Занятие 1
Цели:
- развитие умения обобщать, классифицировать понятия по определенному признаку;
- актуализация знаний учащихся о летних месяцах и изменениях в природе, соответствующих этому времени года;
- развитие связной речи и активизация словарного запаса.
Оборудование и материалы: карточки к упражнению «Расставь картинки»; мешочек и карточки к заданию «Распредели на группы», переносная магнитная доска. Персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия; задания, размещённые в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе».
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Добрый день тем, кто…»
Ведущий предлагает детям поздороваться друг с другом и с ним, завершив фразу: «Добрый день тем, кто…». Первую фразу задаёт ведущий: «Добрый день тем, кто сегодня был внимательным». Дети, которые считают, что они сегодня были внимательными, отвечают: «Добрый день». Затем ребята по очереди выступают в роли ведущего и предлагают свои варианты фраз.
2. Основное содержание занятия.
Упражнение «Распредели на группы»
Ведущий предлагает детям сесть полукругом перед доской. К доске прикреплены кармашки с надписями «МЕБЕЛЬ», «ФРУКТЫ». Дети по очереди берут карточки из мешочка, говорят, к какой группе относится предмет, изображенный на карточке, и кладут карточки в кармашки, соответствующие данному обобщающему понятию. Среди карточек должны быть такие, которые нельзя отнести к заданным группам. Ребята должны объяснить, почему они не подходят.
Подобное задание ведущий предлагает выполнить детям самостоятельно за ПК.
Физкультминутка
Ветер дерево качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
(Дети раскачиваются, делают наклоны, поднимают руки вверх и потряхивают кистями рук.)
Упражнение «Время года»
Дети садятся за ПК. Перед ними изображение одного из времен года. Дети называют, какое время года изображено на фото. Затем ребята выполняют задание на ПК: «Выбери месяцы соответствующие этому времени года и перенеси их на белое поле». Далее учащиеся переходят на следующий лист и, опираясь на представленные картинки, рассказывают о характерных особенностях данного времени года.
Упражнение «Расставь картинки»
Данное задание дети могут выполнять как с поддержкой, так и без поддержки ИКТ. Во втором случае детям раздаются наборы карточек, соответствующие количеству участников занятия.
Ведущий предлагает детям расставить карточки в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Учащиеся выполняют задание и рассказывают свои истории по очереди.
3. Подведение итогов.
Участники занятия вспоминают, что они сегодня выполняли и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Занятие 2
Цели:
- развитие умения обобщать, классифицировать понятия по определенному признаку;
- развитие произвольного внимания;
- развитие математического аспекта логического мышления.
Оборудование и материалы: бланки для упражнения «Загадочные числа», рабочие тетради. Персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия; задания, размещённые в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе»; проектор, экран.
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Поздоровайся как…»
Ведущий предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга не как обычно, а из роли животного: «У меня в мешочке находятся карточки с названиями различных животных. Вы по очереди берёте карточки и приветствуете всех, например, как слон, если вытащили карточку с названием этого животного».
2. Основное содержание занятия.
Упражнение «Подбери и поставь»
Ведущий предлагает детям сесть за ПК. Перед ними задание, в котором надо поставить недостающую картинку в каждое цветовое поле и подобрать общее слово для каждой группы картинок. Если ребенок сделал верный выбор, появляется надпись «Молодец!», если задание выполнено неверно – «Подумай!».
Упражнение «Найди пару»
Ведущий предлагает детям посмотреть на экран и найти два одинаковых зонтика. А затем в своих тетрадях дети записывают номера похожих между собой зонтиков.
Физкультминутка «Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Дети показывают руками лепестки цветов, дуновение ветерка под соответствующие фразы ведущего.)
Упражнение «Загадочные числа»
Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Если учащиеся не могут сами сразу выявить математическую закономерность, следует предложить им выполнить промежуточные операции, направленные на выявление связи между отдельными числами группы. Работа проводится на индивидуальных бланках. После выполнения задания детям предлагается самостоятельно придумать и записать ряд чисел с закономерностью.
