Цель: осознание естественного опасения, уменьшение чувства тревоги при устройстве ребёнка на временное проживание в приёмную семью.
Задачи:
- создать благоприятный психологический климат для работы группы;
- способствовать осознанию причин естественного опасения при проживании в «гостевой семье»;
- выделить алгоритм действий ребёнка при освоении новой деятельности (например, семейных обязанностей).
Материалы и оборудование:
- графическое изображение домика на листе формата А4 (по количеству участников, рисунок 1);
- набор цветных карандашей – 6 цв. (по количеству участников);
- образец домика (рисунок 2);
- ватман;
- маркеры двух цветов.
I. Разминка.
Игра «Имитация» [1;18]
Цель: активизировать участников на работу.
Игра проводится в круге. Необходимо необычно рассчитаться на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши – шлепок по коленям. Вторые – два щелчка пальцами. Постепенно темп убыстряется. Таким образом, образуются пары для следующего упражнения.
Игра-знакомство «Мой сосед очень клёвый!»
Цель: познакомить участников тренинга друг с другом.
Упражнение проводится в парах. В процессе общения участники должны задать друг другу интересующие вопросы (Как зовут? Где живёшь? Чем увлекаешься? Какую музыку слушаешь? Как учишься? и др) и собрать необходимую для знакомства информацию. А потом представить всем участникам своего собеседника, начиная со слов «Мой сосед очень клёвый!...». В конце упражнение обсуждается, про кого из участников узнали самое необычное.
II. Основная часть.
Беседа «Идём в гости» (Приложение 1).
Упражнение «Мой красочный дом».
Цель: осознание причин психологического дискомфорта при устройстве на временное проживание в семью.
Описание упражнения:
Участники тренинга сидят в свободном порядке.
1 этап. Участникам раздаются листы бумаги с графическим изображением домика (Рисунок 1). Необходимо раскрасить цветными карандашами дом так, как нравится (выполняют, показывают всем, обсуждают). Важно акцентировать внимание участников, что нет одинаковых домиков, так как у каждого человека своё видение, свои любимые цвета, индивидуальный вкус.
2 этап. А теперь нужно, по-возможности, перекрасить с помощью цветных карандашей раскрашенный вами домик так, чтобы он как можно больше был приближен к дому-образцу, который раскрасила я (Рисунок 2) (наложить другой цвет, подрисовать и др.). Представление результатов, обсуждение (Приложение 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого человека представления о доме, семье свои и ситуация, когда человек испытывает трудности, проблемы во время привыкания к жизни в другой семье является закономерной, нормальной. Бояться этого не надо, а нужно совершить правильные действия, чтобы быстрее привыкнуть.
Упражнение «Обсуждение действий»
Цель: выделить действия человека при освоении новой деятельности.
- Давайте посмотрим, какие действия вы совершали для того, чтобы подогнать свой вариант работы (домик) до образца? (При обсуждении этого вопроса необходимо разделить ватман на два столбика, в первом столбике записывать все действия по порядку: посмотрели, что не так, подумали, как исправить, какой карандаш взять, попробовали разные варианты, раскрасили, сравнили. Данные действия проговаривают сами дети, исходя из своего опыта).
- Что нужно делать, чтобы научиться новым действиям или действиям в новых обстоятельствах (например, расставить предметы в комнате по своим местам)? (Ребята предлагают ответы, исходя из первого столбика ватмана. Варианты ответов записываются во второй столбик: посмотрели, как должно быть сделано, уточнили у взрослого, запомнили, попробовали сделать, сравнили, переделали).
Необходимо акцентировать внимание участников, что каждый человек при освоении чего-либо нового имеет право на ошибку и это нормально и исправимо.
Игра «Моё Я»
Когда в семью приходит новый член семьи, жизнь её меняется (рассмотреть пример рождения ребёнка): появляются новые традиции, режим, быт, взаимоотношения на основе уже имеющихся. Поэтому, может вы внесёте в семью что-нибудь интересное. Дополните свои рисунки домика какими-нибудь деталями (труба, ставни, трава, солнце). Посмотрите, какие красивым стал дом, в который вы пойдёте жить и вы внесли в него свою лепту.
III. Заключение
Упражнение «Карниз» [1; 23]
Инструкция: постройтесь в шеренгу. Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок к носку стоящего в шеренге, не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза». Выполняется по принципу «змейки»: первый идёт, затем второй, третий. Перешедшие занимают места в шеренге на другом конце.
Обсуждение:
- Легко ли было идти одному по карнизу?
- Что делали, чтобы удержаться?
- Какие чувства испытывали, когда находили поддержку?
- Легко ли было поддерживать человека?
- Какие чувства испытывали, когда поддерживали?
Вывод: гораздо легче идти по жизни не одному, а с близкими людьми, которые помогу, поддержат и дадут совет в трудную минуту.
Список литературы:
- Тренинги с подростками. //авт.-сост. Ю.А.Голубева и др. Волгоград, Учитель, 2009 – 206с.