – в комнате твоей
И в геометрии фигура». (Угол)
Агеева И.

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение ранее изученного материала.

1. По рисунку ответьте на вопросы:

а) какие точки принадлежат прямой АВ?
б) какие точки не принадлежат прямой АВ?
в) какие точки принадлежат отрезку АВ?

2. Назовите отрезки, прямую и лучи изображенные на рисунке.

3. Выберите точки, которые лежат на прямой а и не принадлежат отрезку DF?

4. Сколько треугольников изображено на рисунке?

5. Назовите лучи изображенные на рисунке. Назовите начало каждого луча. Чем отличается расположение лучей на рисунках?

III. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается дать название фигуры, изображенной на рис.1 и сформулировать определение угла.

1. Учитель предлагает сравнить данное определение с текстом учебника

2. Ввести обозначение угла: А – вершина, АВ и АС – стороны угла. Обратить внимание на правило прочтения. Учитель объясняет способы записи данного угла: ВАС, САВ, А.

«Три буквы угол обозначают,
Но помни правило отныне:
Вторая буква словно часовой
Всегда дежурит на его вершине».

Учащиеся фиксируют внимание на том, что любой угол имеет вершину и две стороны.

3. Учащиеся выполняют №1613 (на доске и в тетрадях)

4. Учитель предлагает ученикам взять лист бумаги и согнуть его пополам, затем разогнуть. На линии сгиба отметить точку О. Сколько лучей с началом в точке О можно провести вдоль линии сгиба? (два) До какой фигуры дополняют эти лучи друг друга? (до прямой)Можно ли назвать данную фигуру углом? (да – работа сопределением развернутого угла).

5. Согните лист пополам дважды. Разверните его. Линии сгиба образовали четыре равных угла. Обозначим их. Каждый из них равен половине развернутого угла и называется прямой угол.

6. Расставьте по две точки, которые лежат внутри СОВ, на его сторонах и вне угла.

7. Проведите луч, выходящий из точки О и проходящий между сторонами угла СОВ (задание выполняется в тетрадях и на доске). Запишите получившиеся углы.

8. Вырежьте углы: АОG, GOB, FOD, DOB.

9. Попробуйте совместить их наложением. AОD и DOD совместились, значит они равные. BOG укладывается на BOD, значит BOG< BOD, BOG – острый, потрогайте его «вершину» острую как клинок.Угол, который меньше прямого называется острый. BOD, AОD, BOG не закрывают и не совмещаются с АОG, значит АОG > BOD.

10. Как бы вы назвали угол, который больше прямого? (тупой) Его стороны похожи на раскрытый веер, он не принесет вам неприятностей.

11. Загадка:

«До тупого еще не дорос,
А острый уже перерос.
Знают все, что угол такой
Называют все люди…(прямой)»

11. Приведите примеры прямых, развернутых, острых и тупых углов в окружающих нас предметах.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Выполнить из учебника:

№1613 (разбить углы по видам),

№1614 Сколько различных углов получилось на чертеже?

Запишите названия этих углов?

На сколько частей делят плоскость эти углы?

№1615 и №1617 выполнить устно.

V. Понятие биссектрисы угла.

1. Прочитайте все углы, которые вы видите на чертеже.

Назовите прямые, острые, тупые, развернутые углы.

Что вы можете сказать об углах КВS и SВС? АВК и СВК?(они равны).

Равные углы на чертеже обозначают равным количеством дуг.

2. Возьмите вырезанные углы и согните их так, чтобы стороны совпали. Разверните, проведите линию сгиба. Что получили? (луч разделил угол на два равных угла).

3. Этот луч называют биссектрисой угла. Учитель предлагает сформулировать определение биссектрисы. (Биссектриса – луч с началом в вершине угла, делящий угол на две равные части.Это название произошло от латинских слов: bi –двойное, sektio – разрезание).

4. На каком из рисунков изображена биссектриса угла. Ответ объясните.

«Биссектриса угла – это луч
Из вершины летит он могуч.
Потому что, пусть помниться нам,
Делит угол он пополам».

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

п. 41, №1638, 1639, 1640, 1642(а)

По желанию учащихся можно сочинить стихотворение, рассказ или сказку об углах и биссектрисе.

Литература:

  1. Н.Я. Виленкин и др., «Математика 5», «Мнемозина», Москва, 2010.
  2. Л.О. Рослова Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов.- М.: педагогический университет «Первое сентября», 2009.