Это задание также можно выполнять и с поддержкой ИКТ (вариант задания размещён в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе»).
3. Подведение итогов.
Участники занятия становятся в круг, передают мяч друг другу и вспоминают, что они сегодня выполняли и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Занятие 3
Цели:
- развитие умения составлять из частей целое, проводя мысленный анализ и синтез;
- развитие произвольного внимания;
- развитие зрительной памяти.
Оборудование и материалы: демонстрационный материал и бланки для задания «Посмотри и запомни», конверты с заготовками для задания «Часть и целое» по количеству детей, тетради, ручки. Персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия; задания, размещённые в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе». Проектор, экран.
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Добрый день тем, кто…»
Ведущий предлагает детям поздороваться друг с другом и с ним, завершив фразу: «Добрый день тем, кто…». Первую фразу задаёт ведущий: «Добрый день тем, кто сегодня был внимательным». Дети, которые считают, что они сегодня были внимательными, отвечают: «Добрый день». Затем ребята по очереди выступают в роли ведущего и предлагают свои варианты фраз.
2. Основное содержание занятия.
Упражнение «Посмотри и запомни»
Ведущий демонстрирует детям изображение шести фигур в течение 25 сек. Для лучшего запоминания при рассмотрении проговаривают отличительные особенности этих фигур. Затем ведущий убирает изображение, а дети отмечают в бланках те фигуры, которые они запомнили.
Вариант этого задания есть в курсе «Думаем и рассуждаем вместе».
Упражнение «Часть и целое»
Для выполнения упражнения дети садятся за ПК. Детям ведущий предлагает внимательно рассмотреть картинки слева (корабль и машина). «Перед вами предметы и их части. Части корабля: якорь, штурвал. А какие ещё части корабля вы можете назвать?»- говорит ведущий. Аналогично проводится работа с детьми по картинке «Машинка».
Далее детям предлагается перейти на следующий лист.
Ведущий: «Посмотрите, в верхнем левом углу изображен чайник. Ниже, в зеленой рамке находятся части чайника. Попробуйте из этих частей в квадрате с фиолетовой рамкой собрать чайник так, чтобы получить целое».
Дети выполняют работу.
После выполнения этого задания детям предлагают пересесть за парты и вспомнить сказку «Курочка Ряба». С помощью проектора на экран выводится изображение сюжета из сказки. Ведущий: «Всем известно, что мышка хвостиком махнула и разбила яичко. Перед вами в конвертиках лежат осколки яичка. Соберите их. Назовите номера частей, из которых получилось собрать целое» Также задание можно выполнить и на компьютере.
Физкультминутка «Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Упражнение «Найди хозяина»
Ведущий предлагает детям пересесть за ПК. Ведущий: «Посмотрите на картинку и помогите распутать поводки, чтобы узнать хозяев щенят. Воспользуйтесь разными цветами.»
3. Подведение итогов.
Участники занятия становятся в круг, передают мяч друг другу и вспоминают, что они сегодня выполняли и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Занятие 4
Цели:
- развитие умения обобщать, классифицировать понятия по определенному признаку;
- развитие кратковременной зрительной памяти;
- развитие связной речи и активизация словарного запаса.
Оборудование и материалы: бланки для упражнения «Посмотри и запомни», рабочие тетради, картинки для упражнения «Составь предложения». Персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия; задания, размещённые в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе».
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Молодец сегодня тот, кто… »
Ведущий предлагает детям завершить фразу: «Молодец сегодня тот, кто…». Первую фразу задаёт ведущий: «Молодец сегодня тот, кто помог товарищу». Дети, которые считают, что они сегодня помогли другим, машут в ответ рукой. Затем ребята по очереди выступают в роли ведущего и предлагают свои варианты фраз.
2. Основное содержание занятия.
Упражнение «Посмотри и запомни»
Данное задание дети могут выполнять как с поддержкой, так и без поддержки ИКТ. Ведущий предлагает детям посмотреть и запомнить расположение предметов, а затем нарисовать эти предметы в своих бланках, если задание выполняется без поддержки ИКТ.
