ЦЕЛЬ: формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье.
ЗАДАЧИ:
- обобщить и дополнить представления о привычках, способствовать развитию умения анализировать свои привычки и их влияния на здоровье человека;
- развивать мышление, внимание, восприятие на основе упражнений и заданий;
- воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Приветствие. Положительный настрой на занятие.
Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
- У каждого из вас находится карточка с буквами. Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся - сложить слово, которое определить тему нашей встречи.
Ы | У | О | Р |
У | П | О | У |
И | О | В | Ч |
У | К | О | А |
- Какое слово у вас получилось? (Привычка).
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
- Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).
Привычка - это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.
- Т.е. привычка - это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?
2. Сообщение темы занятия.
- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
- Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.
3. Работа по теме.
- Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите, какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (полезные). Чем они помогают нашему организму?
А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).
- По мере развития вредных привычек у человека, возникает зависимость, болезнь, от которой не всегда удается впоследствии избавиться.
1). Работа на карточках.
Задание: необходимо из списка выбрать полезные привычки и напротив поставить знак "+", а напротив вредных привычек - знак "-". Если вы сомневаетесь, какая это привычка, то поставьте знак "?".
Обманывать | |
Умываться | |
Чистить зубы | |
Сутулиться | |
Пропускать уроки | |
Класть вещи на место | |
Грызть ногти | |
Лениться | |
Читать, лежа | |
Мыть после себя посуду | |
Конфликтовать | |
Драться | |
Выполнять обещания- | |
Делать ежедневную зарядку | |
Говорить правду |
После выполнения задания детьми проводится обсуждение полученных ответов.
- Давайте сделаем вывод из всего сказанного: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят. Другие появляются, третьи - остаются с человеком на всю жизнь. (Необходимо, чтобы этот вывод дети сделали сами).
2). Физ. минутка.
Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.
Задание: встать в шеренгу: - по росту, - по возрасту от самого старшего, - по первой букве в имени, фамилии.
3). Беседа по теме.
-особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
- Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?
- Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье?
(Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, питаться в одно и то же время и др.).
- А какие привычки могут принести вред нашему здоровью? (Вредные). Иногда человек совсем не задумывается, что читать лежа - это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью.
- Но наиболее серьезное и опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Перечислите, какие заболевания развиваются у человека, употребляющего эти опасные вещества.
Краткие сообщения учащихся по теме:
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память. меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.
Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.
Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.
- От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).
- Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители), от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).
- А от чего зависит остальная половина?
- Она зависит от самого человека, от его образа жизни.
- Как же надо себя вести, чтобы образ жизни влиял на здоровье только положительно? (Надо вести здоровый образ жизни).
Задание: определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни": среди предложенных высказываний на карточках выбрать правильные.
Ответ: в понятие "здоровый образ жизни" входят:
- отказ от разрушающих вредных привычек,
- активный двигательный режим,
- рациональное питание,
- закаливание организма,
- личная гигиена,
- положительные эмоции.
- Как вы считаете, с каким человеком приятнее общаться: с тем, который имеет вредные или полезные привычки?
- Человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему организму и здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, т.к. подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.
- Какие привычки и поступки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?
- Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?
- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?
- Давайте попробуем составить "План избавления от вредной привычки". Сначала нужно подумать, какая ваша вредная привычка опасна для вашего здоровья (каждый ученик получает бланк задания "План избавления от вредной привычки").
Мой план избавления от вредной привычки.
1. Вредная привычка от которой я хочу избавиться
________________________________________________________________________________________________________________
2. Время для работы над собой _____________________________
________________________________________________________
(укажи срок и время)
3. Мне понадобиться помощь ______________________________
________________________________________________________
(укажи человека)
4. Я должен (должна) сделать ______________________________
________________________________________________________
5. Избавившись от этой привычки, я ________________________
________________________________________________________
4). Заключение.
- Итак, мы определили с вами, что как влияют на здоровье человека наши привычки. Предлагаю вам выполнить творческое задание. Давайте разделимся на две команды. Одна команда изобразит человека, страдающего вредными привычками, а вторая команда нарисует человека, у которого имеются только положительные привычки. (Дети выполняют это задание без помощи взрослого. Они выбирают из предложенных изобразительных средств необходимые и приступают к рисованию).
III. Итог занятия.
- Давайте посмотрим, какие портреты получились.
Учащиеся объясняют, что они хотели изобразить, доказывают свои предложения о влиянии привычек на внешний облик человека..
- Давайте подведем итог.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Какие привычки называются полезными, а какие вредными?
- К чему приводят вредные привычки?
- Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать?
- Что помогает не иметь вредные привычки?
Устное оценивание работы детей на занятии.
Уборка рабочего места.