Интегрированный урок (литература + естествознание) по теме "Творец во благо России…", посвященный 300-летию М.В. Ломоносова

Разделы: Химия, Литература


Цель урока: Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности великого русского учёного М.В. Ломоносова.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью историей великих научных открытий в области естествознания Михаила Васильевича Ломоносова;

Развивающие:

  • формирование научно – исследовательских навыков;
  • стимуляция познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие речи, словарного запаса, умения работать с дополнительной литературой, техники выразительного чтения;
  • развитие творческих способностей;

Воспитательные:

  • формирование чувства гордости за российскую науку;
  • воспитание уважения к великому учёному, его деятельности во благо России.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация слайдов, фрагмент фильма «Михайло Ломоносов», стенд с материалами о жизни М.В.Ломоносова и высказывания о нем.

Форма урока: урок-конференция.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы ведения урока: частично - поисковый, репродуктивный, наглядный.

Рефлексия: сочинение учащимися оды М.В. Ломоносову, заполнение таблицы.

 Ход урока

Чтец:

О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!

Учитель литературы: Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографии Ломоносова, не знал бы, что он сын крестьянина – помора, выходец из самых низов народа, благодаря недюжинным способностям, непреодолимому стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки своего времени и обогатил многие из её областей своими трудами. Что он всю жизнь боролся за развитие просвещения в России. Сегодняшний урок будет уроком памяти этому поистине великому человеку. Кто же для нас Ломоносов: историк, химик, географ или физик? А может быть астроном или поэт? Давайте же приоткроем страницы его биографии.

Ученик: 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

Ученик: Рассказ о детстве М. В. Ломоносова.

Учитель литературы: Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье». И вот ночью шагнул он в неизвестность из деревни Мишанинской. На нём две рубахи, полукафтан, три рубля, взятых взаймы, и бесценный дар человеческого ума – две книжки – грамматика и арифметика -, выученные наизусть, а всё же незаменимые.

Чтец: «Ушёл я из, отчего дома…»

Учитель литературы: И вот стоит парень перед математико-навигационной школой и решает: учиться ему здесь или не учиться? Оно бы и неплохо, и довольно быстро бы науку одолел, но ведь латыни нет. А латынь в то время балы универсальным языком науки, без неё никуда. А если не сюда, то в Славяно-греко-латинскую академию, а там учиться 13 лет. И значит он окончит её в 32 года, и это без помощи, без тыла, как на такое решиться. Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри- де какой болван в двадцать лет пришёл латыни учиться. Знал ли Ломоносов, что так жить придётся? Знал, рассказывали. И что будут за малейшую провинность ставить коленями на горох, сечь лозами и плетьми, что на цепь сажать будут, тоже знал. И не с колебаниями, а с восторгом пошёл навстречу голоду и трудностям. Да ещё и обмануть пришлось. Назвался дворянским сыном, а что оставалось делать? Пять лет Спасских школ. Счастливый случай и его переводят в Петербург, в академию.

Чтец: «Над Москвою первопрестольной…»

Ученик: В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.

Чтец: «- Здорово, Нева! Ты позволишь …»

Ученик: Рассказ о годах учебы в Петербургской академии и за границей.

Учитель литературы: Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным, но без средств к существованию и без жены, которая осталась в Марбурге до лучших времён. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.

Ученица: В это самое трудное время к нему приезжает жена, которая принесла и радость, и горе – известие о рождении первенца – сына Ивана, прожившего всего 5 недель.

Открытия Ломоносова в областях наук (мини – сообщения, демонстрация видеофильма).

Учитель литературы: А в университете год не платят зарплату, в его двухкомнатной квартире протекает потолок, стены покрыты какой – то склизкой дрянью, печные тубы растрескались, жена болеет и не на что купить лекарства, да и пищи купить не на что, и денег взаймы найти невозможно. Он почётный член Шведской и Болонской академии ограблен и как учёный: своими руками создал химическую лабораторию, которая стала образцом всех русских академических лабораторий, десять лет руководил ею – отняли, разграбили, закрыли на много десятилетий. А под конец жизни Екатерина Великая подписывает указ об его отставке. Умирал в 55 лет, имея огромные долги. И вдове его, пережившей мужа на полтора года нечем было их уплатить и не на что было поставить надгробие. А наследник престола великий князь Павел Петрович, узнав о смерти гения, заявил: «Что дурака жалеть, казну только разорял и ничего не сделал». Но пришло время, что Ломоносовым стали открывать учебники, да и сам Михаил Васильевич не сомневался в этом: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.

Учитель химии: Наука о стекле — один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Эта дисциплина была основана именно им. Ломоносов писал: « ... без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориеюдовольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть». А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий. В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования. Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Разрабатывая день за днём, месяц за месяцем технологию цветных стёкол — прозрачных и непрозрачных («глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Представляю слово нашим исследователям:

Ученик: Сообщение о истории появления цветного стекла и смальты.

Учитель химии: По мысли Ломоносова мозаичные картины должны были складываться из кусочков разноцветных стекол. На пути были неисчислимые трудности: надо было научиться готовить цветные стекла всех возможных оттенков, потом шлифовать куски их и при помощи особого цемента складывать в картины. С 1749 г. Ломоносов начинает разрабатывать первую часть. Он весь поглощен опытами производства цветных стекол; как видно по сохранившемуся журналу их, каждый опыт делался точно — с записыванием веса взятых составных частей, способа работы и цвета полученного стекла. Эта часть работы была закончена к 1751 году: в результате более 2200 опытов, явилась возможность иметь стекла любого цвета, непрозрачные; из них уже нетрудно было составлять картины. Первой картиной, работы самого Ломоносова, был образ Богоматери, на который пошло более 4000 кусков стекла, поднесенный 4 сентября 1752 года Елизавете. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Иванович Воробьёв, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала. В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа:

  • Расширение ассортимента исходных материалов.
  • Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей – посредством химической обработки природных и искусственных соединений.
  • Изучение действия красителей на стекло.

Ломоносов пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий».

Ученик: Сообщение о научных исследованиях, проведенных в лаборатории.

Учитель химии: Воодушевленный успехом, Ломоносов представил вскоре проект учреждения мозаичной фабрики, а затем — стеклянного завода, для которого просил дать ему не далее 150 верст от Петербурга поместье с лесом и не менее 200 душ крестьян. Сенат отнесся благосклонно к устройству стеклянного завода и постановил разрешить устройство его Ломоносову с пособием от казны и привилегией на 30 лет. Оставался вопрос о поместье, что зависело только от государыни. Ломоносов возлагал большие надежды на свою известность при Дворе и на покровительство И. И. Шувалова, с которым он был в то время в близких отношениях: с этой целью он и написал в декабре 1752 года Шувалову известное письмо в стихах о пользе стекла. Ученик: «Неправо о вещах те думают, Шувалов…»
Учитель: Время шло; согласно указу Сената, Ломоносов должен был к июню 1753 года представить ведомость о состоянии фабрики, а поместья для ее устройства у него еще не было. Поэтому Ломоносов 23 февраля уехал в Москву, где в то время находился Двор, чтобы лично просить о пожаловании какого-нибудь села. Его просьбы имели успех, и Именным Высочайшим повелением от 15 марта 1753 г. он получил для стеклянного завода в Копорском уезде С.-Петербургской губ. деревни: от мызы Коважской — Шишкину, Калищи, Усть-Рудицы; от мызы Горья Валдай (ныне Коровалдай) — дер. Перекули и Липовую, всего 211 душ крестьян и около 9000 десятин земли, выходившей на море.

Ученик: Сообщение о постройке стеклянного завода в Усть-Рудицах и его истории.

Учительхимии: В благодарность за разрешение устройства завода Ломоносов поднес в 1756 году Сенату портрет Петра Великого, и сейчас находящийся в Сенате. После весьма хорошего отзыва, данного Академией Художеств о его мозаичных картинах, Ломоносов внес в Сенат предложение украсить такими картинами монумент Петра Великого в Петропавловском Соборе. Сенат одобрил эту мысль и проект, представленный 1 апреля 1758 года. Но затем дело это затянулось и утверждение проекта последовало лишь в 1760 году, причем смета на мозаичную работу была составлена Ломоносовым в сумме 80764 руб. В июне 1761 г. он получил 6000 руб. и затем ежегодно получал по 13460 руб.

Ученик: Рассказ о мозаичных мастерских и мозаиках, созданных М.В.Ломоносовым.

Учитель химии: Вскоре после смерти ученого Усть-Рудицкая фабрика закрылась. Постепенно пришли в ветхость и разрушились постройки, а двухэтажный дом, в котором жил М. В. Ломоносов, сгорел в 1919 году. Сегодня на месте стекольной фабрики стоит памятный обелиск со скромной надписью: "Здесь жил и работал М. В. Ломоносов". Эта страница деятельности М.В. Ломоносова – яркий пример органичного сочетания всего разнообразия его способностей: как увлечённого учёного-теоретика, в совершенстве владеющего экспериментом, практика, очень удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, умелого организатора производства, вдохновенного художника-дилетанта, наделённого природным вкусом, умеющего с толком применить свои познания и в этой области.

Он творил и разрабатывал не ради славы, а для блага России.

А теперь мы предлагаем вам ответить на вопросы:

  1. Что вам было известно о М.В.Ломоносове?
  2. Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
  3. Что еще вы хотели бы узнать о М.В.Ломоносове?

Информация о домашнем задании: Написать оду о М.В.Ломоносове.