Исторические экскурсы на занятиях математического кружка в школе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Опыт работы учителем математики показывает, что исторические экскурсы на уроках математики и занятиях математического кружка повышают интерес к математике, делают её живой, увлекательной.

На занятиях кружка для учащихся 5-7 классов особое место занимают исторические сведения, в частности «История метрической системы мер».

Цель: Кратко рассказать учащимся, какие меры существовали в старину у разных народов, а также и у нас на Руси.

Оборудование для занятия: компьютер, проектор, таблицы настольные, презентация.

Форма проведения: устный журнал.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя в неравном поединке он, конечно, радовался, если тот оказывался достаточно большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях и когда человек делал каменный топор: технических условий на такие топоры не существовало и все определялось размером подходящего камня, который удавалась найти. Все делалось на глаз, так, как подсказывало чутье мастера.

Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедшими потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Надо было измерить урожай с каждого поля, а при продаже льняного масла, вина и других жидкостей – объем проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. И уж, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражают нас своей соразмерностью и красотой.

Русский народ создал свою собственную систему мер. Памятники X века говорят не только о существовании системы мер в Киевской Руси, но и государственном надзоре за их правильностью. Надзор этот был возложен на духовенство. В одном из уставов князя Владимира Святославовича говорится:

« …еже искони установлено есть и поручено есть епископам градские и везде всякие мерила и спуды и весы... блюсти без пакости, ни умножити, ни умалити...» (...издавна установлено и поручено епископам наблюдать за правильностью мер ... не допускать ни умаления, ни увеличения их...). Вызвана была эта необходимость надзора потребностями торговли как внутри страны, так и со странами Запада (Византия, Рим, позднее германские города) и Востока (Средняя Азия, Персия, Индия). На церковной площади происходили базары, в церкви стояли лари для хранения договоров по торговым сделкам, при церквах находились верные весы и меры, в подвалах церквей хранились товары. Взвешивания производились в присутствии представителей духовенства, получавших за это пошлину в пользу церкви

Страница 1. Рукотворные мерки.

(Слайды 3-9).

На заре человеческой культуры прообразом установления мер прежде всего являлось человеческое тело и его части. При счёте люди очень давно стали пользоваться пальцами рук и ног. Человеческий шаг применялся для измерения расстояний. От римской меры длины «двойной шаг» произошла «миля», составляющая тысячу «двойных шагов».Для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность, люди пользовались длиной ступни, откуда и произошла английская единица длины «фут» (от английского слова foot – нога).

Незначительные длины измерялись также шириной пальцев, их суставов и даже длиной ногтя. У многих народов древности (Египет, Вавилон) распространённой мерой длины стал «локоть».

В древней Индии распространённой мерой длины был человеческий рост. На Руси в большом ходу была «маховая сажень», приблизительно равная расстоянию между концами вытянутых в противоположном направлении рук.

Страница 2. Легенда о происхождении единицы длины «ярд».

(Слайд 12).

В начале XII века указом короля Генриха I в Англии вводится единица длины «ярд». О происхождении этой единицы сохранилось два предания. Согласно одному преданию, ярд был впервые определён как расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца среднего пальца вытянутой руки. По другому преданию, за длину ярда была принята длина королевского меча.

Фут – одна треть ярда. Но в одно из воскресений 1324 г. Король Эдуард II повелел определить 1 фут как среднее арифметическое «длин ступней первых 16 человек, выходящих из церкви после заутрени». С тех пор 1 фут = 30,48 см, а 1 ярд = 3 футам = 91,44 см. 1 дюйм=25,4 мм.

Страница 3. Меры длины на Руси.

(Слайды 10-11)

Древнейшими из них являются локоть и сажень. Точной первоначальной длинны той и другой меры мы не знаем; некий англичанин, путешествовавший по России в 1554 году, свидетельствует, что русский локоть равнялся половине английского ярда. Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XVI и XVII веков, три локтя были равны двум аршинам. Название «аршин» происходит от персидского слова «арш», что значит локоть.

Первое упоминание сажени встречается в летописи ХI века, составленной киевским монахом Нестором.

В более позднее времена установилась мера расстояния верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается иногда к 750 саженям. Это может быть объяснено существованием в древности более короткой сажени. Окончательно верста к 500 саженей установилась только в XVIII веке.

В эпоху раздробленности Руси не было единой системы мер. В ХV и XVI веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. С возникновением и ростом общегосударственной торговли и с установлением для казны сборов со всего населения объединенной страны встает вопрос о единой системе мер для всего государства. Мера аршин, возникшая при торговли с восточными народами, входит в употребление.

