Цели урока:
- Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
- Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
- Воспитание интереса к русскому языку
- Развитие творческих способностей
Ход урока
I. Введение в тему урока. Загадка.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю
Ребята, отгадать эту загадку я попрошу вас в ходе урока. Вот с такой интересной частью речи мы сегодня будем знакомиться. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока.
II. Ввод нового материала. Лингвистическая сказка.
Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.
– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?
И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.
III. Работа с учебником, заполнение таблицы в тетради-справочнике.
Причастие
Признаки прилагательного | Признаки глагола |
1. Вопрос какой? 2. Род 3. Число 4. Падеж 5. Полная и краткая форма 6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое |
1. Вопрос что делающий? что сделавший? 2. Возвратность-невозвратность 3. Переходность-непереходность 4. Вид 5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет 6. Действительное и страдательное 7. В предложении – сказуемое |
Суффиксы причастий -ущ- (-ющ-), – ащ- (-ящ-) -ем-, (-ом-),- им-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т- |
IV. Закрепление нового материала
Занимательная минутка. Я разрываюсь пополам
Если глагол находится в пункте А, а прилагательное-в пункте Б, то покажите примерно, где находится причастие: ближе к прилагательному или глаголу?
А_______._______._______._______Б | |
глагол | прилагательное |
Собери слово
Возьми указанную морфему из данных слов:
- Приставку из слова приморский
- Корень из слова зачастую
- Окончание из слова высокие
Запиши полученное слово.
Ответ: причастие.
Задание по упражнению учебника
Запиши в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия и наоборот
V. Комплексная работа с текстом.
Прочитайте текст. В чем его необычность?
Озаглавьте стихотворение. Объясните, как избежать смысловой путаницы при чтении этого стихотворения.
Спишите текст, правильно расставляя знаки препинания. Подсчитайте, сколько в нем причастий. Выделите в них суффиксы.
Я видел павлина с хвостом огневым,
Я видел комету с лицом дождевым,
Я видел тучу, на грядке растущую,
Я видел репу, по кочке ползущую,
Я видел улитку, сома проглотившую,
Я видел речку, пивом бурлившую,
Я видел бочку с головку спички,
Я видел слезы на кукольном личике,
Я видел глаза с огнем в глубине,
Я видел дома над землей в вышине,
Я видел солнце в двенадцать ночи,
Я видел того, кто все видел воочию.
(В. Лунин)
VI. Подведение итогов.
Домашнее задание по выбору. Сочинить лингвистическую сказку о действительных и страдательных причастиях, стихотворение, загадку, нарисовать карту Морфляндии.