Цели урока:
- Показать многообразие творчества поэтов и художников родного края.
- Совершенствовать умения учащихсяся анализировать поэтическое произведение.
- Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту.
- Формировать речевую компетенцию
- Воспитать любовь к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование:
Доска, мультимедийный проектор, плакат с изображением осеннего парка,
Карточки – таблицы тропов, вырезанные из бумаги цветные листья клена и березы.
Технология: мастерская.
Ход урока.
1. Индукция.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой…
Б.Пастернак
– Сегодня на уроке мы будем работать с прекрасными осенними пейзажами нашего города, стихотворениями Воскресенских поэтов об этом удивительном времени года, чтобы увидеть его краски, почувствовать запахи, услышать звуки осени. Наша задача – создание осенних сочинений- миниатюр, которые дополнят данный пейзаж.<Рисунок 1>
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Сочинение-миниатюра «Осень в родном городе».
Осень. Подумайте и назовите ассоциации, которые возникают у Вас с этим временем года. Запишите их.
2. Самоконструкция
- Теперь я предлагаю посмотреть Вам видеоряд «Осень в родном городе». <Приложение1> После просмотра оформите свои ощущения и впечатления в виде словосочетаний или предложений.
3. Социоконструкция
Формируются группы на основе интересов: художники, композиторы, лирики.
Задания по группам:
Группа художников
- Запишите словосочетания, используя краски осени, которые Вы увидели в презентации. Вы можете дополнить словосочетания из видеоряда собственными примерами.
Группа композиторов
- Вам предстоит записать словосочетания, используя звуки осени.
Группа лириков
- Запишите словосочетания, используя такие художественные выразительные средства, как сравнение и метафора.
В вашей работе будет помощником таблица художественных средств выразительности. <Приложение2>
4. Афиширование.
- В результате вашей работы получились эпитеты у художников, олицетворения у композиторов, сравнения и метафоры у лириков. Давайте вспомним значение этих тропов. Какую роль они играют в художественном произведении?
Назовите Ваши словосочетания. Давайте запишем наиболее понравившиеся вам (записываются на доске).
5. Разрыв.
- Напишите сочинение-миниатюру (5-7предложений), используя составленные словосочетания. Оформите свои работы на разноцветных осенних листьях, которые лежат перед вами.
После написания сочинений учащиеся прикрепляют свои листочки на плакат.
Получается осенний коллаж.