Класс: 6
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы
Цели урока: формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.
Задачи урока:
- познакомиться с событиями истории Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в; охарактеризовать личность Владимира Мономаха;
- развитие критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с текстами исторических источников, умение анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать проблемы и находить пути их решения; учиться делать оценку политического деятеля по алгоритму;
- воспитание уважительного отношения к родной истории через знакомство с жизненным путем Владимира Мономаха; воспитание личностей способных самостоятельно мыслить и действовать.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Лекция, беседа, работа с историческими документами, составление портрета исторического деятеля, групповая работа, мультимедийное сопровождение урока.
Время реализации урока: 1 учебный час
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Складывается понимание того, что распад государства есть естественный процесс в развитии многих стран, приводящий впоследствии к образованию новых централизованных государств. Достигается понимание причин распада Древнерусского государства; учащиеся развивают навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения, навыки самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, также данный урок способствует повышению информационной культуры и компетентности учащихся; развиваются навыки критического мышления, работы с историческими источниками и их анализ.
Необходимое оборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, маркеры, ватман.
Опережающее домашнее задание: подготовить сообщение о половцах.
Дидактическое обеспечение урока: подготовленные учителем карточки, материалы исторических источников, мультимедийная презентация, интерактивная карта.
Ход и содержание урока
I. Орг.момент
II. Введение в тему: работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого". (Слайд 8)
Все тексты исторических документов, выводящиеся на слайды, дублируются в бумажном варианте и используются в качестве раздаточного материала для урока.
Вопросы к документу:
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
- Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?
- Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?
- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем - смогли или нет выполнить сыновья и внуки Ярослава Мудрого его завещание?
Записываем тему урока: "Начало распада Древнерусского государства" (Слайд 1-6).
Постановка проблемного вопроса: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события? (Слайд 9)
III. Изучение нового материала
1. Наследники Ярослава Мудрого: рассказ учителя о наследниках Ярослава Мудрого:
- работа со схемой "Ярославичи" (Слайд 10),
- работа с картой " Древнерусское государство во второй половине XI - начале XII в."; (Слайд 11)
- выделение основных противоборствующих группировок князей. Сообщение учащихся о половцах.(Слайд 14-16)
2. Любечский съезд: Работа с отрывком из "Повести временных лет"(Слайд 19)
Беседа по вопросам:
-
Подумайте, кто должен был выступить
сторонником созыва Любечского съезда?
- Каковы были причины и цели созыва съезда князей в Любече?
Работа с отрывком из "Повести временных лет" (Слайд 22)
Беседа по вопросам:
-
Объясните слова: "Пусть каждый держит отчину
свою".
- Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
- Какое значение имел Любечский съезд князей? Каким образом он изменил положение удельных князей?
Рассказ учителя о событиях произошедших после съезда. (Слайд 24-25)
Правление Владимира Мономаха:
а) групповая работа учащихся с подготовленными учителем текстами (Приложение 2). Ребята делятся на группы, выполняют задание на приготовленных ватманах. В зависимости от уровня подготовленности учащихся и решаемых учебных задач, деятельность может подразумевать следующее:
- составление портрета политического деятеля Владимира Мономаха (Слайд 26)
- заполнение таблицы внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха
б) представление групповых работ, ответы на вопросы. (Слайд 27)
-
Какие сведения о детстве и воспитании
Владимира Мономаха мы получили из данных
документов? Как они характеризуют этого
государственного деятеля?
- Какую роль сыграл Владимир Мономах в деле противостояния Руси и половцев?
- Какие деяния характеризуют Владимира Мономаха как мудрого правителя и государственного мужа?
- Как характеризует данного государственного деятеля его "Поучение"? Какие сведения о нравах жителей Киевской Руси мы можем почерпнуть из данного документа?
- Какую оценку роли Владимира Мономаха в русской истории дают различные ученые? С какой точкой зрения вы согласны и почему?
Отвечаем на проблемный вопрос: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события?
IV. Закрепление.
Письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (можно перенести эту работу на домашнее задание, если не хватит времени урока).
Памятка для оценки политического деятеля (слайд 28):
- Интересы какого класса или группы выражал?
- Чего хотел добиться?
- Какие методы использовал для достижения целей?
- Ваше личное отношение к нему.
V. Подведение итогов. Выставление оценок
Рефлексия деятельности на уроке:
Беседа с ребятами:
- понравился ли вам урок, что не понравилось, какие трудности испытывали? Комфортно или нет чувствовали себя на уроке, почему?
- смогли ли ответить на проблемный вопрос? Какие новые вопросы у вас появились, где можно найти на них ответ?
Домашнее задание: параграф 5, задания по карточкам (Приложение 1) и/или (в зависимости от уровня подготовленности ребят) письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (при желании учащихся можно выбрать другого политического деятеля, с которым познакомились на уроке, или если успели сделать характеристику Мономаха на занятии).
Список учебной и дополнительной литературы.
- А.А. Данилов. История России. 6 кл.: учебник. - М.: Просвещение.2009
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982
- Письмо Мономаха Олегу
- Повесть временных лет
- Поучение Владимира Мономаха
- Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества: 6 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
- Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2009
- ru.wikipedia.org>wiki/Владимир:Мономах
- http://www.monomah.vladimir.ru/