Класс: 3.
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок первый из 5 уроков 8-й главы образовательной программы РО Л.В. Занкова по теме «Мир нуждается в нашей защите».
Цель урока: При изучении сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.
Задачи урока:
обучающие
- Дать возможность учащимся выяснить, какова жизненная позиция Утки и Селезня, внимательным перечитыванием текста.
- Показать, как автор использует поэтические приемы описания природы (сравнения, олицетворения, метафоры), тем самым передавая эмоциональное состояние птиц.
- Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего и отношение к персонажам.
развивающие
- Развивать творческие способности, мышление, речь.
- Развивать информационную, коммуникативную компетенцию учащихся.
воспитательные
- Способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания
- Содействовать формированию эстетического отношения к действительности, развивать эстетическую восприимчивость детей.
Планируемые результаты:
Учащиеся повторят теоретический материал литературы: жанры, отличительные особенности сказок, художественные приемы, познакомятся с новой авторской сказкой, выявят особенности почерка писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
У учащихся развиваются: умения работать с различными источниками информации, самостоятельно находить информацию, работать в группе, в парах; умения высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Формируются чувства сострадания, сопереживания, развивается эстетическое отношение к действительности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-исследование.
Используемые технологии: Технологии развивающего обучения, проблемного обучения, гуманно-личностного подхода, элементы ИКТ, технология групповой деятельности.
Учебно-методический комплекс
Источники информации: Учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение» 3 класс. Самара. Издательство «Фёдоров», 2010.
Оборудование: Компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке)
Дидактическое сопровождение: Раздаточные листы с отрывками из народной и авторской сказок; карточки-подсказки: слова, характеризующие персонажей (6 комплектов); карточки самооценки учащихся.
Материалы для познавательной деятельности ученика: Презентация к уроку; выставка рисунков на тему «Остановись, мгновение, ты прекрасно!»; выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Организационная структура урока приведена в Таблице.