Цели:
- Познакомить учащихся со звуком [щ] и буквами Щ, щ.
- Научить детей правильно произносить звук [щ].
- Добиваться плавного чтения слияниями. Обогатить словарный запас учащихся.
- Воспитывать трудолюбие.
Материал:
- А.Ш. Асадуллин, Р.Х. Ягафарова. Азбука. Книга вторая. 74 стр.
- Как обучать ребенка по «Азбуке». Москва «Просвещение».
Оборудование:
- Таблица со словами с шипящими и стихотворением.
- Ребусы.
- Рисунки рыб.
- Рисунки для счета.
- Таблица для работы над произношением.
- Схемы слов для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационная часть.
Рассказывание наизусть считалки.
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
II. Актуализация знаний.
Чтение слияний и слов по таблице.
жи-ши | ча-чу | ||
ерши | ежи | час | чудо |
камыши | чижи | полчаса | чудеса |
III. Основная часть урока.
1. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Анализ по рисунку предложения «Мальчик поймал щуку».
- Сколько слов в предложений?
- 1 слово какое, 2-е, 3-е?
- Еще раз произнесите 3-е слово.
- Сколько слогов в слове щу-ку?
- Назовите 1-й слог.
- Сколько звуков в этом слоге?
- Какой звук первый, какой – второй?
- Произносим звук [ щ]. Какой это звук? Согласный или гласный?
2. Показ букв Щ, щ.
3. Чтение по таблице слияний ща-щу-щи и слов.
роща | щука | |
чаща | щуренок |
4. Показ рисунков речных рыб . В каких словах произносится звук [щ]
5. Хоровое чтение стихотворения с таблицы.
Чудо, чудо, чудеса:
Поудили полчаса.
Щука, линь и лещ в ведре!
Щуку я еще тащу,
Ни за что не упущу.
6. Чтение слов по таблице или по книге.
7. Игра «Выбирай схемы».
У каждого ученика набор схем. Дети должны подобрать схемы к словам щи, щука, плащ, борщ, тащил, вытащил и показывать учителю.
8. Физкультминутка под музыку.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Кто тут ходит без плаща?
Щи-щи-щи, щи-щи-щи,
Щиплем мы щавель на щи.
9. Счет с помощью рисунков.
1 щука, 2 щуки, 3 щуки, 4 щуки, 5 щук.
10. Чтение учителем текста по учебнику, объясняя непонятные слова. Работа над произношением.
У Салиха удочка. Он удил рыбу. Салих ловил щуку, а вытащил сапог. Ну что, каков рыболов, таков и улов.
(Слова для объяснения: удил, ловил, вытащил, рыболов, улов.)
11. Чтение текста учащимися. (Сначала про себя, потом вслух.)
12. Беседа по содержанию текста.
- У Салиха что?
- Что он делает?
- Кого ловил Салих и что он вытащил?
- Какое предложение написано в конце текста?
13. Физкультминутка под музыку.
Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (машут руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на поясе, топанье ногами).
IV. Закрепление материала.
1. Работа над словом.
а) Нахождение из текста слов с одинаковым значением (удил, ловил).
б) Замена слова вытащил с близким по смыслу словом (поймал).
в) Нахождение слов, последние буквы которых читаются по-другому (рыболов, таков, улов, сапог).
2. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «щ» синим карандашом.
щукадулоррплащлооключдвлрорщеткажвлриозубыдоло
лещьдрлщиоточкаитдлавлрпрещёдалрочживотдсидивдпорщёрш
жильдплорклещвдплоррвещилаорррпаплатрпавлиркс
3. Решение ребусов:
лещ | щ- | с |
грач | г- | в |
плач | ч- | щ |
май | м- | ч |
мука | м- | щ |
V. Заключение урока.
- С каким звуком мы познакомились на уроке? (со звуком [щ].)
- В каких словах пишется буква щ?
- Какой это звук? Согласный или гласный?