Урок математики в 5-м классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


КЛАСС: 5.

ТИП УРОКА: изучение новой темы.

УЧЕБНИК: «Математика – 5», Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 7 издание, Москва, 2000.

ОБОРУДОВАНИЕ: два яблока, нож у учителя, у каждого ученика лист А4.

ЦЕЛИ:

  • ввести понятие обыкновенной дроби, числителя, знаменателя, их смысла;
  • развитие у учащихся правильной математической речи;
  • развитие и совершенствование умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, логического мышления, умения делать выводы и обобщения;
  • воспитание у учащихся аккуратности, внимательности.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель объявляет цель урока. Записывается заголовок в тетради.

II. УСТНАЯ РАБОТА.

Эта таблица заранее начерчена на доске или показана на интерактивной доске. Ученики должны заполнить ее - речь идет о прямоугольнике: а и b – стороны, Р – периметр, S – площадь.

а b Р : 2 Р S
25 5      
45 40      
8   10    
  17   38  
  15 20    
11       121
15     40  

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Учитель берет заранее приготовленное яблоко, делит его на две части, дает эти части двум ученикам.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  • На сколько частей разделено яблоко? (2)
  • Сколько частей получил каждый ученик? (1 или 1 из двух)

УЧИТЕЛЬ: Та часть яблока, которую получили ученики, выражается дробью , где внизу пишется то число, на сколько частей разделили, а вверху то число, сколько частей взяли.

Учитель делит яблоко на 4 части, отдает ученику 1 часть, 2 части, 3 части яблока.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  • На сколько частей теперь поделили яблоко? (4)
  • Сколько частей получил ученик? (1, 2, 3)
  • Запишите на доске дроби, которые выражают количество частей, полученных учеником. ().
  • Скажите, каков смысл числа, записанного внизу.
  • Скажите, каков смысл числа, записанного наверху.

ЗАДАНИЕ 1. Запишите в тетради дроби, выражающие следующие ситуации (3 ученика одновременно пишут на доске):

  1. торт разделили на 5 частей и съели 3 части, ();
  2. лист бумаги разделили на три части и сожгли одну часть, ();
  3. арбуз разделили на 6 частей и съели 4 части, ().

ЗАДАНИЕ 2. Показать с помощью листа А4 (он должен быть у каждого ученика) дроби: . (Эти дроби учитель пишет на доске, 1 ученик каждый раз демонстрирует свой вариант и объясняет его).

УЧИТЕЛЬ. Эти дроби называются обыкновенными. Число, которое пишется наверху, называется числителем. Число, которое пишут внизу, называется знаменателем. Черта посередине дроби называется чертой дроби.

Выполняется запись на доске учителем и учениками в тетради:

Обыкновенная дробь:

а числитель (сколько частей взяли)
− черта дроби
b знаменатель (на сколько частей разделили)

ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитайте следующие дроби: ,.
  2. Назовите числители и знаменатели.
  3. Объяснить смысл отдельных числителей и знаменателей.
  4. Придумать ситуации, описывающие данные дроби.

IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

По учебнику выполняются:

№862 (Предлагаю, выполнив разделение квадрата на 4 части тремя способами, закрасить на одном квадрате четверть квадрата, на втором квадрате - половину квадрата, на третьем квадрате – восьмую часть квадрата).

№860 (Выполняют по 1 ученику на доске, записывают письменно дроби, обязательно объясняя смысл знаменателя и числителя; дополнительное задание выполняют 2 ученика на доске: самостоятельно записать, какая часть фигур не закрашена, затем совместно с классом проверяем правильность выполнения).

№864 (Выполнить устно, объяснить смысл дробей).

№868, 869, 870, 871.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  • О каких дробях мы сегодня говорили?
  • Из каких частей состоит обыкновенная дробь?
  • В чем смысл знаменателя?
  • В чем смысл числителя?
  • Какую часть составляет 1 день недели, 3 часа суток, 5 месяцев года, 20 секунд минуты?

VI. ОЦЕНИВАНИЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Пункт 23, ответить на вопросы на странице 194, № 900, 901, 898 (1).