Цель: формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою Родину; показать единство нашего народа в трудное военное время; развитие умения работать над проектом.
Форма: проект.
Участники проекта: учащиеся 4-го класса.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, альбом «Юным героям посвящается», книжка-раскладушка «Города-герои», пилотки, георгиевские ленточки.
Ход мероприятия
22 июня 1941 года (ученик держит карточку 22 июня 1941).
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
(фонограмма с голосом Левитана)
Голос уверенно – строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
22 июня 1941года
3 года 10 месяцев и еще 18 дней (карточка), 26 миллионов 452 тысячи (карточка) жизней унесла Великая Отечественная война.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
– Приближается великая дата – 9 мая 2010 года Великой победе – 65!
– Много это или мало?
– Трудно сказать.
– В истории России – это миг, а в судьбе отдельного человека – это вся жизнь.
– Живых свидетелей и участников тех событий с каждым годом становится всё меньше и меньше… но они все равно остаются
ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ! (все вместе)
КОМАНДА «ПОБЕДА»
ДЕВИЗ:
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед, (шаг вперед)
И только все вместе. (шаг вперед)
Представляем вашему вниманию проект «Живее всех живых».
Война потребовала от народа огромных жертв, раскрыла стойкость и мужество во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал нормой поведения советских людей.
– Ребята, а кого называли героем?
– Давайте узнаем, за какие подвиги во время войны удостаивали звания «герой»?
– Интересно, если бы не было героев, смогли бы мы победить врага?
– Придумал, давайте создадим «Аллею героической славы!».
– Предлагаю подумать над планом действий.
– Для начала обратимся в орфографический словарь, узнаем, кто такой герой.
– И учителя в помощи не откажут.
– А я расспрошу родителей, знакомых.
– Я организую экскурсию в музей.
– Я схожу в библиотеку.
– Можно организовать встречу с ветеранами.
– А мне поможет Интернет.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, что приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
(перестроение)
Как мы работали над проектом, сейчас расскажем.
– В толковом словаре Ожегова выяснили значение слова «герой».
– Побывали в музеях, у школьной мемориальной доски.
– Читали заметки о ветеранах.
– Провели анкетирование среди учащихся 3 класса. Выяснили, что 15 человек из 20 детей не знают воевали ли у них прадеды.
– Из беседы с учителем узнали, что не только взрослые воевали во время войны, но и дети.
– В Интернете нашли информацию о пионерах-героях.
– Оформили альбом «Юным героям посвящается».
– В библиотеке узнали о городах – героях.
– Написали сообщения об этих городах и создали альбом.
– Выучили стихи о войне. Участвовали в конкурсе чтецов, где Романова Саша заняла 1 место, а Полина Князева – 3.
– С учителем музыки выучили песню военных лет.
– От родителей узнали о родственниках, воевавших во время Великой Отечественной войны.
– Написали сочинение «Война глазами близких».
– Сделали книжку – раскладушку.
– Организовали выставку книг о войне.
Представляем наши результаты.
Из толкового словаря Ожегова мы узнали:
- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
- ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА – почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.
- ГОРОД-ГЕРОЙ – почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны.
В суровые годы вместе со взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага дети. Это очевидцы и участники больших событий, прокатившихся над миром, маленькие солдаты Великой битвы.
Не щадя себя
в огне войны,
Не жалея сил
во имя Родины,
Дети
героической страны
Были
НАСТОЯЩИМИ ГЕРОЯМИ!
– Сейчас я вам расскажу об одном из героев.
Зина Портнова
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
Марат Казей
… Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс, так как село заняли немцы. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие,.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены самого высокого звания Героя Советского Союза:
Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Но воевали не только люди, но и целые города.
Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат!
Под Москвой и Ленинградом,
Под Смоленском, Сталинградом -
Сколько Городов-Героев славу обрели!
Волгоград (был Сталинград) | 08.05.1965 | |
Киев | 08.05.1965 | |
Ленинград | 08.05.1965 | |
Москва | 08.05.1965 | |
Одесса | 08.05.1965 | |
Севастополь | 08.05.1965 | |
Керчь | 14.09.1973 | |
Новороссийск | 14.09.1973 | |
Минск | 26.06.1974 | |
Тула | 07.12.1976 | |
Мурманск | 06.05.1985 | |
Смоленск | 06.05.1985 | |
Брестская крепость | 08.05.1965 |
Сейчас я вам расскажу о городе-герое Керчь.
Город-герой КЕРЧЬ
В летопись Великой Отечественной войны вошли подвиги защитников Аджимушкая, с мая по октябрь 1942 г. державших оборону в каменоломнях в тылу врага, 11 апреля 1944 г. Керчь была освобождена. За время боёв в Керчи было уничтожено более 85 % зданий, освободителей встретили чуть более 30 жителей города из почти 100 тысяч жителей 1940 г. 14 сентября 1973 года Керчи было присвоено звание город-герой за героизм, мужество населения и подвиги воинов.
Город-герой ЛЕНИНГРАД (теперь Санкт-Петербург)
С 4 сентября 1941 г. начались массированные бомбардировки и обстрелы города. 8 сентября 1941 г. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев. 1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Ленинград назван в числе первых городов-героев.
Не каждому бойцу дана награда,
Не каждый пришел к матери живой..
Поклонимся героям Сталинграда,
Героям тяжкой битвы под Москвой!
Побывав в городском музее, узнали, что в Сухоложском районе тоже есть свои герои. Это 2 Героя Советского Союза – Степан Андреевич Неустроев и Иван Матвеевич Сысолятин.
Нашим сухоложским героям поставлены мемориалы на площади комсомола.
Мы расскажем об одном из них.
Иван Матвеевич Сысолятин родился 24 декабря 1924 года в деревне Таушкан. Окончил Алтынайскую школу-семилетку. Добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях в Украине, Польше, Венгрии, Чехословакии. За освобождение Киева в январе 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза. После войны окончил военную академию. Ныне генерал – лейтенант Иван Матвеевич живет в г. Санкт-Петербурге.
За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно),
Работая над проектом, мы
- научились пользоваться различными источниками информации,
- выяснили, кто такие герои и за что присваивали это звание,
- поняли, что героями на этой войне были все: от мала до велика, кто воевал и кто был в тылу.
- создали из наших работ «Аллею героической славы».
(карточка 9 мая 1945 года)
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки,
От всей земли, от всей Руси!
Благодарим, солдаты, вас
– за жизнь,
– за детство,
– за весну,
– за тишину,
– за счастье в мирном доме!
Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее.
На этом наша работа не закончена. Скоро 9 мая. Ребята, давайте сделаем открытки и подарим их ветеранам.