Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Знакомьтесь: Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
  2. Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
  3. Воспитание интереса к русскому языку
  4. Развитие творческих способностей

Ход урока

I. Введение в тему урока. Загадка.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю

Ребята, отгадать эту загадку я попрошу вас в ходе урока. Вот с такой интересной частью речи мы сегодня будем знакомиться. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока.

II. Ввод нового материала. Лингвистическая сказка.

Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

III. Работа с учебником, заполнение таблицы в тетради-справочнике.

Причастие

Признаки прилагательного Признаки глагола
1. Вопрос какой?
2. Род
3. Число
4. Падеж
5. Полная и краткая форма
6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое
1. Вопрос что делающий? что сделавший?
2. Возвратность-невозвратность
3. Переходность-непереходность
4. Вид
5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет
6. Действительное и страдательное
7. В предложении – сказуемое
Суффиксы причастий
-ущ- (-ющ-), – ащ- (-ящ-)
-ем-, (-ом-),- им-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-

 

IV. Закрепление нового материала

Занимательная минутка. Я разрываюсь пополам

Если глагол находится в пункте А, а прилагательное-в пункте Б, то покажите примерно, где находится причастие: ближе к прилагательному или глаголу?

А_______._______._______._______Б
глагол прилагательное

Собери слово

Возьми указанную морфему из данных слов:

  1. Приставку из слова приморский
  2. Корень из слова зачастую
  3. Окончание из слова высокие

Запиши полученное слово.

Ответ: причастие.

Задание по упражнению учебника

Запиши в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия и наоборот

V. Комплексная работа с текстом.

Прочитайте текст. В чем его необычность?

Озаглавьте стихотворение. Объясните, как избежать смысловой путаницы при чтении этого стихотворения.

Спишите текст, правильно расставляя знаки препинания. Подсчитайте, сколько в нем причастий. Выделите в них суффиксы.

Я видел павлина с хвостом огневым,
Я видел комету с лицом дождевым,
Я видел тучу, на грядке растущую,
Я видел репу, по кочке ползущую,
Я видел улитку, сома проглотившую,
Я видел речку, пивом бурлившую,
Я видел бочку с головку спички,
Я видел слезы на кукольном личике,
Я видел глаза с огнем в глубине,
Я видел дома над землей в вышине,
Я видел солнце в двенадцать ночи,
Я видел того, кто все видел воочию.
(В. Лунин)

VI. Подведение итогов.

Домашнее задание по выбору. Сочинить лингвистическую сказку о действительных и страдательных причастиях, стихотворение, загадку, нарисовать карту Морфляндии.