"Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут
всякие недоразумения".
Г.К. Лихтенберг
Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Система образования сегодня является одним из важнейших и мощных факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества и общество изменяется под влиянием образования.
Курс на гуманизацию и гуманитаризацию современного образования, становление демократического государства подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного и обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей личности.
Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя как частицу мира, ребенок включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.
Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Общепризнанно, социализация личности - это способность к творчеству это поведение в быту, восприятие культуры своего народа. Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.
В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе именно обществоведческое образование способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Поэтому важной задачей уроков обществознания является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Выделяются следующие функции школьного обществоведческого образования:
- в сфере деятельности: формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, ориентировка в основных видах социальной активности, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;
- в сфере общения: раскрытие социальных норм, обогащение содержания и форм общения, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;
- в сфере самосознания: осмысление своей социальной принадлежности, формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.
В современном постиндустриальном обществе мощным аккумулятором и распределителем потоков социальной информации является глобальная сеть Интернет. Постоянно обновляемая информация виртуальных музеев, библиотек, СМИ служит источником социальной информации, необходимой для её использования на уроках обществознания в целях реализации компетентностного подхода в обществоведческом образовании.
В основе социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала лежат идеи, предложенные Вяземским Е. Е., Стреловой О. Ю. и Соболевой О. Б. По их мнению, социализация - это формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина, воспитание полноценной человеческой личности,
Опора на личный социальный опыт учащихся помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянное побуждение детей к высказыванию своего личного суждения (обязательно аргументированного), обсуждение вопросов с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решение не только задач воспитания нравственности и политической культуры, но и способствование расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.
Сущность моей работы как учителя истории и обществоведения заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим, обществоведческим знаниям, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Человеческое сообщество называется социумом, члены этого сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда.
Передо мной, учителем обществознания, стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету.
Работая над аспектами социализации личности в школе, я изучила работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа) и выяснила, что важнейшие педагогические принципы, которым я следую в своей работе, близки Вальдорфской школе:
- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;
- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;
- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);
- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;
- тесная связь с родителями, общественными организациями.
Использование ИКТ на уроках обществознания позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока.
Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, помогают работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществоведения. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Для наглядной, эмоциональной, информационной насыщенности урока и активации познавательной деятельности учащихся на уроке активно использую ИКТ (слайд-шоу, работу с электронными учебниками, интерактивными картами и тестами, интерактивной доской);
- применяю технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации;
- стимулирую познавательную активность учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии.
В мире постоянно увеличивается объем знаний, происходит огромное количество открытий и достижений, быстро устаревают уже имеющиеся сведения, каждому человеку необходимо, но не всегда просто, ориентироваться во всевозрастающем потоке информации - все это заставляет задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Одним из таких источников сейчас становится исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.
Стратегией исследовательской деятельности является решение основополагающей задачи образования и воспитания, повышение качества образования - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Мной как учителем - предметником проблема исследовательской деятельности учащихся решается в нескольких направлениях и с моей точки зрения это правильно и наиболее отвечает целям и задачам современного образования.
На практике для учащихся исследовательская деятельность помогает познакомиться со структурой и методами научного исследования, совместно со сверстниками искать темы для исследования, самостоятельно планировать свою деятельность, учиться искусству дискуссии, что является основой становления активного образа мышления и способности овладеть системой постоянных и строго определенных действий, то есть алгоритмом, который поможет им в дальнейшем правильно.
Результатом исследовательской деятельности стали творческие проекты, компьютерные презентации, исследовательские работы.
Во-первых, в ходе урочной деятельности учащимся начиная с пятого класса, и это очень важно, чем раньше, тем лучше, предлагается участие в исследовательской деятельности на элементарном уровне - найти ответ, на конкретный вопрос, исследовав документ, либо опросив по определенному вопросу своих близких.
В 8-9-х классах исследовательская работа активизируется, поднимается на принципиально новый уровень, включающий несколько основных этапов:
1. Через систему предпрофильного и профильного обучения, организационную деятельность - экскурсии, разноуровневые конкурсы и конференции, проектную и исследовательскую деятельность.
2. На втором этапе учащиеся находят или выбирают из предложенного наиболее для них значимые темы и начинают набирать материал для написания работы. Что дает эта работа? Конечно же, главное - социализацию подростка.
3. На третьем этапе начинается обработка и демонстрация результатов, которая требует от учащегося достаточно высоких коммуникативных способностей.
В ходе решения научных проблем школьник встречается с обществом, учится взаимодействию с людьми разного возраста, положения и образования.
Уроки обществознания позволяют развивать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными.
Системно-деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.
Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Таким образом, социализация - это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека.
Итак, на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества.
Важное место в моей работе отводится организации внеурочной работы, которая, как правило, проходит в виде интеллектуальных игр, очных и дистанционных конкурсов, олимпиад, научно - практических конференций. Это интересно и занимательно. Такие интеллектуальные конкурсы позволяют обратить внимание на те факты и события истории и обществознания, на которые не хватает времени на уроке. Учащиеся при этом расширяют и пополняют свой исторический и обществоведческий багаж, учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках (не только в Интернете).
Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.
Цель своей работы я вижу в создании условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире через систему краеведческой работы. Ребята защищают научно-исследовательские работы: "Черемховское каменноугольное месторождение" (Айгужинова Кристина), "Афанасий Павлантьевич Белобородов: из крестьян в генералы" (Груббе Оксана), "Генерал - полковник Константин Иванович Провалов: в огне передовых линий" (Сахаровская Софья), которые получили высокую оценку.
Интересны и содержательны краеведческие презентации в рамках всероссийского конкурса: "Моя Россия. Великое в малом" об озере Байкале, улицах и памятниках города Черемхово, о развитии каменного угля. Данные работы пополнили фонд музея лицея. Музей лицея ежегодно в городском конкурсе занимает первое место и в этом есть большой вклад исследовательской деятельности краеведов.
Развитие мыслительной деятельности учащихся помогает заложить основы для формирования ключевых компетенций.
Приобщение учащихся к проектной, научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").
Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов - личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.
Социализация изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.
Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач Стратегической национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.
Библиография
- Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. 2006. №4.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
- http://i-u.ru/
- http://nestu.ru
- https://urok.1sept.ru