КЛАСС: 5.
ТИП УРОКА: изучение новой темы.
УЧЕБНИК: «Математика – 5», Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 7 издание, Москва, 2000.
ОБОРУДОВАНИЕ: два яблока, нож у учителя, у каждого ученика лист А4.
ЦЕЛИ:
- ввести понятие обыкновенной дроби, числителя, знаменателя, их смысла;
- развитие у учащихся правильной математической речи;
- развитие и совершенствование умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, логического мышления, умения делать выводы и обобщения;
- воспитание у учащихся аккуратности, внимательности.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель объявляет цель урока. Записывается заголовок в тетради.
II. УСТНАЯ РАБОТА.
Эта таблица заранее начерчена на доске или показана на интерактивной доске. Ученики должны заполнить ее - речь идет о прямоугольнике: а и b – стороны, Р – периметр, S – площадь.
а | b | Р : 2 | Р | S |
25 | 5 | |||
45 | 40 | |||
8 | 10 | |||
17 | 38 | |||
15 | 20 | |||
11 | 121 | |||
15 | 40 |
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Учитель берет заранее приготовленное яблоко, делит его на две части, дает эти части двум ученикам.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- На сколько частей разделено яблоко? (2)
- Сколько частей получил каждый ученик? (1 или 1 из двух)
УЧИТЕЛЬ: Та часть яблока, которую получили ученики, выражается дробью , где внизу пишется то число, на сколько частей разделили, а вверху то число, сколько частей взяли.
Учитель делит яблоко на 4 части, отдает ученику 1 часть, 2 части, 3 части яблока.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- На сколько частей теперь поделили яблоко? (4)
- Сколько частей получил ученик? (1, 2, 3)
- Запишите на доске дроби, которые выражают количество частей, полученных учеником. ().
- Скажите, каков смысл числа, записанного внизу.
- Скажите, каков смысл числа, записанного наверху.
ЗАДАНИЕ 1. Запишите в тетради дроби, выражающие следующие ситуации (3 ученика одновременно пишут на доске):
- торт разделили на 5 частей и съели 3 части, ();
- лист бумаги разделили на три части и сожгли одну часть, ();
- арбуз разделили на 6 частей и съели 4 части, ().
ЗАДАНИЕ 2. Показать с помощью листа А4 (он должен быть у каждого ученика) дроби: . (Эти дроби учитель пишет на доске, 1 ученик каждый раз демонстрирует свой вариант и объясняет его).
УЧИТЕЛЬ. Эти дроби называются обыкновенными. Число, которое пишется наверху, называется числителем. Число, которое пишут внизу, называется знаменателем. Черта посередине дроби называется чертой дроби.
Выполняется запись на доске учителем и учениками в тетради:
Обыкновенная дробь:
а числитель (сколько частей взяли)
− черта дроби
b знаменатель (на сколько частей разделили)
ЗАДАНИЕ.
- Прочитайте следующие дроби: ,.
- Назовите числители и знаменатели.
- Объяснить смысл отдельных числителей и знаменателей.
- Придумать ситуации, описывающие данные дроби.
IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
По учебнику выполняются:
№862 (Предлагаю, выполнив разделение квадрата на 4 части тремя способами, закрасить на одном квадрате четверть квадрата, на втором квадрате - половину квадрата, на третьем квадрате – восьмую часть квадрата).
№860 (Выполняют по 1 ученику на доске, записывают письменно дроби, обязательно объясняя смысл знаменателя и числителя; дополнительное задание выполняют 2 ученика на доске: самостоятельно записать, какая часть фигур не закрашена, затем совместно с классом проверяем правильность выполнения).
№864 (Выполнить устно, объяснить смысл дробей).
№868, 869, 870, 871.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- О каких дробях мы сегодня говорили?
- Из каких частей состоит обыкновенная дробь?
- В чем смысл знаменателя?
- В чем смысл числителя?
- Какую часть составляет 1 день недели, 3 часа суток, 5 месяцев года, 20 секунд минуты?
VI. ОЦЕНИВАНИЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Пункт 23, ответить на вопросы на странице 194, № 900, 901, 898 (1).