Культура Древней Греции. Крито-микенский период. 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Для изучения материала по теме: "Культура Крито-Микенского периода" используются презентации (Приложение 1) и тест (Приложение 2). В статье дается краткое содержание по слайдам с указанием ссылок, где можно познакомиться с материалом более подробно.

Культура Крита. Приложение 1.

Слайд 1.

Сегодня мы познакомимся с культурой Крита.

Эпиграф:

"Как часто я тоскующей душою
Безумно рвусь в твой чудный древний мир,
Святая Греция"
М.Михалков

Слайд 2.

Что такое Античность? Как переводится данное слово?

На какие периоды делится античное искусство?

Это нужно прочесть:

http://www.antica.lt/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.coolreferat.com/

Слайд 3.

Краткие сведения об Артуре Эвансе

Сэр Артур Джон Эванс (1851-1941) - британский археолог, открыватель Минойской цивилизации.Артур Эванс родился 8 июля 1851 г. в городке Нэш-Миллз (Хертфордшир), в семье Джона Эванса, промышленника и археолога-любителя. Учился в частной школе Харроу-Скул, затем в Оксфордском и Геттингенском университетах. Служил куратором Музея Ашмола в Оксфорде. Унаследовав от отца интерес к античности, активно занимался историческими изысканиями.В 1889 году в руки Эванса, работавшего хранителем музея Эшмолеан в Оксфорде, попалась сердоликовая печать, дарованная музею, вместе с прочими предметами старины, путешественником Гревиллем Честером. На печати содержались иероглифические знаки, а сама печать была, якобы, из Спарты. Эванс нашёл сходство между знаками на этой печати с хеттскими иероглифами. Спустя четыре года, в 1893 году, будучи в Афинах Эванс наткнулся на несколько печатей, похожих на первую. Узнав, что они были привезены из Крита, он запросил в Берлинский музей, откуда получил слепки ещё ряда похожих надписей. В том же году Эванс доложил Лондонскому обществу любителей эллинских древностей об открытии около 60 иероглифов, и уже в следующем году отбыл на Крит.В 1900 г. организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия "критские иероглифы", "Линейное письмо А" и "Линейное письмо Б". Надеясь самостоятельно дешифровать критское письмо, долгое время задерживал публикацию критских надписей. Придерживался неверной гипотезы, что ни одна из этих письменностей не могла служить для передачи греческого языка.За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящен в рыцари.Скончался 11 июля 1941 г.

Прочти-это интересно:

crete2002.narod.ru>evans.htm

ru.wikipedia.org>wiki/Эванс,_Артур

Слайд 4.

Основные центры Крито-Микенской культуры.

Слайд 5.

Кносс - древний город на острове Крит, расположен около столицы острова города Ираклион, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями. Главный город острова во времена минойской цивилизации (в греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса), а также некоторое время под властью ахейских греков, во времена Микенской цивилизации. По легенде, в его окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр. Средоточие культа критского Зевса. Родина Эпименида.

В Кноссе величайший афинский художник, скульптор и зодчий Дедал и выстроил для царя Миноса знаменитый дворец Лабиринт с запутанными ходами, что, раз войдя в него, никто уже не мог найти выход. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра - получеловека-полубыка. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса.Так рассказывает древний греческий миф, но существовал ли Лабиринт на самом деле? Многие исследователи считают его чудом света, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать.

Кносский дворец на Крите был назван "Лабиринтом", потому что в святилищах, расположенных во дворце, часто встречается изображение ритуального двойного топора - "лабриса".

Прочти - это важно:

http://istanor.org/study/lesson.php?lid=41&stid=9&c=2

http://new.chronologia.org/volume11/batarin_crete.php

http://www.wrldlib.ru/t/tatxjana_j/krit.shtml

Слайд 6.

История.

Первый дворец Кносса был построен ок. 2000-1700 г. до н. э., "раннедворцовый период", на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, "новодворцовый период". Период 1700-1450 гг. до н. э. - время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите {Фест,Закрос и др.}. Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до первого византийского периода.Почти все сохранившиеся до настоящего времени развалины относятся к периоду до 1450 г. до н. э., так называемому новодворцовому периоду.

Прочти - это интересно.

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st056.shtml

http://www.o8ode.ru/article/planetwa/ezze/egey/knocckii_dvorec.htm

http://www.otzyv.ru/read.php?id=98312

ru.wikipedia.org>Кносский Дворец

ru.wikipedia.org>wiki/Эванс,_Артурcrete2002.narod.ru>evans.htm

Слайд 7.

Кносский дворец - это кладовые, погреба, хранилища для сокровищ и оружия, множественные мастерские, в которых работали скульпторы и художники, театральные площадки, царские покои, многочисленные жилые помещения, места культового поклонения. Город, который активно жил и работал. Устройство дворца создавало постоянную прохладу, что было особенно важно в условиях местного климата.

Дворец имел собственную канализацию, что свидетельствует о рождении совершенной инженерной мысли, его уникальности. Особого внимания заслуживают лестницы дворца, они, как многочисленные вены огромного тела, переплетаются для создания бесконечного сообщения и движения.

Прочти и посмотри видео:

http://see-art.ru

http://navigatorblog.ru

http://www.seetheworld.ru/

Слайд 8.

Рассмотри строение дворца, устройство комнат, световые колодца.

http://www.seetheworld.ru/

http://www.odessapassage.com/

Слайд 9

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию.

Прочти это важно:

http://www.crete-greece.ru/cnospalace.php

Слайд 10.

В "тронном" зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.

Подробнее:

http://historik.ru/

Слайд 11.

Ответь на вопросы.

Слайд 12.

Живопись Кносского дворца.

Прочти материал о живописи:

http://www.kursovye-na-zakaz.ru/referat/4983.html

Слайд 13., 14., 15, 16.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент - чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Слайд 17.

Культ бога-быка включал в себя:

-игры с быком (изображение которых видно на фреске "Тореадоры")-небольшие святилища с жертвенными столами и священными изображениями культовых предметов, расположенные в священных рощах, пещерах, во дворцах правителей, рядом с домами людей

Культовый предмет -лабрис - двойной топорик, символ силы и превосходства

- ритон в форме головы быка

Прочти:

http://4students.info/kulturologiya/antichnaya-kultura/310-kultura-drevnej-gretsii

http://www.historycivilizations.ru

Слайд 18, 19, 20

Декоративно-прикладное искусство Крита

Прочти:

<http://artiques.ru/node/50

После изучения материала - выполни тест Приложение 2.