Урок истории с ИКТ-технологиями. Тема: "Начало распада древнерусского государства". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 6

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы

Цели урока: формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.

Задачи урока:

  • познакомиться с событиями истории Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в; охарактеризовать личность Владимира Мономаха;
  • развитие критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с текстами исторических источников, умение анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать проблемы и находить пути их решения; учиться делать оценку политического деятеля по алгоритму;
  • воспитание уважительного отношения к родной истории через знакомство с жизненным путем Владимира Мономаха; воспитание личностей способных самостоятельно мыслить и действовать.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Лекция, беседа, работа с историческими документами, составление портрета исторического деятеля, групповая работа, мультимедийное сопровождение урока.

Время реализации урока: 1 учебный час

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Складывается понимание того, что распад государства есть естественный процесс в развитии многих стран, приводящий впоследствии к образованию новых централизованных государств. Достигается понимание причин распада Древнерусского государства; учащиеся развивают навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения, навыки самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, также данный урок способствует повышению информационной культуры и компетентности учащихся; развиваются навыки критического мышления, работы с историческими источниками и их анализ.

Необходимое оборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, маркеры, ватман.

Опережающее домашнее задание: подготовить сообщение о половцах.

Дидактическое обеспечение урока: подготовленные учителем карточки, материалы исторических источников, мультимедийная презентация, интерактивная карта.

Ход и содержание урока

I. Орг.момент

II. Введение в тему: работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого". (Слайд 8)

Все тексты исторических документов, выводящиеся на слайды, дублируются в бумажном варианте и используются в качестве раздаточного материала для урока.

Вопросы к документу:

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
  • Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?
  • Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем - смогли или нет выполнить сыновья и внуки Ярослава Мудрого его завещание?

Записываем тему урока: "Начало распада Древнерусского государства" (Слайд 1-6).

Постановка проблемного вопроса: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события? (Слайд 9)

III. Изучение нового материала

1. Наследники Ярослава Мудрого: рассказ учителя о наследниках Ярослава Мудрого:

  • работа со схемой "Ярославичи" (Слайд 10),
  • работа с картой " Древнерусское государство во второй половине XI - начале XII в."; (Слайд 11)
  • выделение основных противоборствующих группировок князей. Сообщение учащихся о половцах.(Слайд 14-16)

2. Любечский съезд: Работа с отрывком из "Повести временных лет"(Слайд 19)

Беседа по вопросам:

  • Подумайте, кто должен был выступить сторонником созыва Любечского съезда?
  • Каковы были причины и цели созыва съезда князей в Любече?

Работа с отрывком из "Повести временных лет" (Слайд 22)

Беседа по вопросам:

  • Объясните слова: "Пусть каждый держит отчину свою".
  • Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
  • Какое значение имел Любечский съезд князей? Каким образом он изменил положение удельных князей?

Рассказ учителя о событиях произошедших после съезда. (Слайд 24-25)

Правление Владимира Мономаха:

а) групповая работа учащихся с подготовленными учителем текстами (Приложение 2). Ребята делятся на группы, выполняют задание на приготовленных ватманах. В зависимости от уровня подготовленности учащихся и решаемых учебных задач, деятельность может подразумевать следующее:

  • составление портрета политического деятеля Владимира Мономаха (Слайд 26)
  • заполнение таблицы внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха

б) представление групповых работ, ответы на вопросы. (Слайд 27)

  • Какие сведения о детстве и воспитании Владимира Мономаха мы получили из данных документов? Как они характеризуют этого государственного деятеля?
  • Какую роль сыграл Владимир Мономах в деле противостояния Руси и половцев?
  • Какие деяния характеризуют Владимира Мономаха как мудрого правителя и государственного мужа?
  • Как характеризует данного государственного деятеля его "Поучение"? Какие сведения о нравах жителей Киевской Руси мы можем почерпнуть из данного документа?
  • Какую оценку роли Владимира Мономаха в русской истории дают различные ученые? С какой точкой зрения вы согласны и почему?

Отвечаем на проблемный вопрос: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события?

IV. Закрепление.

Письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (можно перенести эту работу на домашнее задание, если не хватит времени урока).

Памятка для оценки политического деятеля (слайд 28):

  1. Интересы какого класса или группы выражал?
  2. Чего хотел добиться?
  3. Какие методы использовал для достижения целей?
  4. Ваше личное отношение к нему.

V. Подведение итогов. Выставление оценок

Рефлексия деятельности на уроке:

Беседа с ребятами:

  • понравился ли вам урок, что не понравилось, какие трудности испытывали? Комфортно или нет чувствовали себя на уроке, почему?
  • смогли ли ответить на проблемный вопрос? Какие новые вопросы у вас появились, где можно найти на них ответ?

Домашнее задание: параграф 5, задания по карточкам (Приложение 1) и/или (в зависимости от уровня подготовленности ребят) письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (при желании учащихся можно выбрать другого политического деятеля, с которым познакомились на уроке, или если успели сделать характеристику Мономаха на занятии).

Список учебной и дополнительной литературы.

  1. А.А. Данилов. История России. 6 кл.: учебник. - М.: Просвещение.2009
  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995
  3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988
  4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982
  5. Письмо Мономаха Олегу
  6. Повесть временных лет
  7. Поучение Владимира Мономаха
  8. Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества: 6 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
  9. Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2009
  10. ru.wikipedia.org>wiki/Владимир:Мономах
  11. http://www.monomah.vladimir.ru/