При выполнении задания на ПК, ведущий дает время на запоминание. Затем просит перейти детей на следующий лист и расставить предметы.
Упражнение «Что не подходит?»
Дети садятся за ПК. Перед ними на карточке написано и обведено слово «СПОРТ». Детям необходимо вынести за рамки квадрата, на белое поле те предметы, которые не относятся к заданному понятию. В тетрадях дети должны придумать сами похожее задание и нарисовать.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка серенький сидит Зайке холодно сидеть, Зайке холодно стоять,
И ушами шевелит. Надо лапочки погреть. Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Прыг-скок, прыг-скок,
И ушами шевелит. Надо лапочки погреть. Надо зайке поскакать.
(Дети показывают руками ушки зайчика, хлопают в ладоши и прыгают на месте под соответствующие фразы ведущего.)
Упражнение «Составь предложения»
Ведущий раздает всем учащимся картинки. Дети рассматривают картинки и составляют предложения, используя предлоги «С», «К», «В», «ОТ». Затем, по очереди участники озвучивают составленные предложения.
Данное задание можно выполнить с ИКТ поддержкой. Изображение картинки выводится на экран с помощью проектора. Дети составляют предложения по заданной картинке.
3. Подведение итогов.
Участники занятия становятся в круг, передают мяч друг другу и вспоминают, что они сегодня выполняли и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Занятие 5
Цели:
- развитие умения производить мысленный анализ, синтез, устанавливать логические связи;
- развитие произвольного внимания;
- развитие связной речи и активного словарного запаса.
Оборудование и материалы: тетради, ручки, презентация к упражнению «Составь рассказ», презентация к упражнению «Подбери к…». Персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия, задания, размещённые в системе «Школа информатизации» в курсе «Думаем и рассуждаем вместе». Проектор, экран.
1. Приветствие.
Упражнение «Добрый день тем, кто…»
Ведущий предлагает детям поздороваться друг с другом и с ним, завершив фразу: «Добрый день тем, кто…». Первую фразу задаёт ведущий: «Добрый день тем, кто сегодня был внимательным». Дети, которые считают, что они сегодня были внимательными, отвечают: «Добрый день». Затем ребята по очереди выступают в роли ведущего и предлагают свои варианты фраз.
2. Основное содержание занятия.
Упражнение «Найди слова»
Данное задание может выполняться как на индивидуальных бланках, так и на ПК.
Ведущий: «Среди этих букв спрятались слова. Внимательно посмотрите, найдите и подчеркните все слова».
После того, как дети выполнили задание, производится проверка. Ребята по очереди называют слова, которые они нашли.
Далее ведущий предлагает детям в своих тетрадях самостоятельно придумать друг для друга похожее задание. Дети обмениваются тетрадями и отмечают найденные слова.
Упражнение « Составь рассказ»
Дети объединяются в 2-3 группы. Каждой группе выдаётся набор карточек. Ведущий предлагает ребятам в своих группах разложить карточки так, чтобы получился рассказ и придумать название для него. После того, как дети выполнят задание, представители от каждой группы по очереди озвучивают свою историю. Последним, свой вариант истории, предлагает ведущий, показывая презентацию.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо. Ветер тише, тише, тише.
(помахать руками на лицо) (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Закачалось деревцо. Деревцо всё выше, выше.
(покачаться из стороны в сторону) (потянуться вверх)
Упражнение «Задача кота Матроскина»
Ведущий просит детей пересесть за ПК. Перед ними логическая задача: « Кот Матроскин, Дядя Фёдор и Шарик делали заготовки на зиму: сушили грибы, мариновали грибы в банках и варенье в
банках. Кто из друзей что заготавливал, если Дядя Фёдор и Матроскин закатывали банки, а Шарик и Дядя Фёдор ходили в лес за грибами. (Подсказка – Дядя Фёдор очень любит грибы)». Если решение задачи вызывает затруднения у детей, то проходит совместное обсуждение.
3. Подведение итогов.
Участники занятия становятся в круг, передают мяч друг другу и вспоминают, что они сегодня выполняли и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось.