Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слов. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: обобщающий урок.

Цель: Создать условия для закрепления умения проверять парную согласную на конце и в середине слов.

Задачи:

  1. показать разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой;
  2. активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов.
  3. воспитывать культуру поведения на уроке (Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

Ход урока

I. Организационный момент.

– На прошлом уроке мы вспомнили, что сомнительно звучащие парные звуки нужно проверять. Сегодня мы уточним эти знания, потренируемся в практическом их использовании.

– Я желаю вам успеха!

– Я желаю вам новых открытий!

– Я хочу, чтобы у вас всё получилось!

II. Минутка чистописания

– Послушайте загадку.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул – И буква…!

– О какой букве загадка? (Эта загадка о букве Ш.)

– Что вы можете сказать о звуке, который она обозначает? (Буква Ш. обозначает парный глухой, всегда твёрдый согласный звук.)

– Посмотрите ещё раз, как правильно должна писаться эта буква. (Показ учителем на доске)

Пропишите строчку заглавную и строчную букву ш и запишите пословицу с этой буквой.

– Сверьте написанные вами буквы с образцом и правильно написанные подчеркните.

– Какие ещё парные согласные вы нашли в пословице? (Шутка шуткой, а дело делом. В этой пословице парные согласные звуки это – ш, т, д.)

Какие ещё парные звуки вы знаете? (Вывод: В русском языке 12 парных согласных звуков, которые образуют 6 пар.)

III. Словарная работа

Ребята, сейчас проверим, как вы выучили правило проверки парной согласной дома. Для этого попробуйте из данных вразброс слов составить это правило.

Дети на доске составляют текст правила:

Чтобы проверить парную согласную нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором после согласного стоит гласный звук или согласный звук [н].

– Я предлагаю вам ещё один вариант правила проверки парной согласной.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
слово смело изменяй!

Давайте проверим, как мы научились проверять парную согласную. Для этого из данных слов вы должны выбрать слова на правописание звонких и глухих согласных в конце слова на тему «Деревня».

Горо…, колхо…, огоро…, м…лоток, заво…, р…бочий, овё…, хле…, каранда…, ст…кан, пш…ница.

Проверь себя по образцу на доске. (Записан образец с обратной стороны доски, открывается после выполнения задания)

Колхоз, огород, овёс, хлеб.( Самопроверка выполненных работ.)

Физминутка.

IV. Этап применения полученных знаний

Запиши предложения, объясни правописание последних букв:

Мы увидели красивый лу…
В огороде на грядке вырос лу…
По реке плывёт пло…
На дереве созрел пло…
За деревней большой пру…
У меня в руке пру…

Каким правилом пользовались, выполняя данное задание?

Проведём небольшой тренинг по подбору однокоренных слов для проверки парных звонких и глухих согласных в корне и на конце слов, но сначала повторим способы подбора проверочных слов.

– А теперь, ребята, мы усложним задание, вам нужно заменить одним словом данные предложения и записать полученные слова с проверочными.

Проверьте себя по образцу. Назовите способы проверки парных согласных в этих словах.

V. Самостоятельная работа

– А сейчас, я предлагаю выполнить самостоятельную работу по группам.

Спиши слова, вставь пропущенную букву, рядом запиши проверочное слово
сне… -
ло…ка -
руба…ка -
сторо…ка -
сугро… -
гла… -
фла… -

 К данным словам подбери и запиши близкие по значению слова, в которых согласную на конце нужно проверять.
мороз,стужа - …
люди, публика - …
команда, распоряжение - …
зов, клич - …
печаль,тоска - …

 Вставь пропущенные буквы. Подчёркнутые слова разбери по составу.
Есть под М…сквой конный заво… . Двести лет тому наза… здесь вывели орловскую лоша…ь. Орловский рысак краси… и выносли… . У него добрый нра… .

VI. Этап информации о домашнем задании

VII. Этап подведения итогов занятия

– Закончи предложение: «Сегодня на уроке мы …..»

(проверяли слова с парными согласными в корне и на конце слова.)

– Какие способы проверки парной согласной вы знаете?

(Существует несколько способов подбора проверочных слов:

  1. Большой – маленький: арбуз – арбузище.
  2. Маленький – большой: тропка – тропа.
  3. Ласково: лёд – ледок.
  4. Что? (предмет) – Какой? (признак): труд – трудный.
  5. Один – много: (поезд – поезда.)

– давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке. (Рожицы по очереди показывает учитель)

  1. Я хорошо усвоил тему!
  2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.
  3. Мне нужна помощь.

Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт рожица 1.

У вас трёхцветные светофорчики, если вы на уроке не испытали трудностей покажите зелёный цвет, если были трудности, но вы сами с ними справились – жёлтый и красный, если считаете, что много непонятного было на уроке, с чем вы самостоятельно не справились.

– Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали!