Урок русского языка в 1-м классе. Тема: "Звук щ. Буквы Щ, щ"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся со звуком [щ] и буквами Щ, щ.
  2. Научить детей правильно произносить звук [щ].
  3. Добиваться плавного чтения слияниями. Обогатить словарный запас учащихся.
  4. Воспитывать трудолюбие.

Материал:

  1. А.Ш. Асадуллин, Р.Х. Ягафарова. Азбука. Книга вторая. 74 стр.
  2. Как обучать ребенка по «Азбуке». Москва «Просвещение».

Оборудование:

  1. Таблица со словами с шипящими и стихотворением.
  2. Ребусы.
  3. Рисунки рыб.
  4. Рисунки для счета.
  5. Таблица для работы над произношением.
  6. Схемы слов для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационная часть.

Рассказывание наизусть считалки.

Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.

II. Актуализация знаний.

Чтение слияний и слов по таблице.

жи-ши ча-чу
ерши ежи час чудо
камыши чижи полчаса чудеса

III. Основная часть урока.

1. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Анализ по рисунку предложения «Мальчик поймал щуку».

  • Сколько слов в предложений?
  • 1 слово какое, 2-е, 3-е?
  • Еще раз произнесите 3-е слово.
  • Сколько слогов в слове щу-ку?
  • Назовите 1-й слог.
  • Сколько звуков в этом слоге?
  • Какой звук первый, какой – второй?
  • Произносим звук [ щ]. Какой это звук? Согласный или гласный?

2. Показ букв Щ, щ.

3. Чтение по таблице слияний ща-щу-щи и слов.

роща   щука
чаща   щуренок

4. Показ рисунков речных рыб . В каких словах произносится звук [щ]

5. Хоровое чтение стихотворения с таблицы.

Чудо, чудо, чудеса:
Поудили полчаса.
Щука, линь и лещ в ведре!
Щуку я еще тащу,
Ни за что не упущу.

6. Чтение слов по таблице или по книге.

7. Игра «Выбирай схемы».

У каждого ученика набор схем. Дети должны подобрать схемы к словам щи, щука, плащ, борщ, тащил, вытащил и показывать учителю.

8. Физкультминутка под музыку.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Кто тут ходит без плаща?
Щи-щи-щи, щи-щи-щи,
Щиплем мы щавель на щи.

9. Счет с помощью рисунков.

1 щука, 2 щуки, 3 щуки, 4 щуки, 5 щук.

10. Чтение учителем текста по учебнику, объясняя непонятные слова. Работа над произношением.

У Салиха удочка. Он удил рыбу. Салих ловил щуку, а вытащил сапог. Ну что, каков рыболов, таков и улов.

(Слова для объяснения: удил, ловил, вытащил, рыболов, улов.)

11. Чтение текста учащимися. (Сначала про себя, потом вслух.)

12. Беседа по содержанию текста.

  • У Салиха что?
  • Что он делает?
  • Кого ловил Салих и что он вытащил?
  • Какое предложение написано в конце текста?

13. Физкультминутка под музыку.

Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (машут руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на поясе, топанье ногами).

IV. Закрепление материала.

1. Работа над словом.

а) Нахождение из текста слов с одинаковым значением (удил, ловил).
б) Замена слова вытащил с близким по смыслу словом (поймал).
в) Нахождение слов, последние буквы которых читаются по-другому (рыболов, таков, улов, сапог).

2. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «щ» синим карандашом.

щукадулоррплащлооключдвлрорщеткажвлриозубыдоло
лещьдрлщиоточкаитдлавлрпрещёдалрочживотдсидивдпорщёрш
жильдплорклещвдплоррвещилаорррпаплатрпавлиркс

3. Решение ребусов:

лещ щ- с
грач г- в
плач ч- щ
май м- ч
мука м- щ

V. Заключение урока.

  • С каким звуком мы познакомились на уроке? (со звуком [щ].)
  • В каких словах пишется буква щ?
  • Какой это звук? Согласный или гласный?