В XVIII веке меры уточнялись. Петр I указом установил равенство трехаршинной сажени семи английским футам. Прежняя русская система мер длины, дополненная новыми мерами, получила окончательный вид:

  • Миля = 7 верстам (= 7,47 километра);
  • Верста = 500 саженям (= 1,07 километра);
  • Сажень = 3 аршинам = 7 футам (= 2,13 метра);
  • Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам (= 71,12 сантиметр);
  • Фут = 12 дюймам (= 30,48 сантиметра);
  • Дюйм = 10 линиям (2,54 сантиметра);
  • Линия = 10 точкам (2,54 миллиметра).

Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.

Страница 4. Несколько важных дат.

(Слайд 13)

В 1730-е г.г.за основные мерки были приняты аршин и сажень. Любопытно, что при определении их величины в качестве образца выбрали принадлежащую Петру I линейку, на которой был обозначен полуаршин.

В 1835 году появился закон, окончательно определивший русскую систему мер, которая в итоге оказалась тесно связанной с английской.

В 1892 году гениальный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев стал во главе Главной палаты мер и весов.

Руководя работой Главной палаты мер и весов, Д.И. Менделеев полностью преобразовал дело измерений в России, наладил научно- исследовательскую работу и решил все вопросы о мерах, которые вызывались ростом науки и техники в России. В 1899 году был издан разработанный Д.И. Менделеевым новый закон о мерах и весах.

В первые годы после революции Главная палата мер и весов, продолжала традиции Менделеева, провела колоссальную работу по подготовке введения метрической системы в СССР. После некоторых перестроек и переименований бывшая Главная палата мер и весов в настоящее время существует в виде научно – исследовательского института метрологии имени Д.И. Менделеева.

Страница 5. Основная мера длины.

(Слайды 14-16)

Согласно метрической системе мер, основной мерой длины является метр, равный одной десятимиллионной части четверти парижского земного меридиана.

Само слово метр происходит от греческого слова «метрон», что означает в переводе на русский язык мера. В основу метрической системы были положены измерения дуги меридиана от Барселоны до Дюнкерка, выполненные под руководством астрономов Деламбера и Мешена. Это была тяжелая и упорная работа целого ряда научных экспедиций в течение нескольких лет.

Эталон метра изготовили из сплава двух драгоценных металлов (90% платины и 10% иридия), который в воздухе не окисляется и не поддаётся действию кислот и щелочей. По форме, во избежание прогиба при хранении, эталон в поперечном сечении напоминает собой букву X (икс). Он хранится в особом павильоне в Севре (недалеко от Парижа).

Страница 6. Старинные меры в фольклоре, классике, задачах.

(Слайды 17-22)

1. Пословицы, поговорки.

  • От горшка два вершка.
  • Ты от правды на вершок, а она от тебя на сяжок.
  • Был на вершок от гибели.
  • Загадка. Зверёк с вершок, а хвост семи вёрст. О ком или о чём речь?
  • На аршин борода, да ума ни на пядь.
  • На три аршина в землю видит!

2. Из каких произведений эти отрывки?

  • «…Старик худой и величавый,
    Озлобленный на новый век и нравы.
    Он ростом был двенадцати вершков.»
    (М.Ю. Лермонтов «Сказка для детей»)

  • «Вижу один островок небольшой –
    Зайцы на нём собралися гурьбой.
    С каждой минутой вода подбиралась
    К бедным зверькам; уж под ними осталось
    Меньше аршина земли в ширину
    Меньше сажени в длину.»
    (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

  • Гой вы еси, удалы добры молодцы!
    Видел я Тугарина Змеевича,
    В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,
    Промежду глаз калена стрела.
    Конь под ним как лютый зверь.
    (“Алеша Попович и Тугарин Змей”)

  • Царь Салтан, с женой простяся,
    На добра коня садяся,
    Ей наказывал себя
    Поберечь, его любя.
    Между тем как он далеко
    Бьется долго и жестоко
    Наступает срок родин
    Сына Бог им дал в аршин
    (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

3. Что не так?

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова после знакомства с полковником Скалозубом говорит дочери Фамусова:

Ух! Я точнёхонько избавилась от петли;
Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трёх сажен удалец, –
Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

4. Решите задачи.

  1. А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя Гвидона в дюймах; в сантиметрах.
  2. Обычное пожелание морякам перед плаванием: «Семь футов под килем!». Сколько это будет в сантиметрах?
  3. Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров до «небес»? (Верста – это 500 саженей).
  4. Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка два вершка» (имеется в виду на 2 вершка выше).

Литература:

  1. Математика: Учебник-собеседник для 5 класса ср. шк. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение. 1994. -319с.
  2. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе. В.Д. Чистяков. Минск, «Народная асвета», 1969.
  3. Журнал «Математика в школе», №7, 2008.