Образовательная деятельность «Художественное творчество»
Цель: формировать умение создавать декоративную композицию по мотивам дымковских узоров, использовать для росписи вылепленные детьми игрушки из глины, использовать дымковские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле дымковской росписи.
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»
Цель: формировать интерес к художественной литературе, приучать запоминать небольшие по объему народные песенки.
Образовательная деятельность «Здоровье»
Цель: формировать потребность быть здоровым, продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов.
Образовательная деятельность «Социализация»
Цель: поддерживать интерес детей к театрализованной игре, развивать способность воспринимать художественный образ.
Образовательная деятельность «Коммуникация»
Цель: развивать умение детей рассказывать, описывать предмет.
Образовательная деятельность «Труд»
Цель: продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
Образовательная деятельность «Познание»
Цель: расширять представления детей о свойствах природного материала – глины.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и картинок: «Народная игрушка», «Декоративно-прикладное искусство», прослушивание аудиозаписей русских народных песен, русской народной музыки; рассматривание дымковских игрушек, рассматривание изображений дымковских игрушек, узоров, элементов узоров; прорисовывание элементов узоров; изготовление глиняной игрушки – лошадки.
Материал:
Иллюстрации, картинки, альбом «Народная игрушка», СД- диск с изображением дымковских игрушек, калька, дымковские игрушки; кисти, краски, баночки с водой, дощечки, салфетки, заготовки глиняных игрушек.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка, дети заходят в зал.
- Ребята, сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в мир народных игрушек.
- Рассмотрим, какие они яркие, праздничные, нарядные, как будто пришли к нам с шумного, веселого праздника.
Вопрос:
- Как называются эти игрушки?
Предполагаемый ответ: (Дымковские игрушки).
Рассматривание игрушек. Читаю стихотворение: «Игрушка – игра»
А делают её настоящие мастера
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится,
Дому украшение, ребятам утешение,
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины
И синичка вдруг запела голосом весны.
Вопрос:
- Как называется эта игрушка?
Предполагаемый ответ:
- Водоноска, уточка, олешек, петушок.
Ребёнок читает народную песенку:
«Водоноска»
По улице мостовой,
Шла девица за водой,
Шла девица за водой
За холодной ключевой.
«Петушок»
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через темный лесок
Через лес, через реку
Прокричу - ку-ка-ре-ку.
«Конь»
Конь бежит, земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лечит.
Звучит музыка. Предлагаю детям перейти от выставки игрушек к стульчикам.
- Ребята, пройдите в кинозал.
- Мы переместимся далеко-далеко – в село Дымково откуда и пошло название игрушек – дымковские игрушки (на экране дымковские игрушки, село Дымково, дымковские мастера).
-Далеко, далеко, за высокими горами, за густыми лесами стоит село Дымково. Давным-давно, в селе Дымково жили добрые и веселые люди, у них был праздник, который назывался «Свистопляска». На гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и свистели в них, танцевали, пели. Вот такой у них был веселый, задорный праздник. Позже люди, которые жили в селе Дымково, стали делать разные игрушки, их называли мастерами своего дела, у них были умелые, «золотые» руки.
Вопрос:
-Из какого материала делали мастера игрушки?
Предполагаемый ответ (Игрушки делали из глины).
- Люди находили глину, смешивали глину с песком, тщательно месили глину, лепили игрушки затем ставили игрушку в печь, чтобы она закалилась, стала твердой, а потом умелые мастерицы расписывали игрушки. Игрушка оживала. Сейчас такие игрушки делают в большом и красивом городе Кирове.
-Ребята, вы сейчас будете мастерами-художниками, будете украшать глиняную лошадку дымковскими узорами.
Предлагаю пройти в «мастерскую». (Дети проходят к столам).
Вопрос: Какого цвета краски использовали художники, украшая дымковские игрушки?
Предполагаемый ответ: -Красный, зеленый, желтый, оранжевый, черный.
-Ребята, предлагаю вам самостоятельно приготовить для себя краски.
Дети берут баночки с красками, ставят на стол.
- Чтобы не испачкать свою одежду, мастера надевают рабочую одежду – фартуки.
Звучит тихая, спокойная музыка, дети надевают фартучки. Провожу пальчиковую гимнастику, «Здравствуй пальчик», «Волны». Дети садятся за столы.
Вопрос: Дети, какие элементы узора нарисованы на образцах игрушек?
Предполагаемый ответ: -Кольца, круги, линии, точки.
-Ребята, положите прозрачную бумагу- кальку на образец и сухой кистью проведите по колечкам, по кружочкам, точкам, линиям.
-Ребята, продумайте сочетание краски для узора, начинайте рисовать.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Готовые работы помещаются на отдельный стол, на салфетки. На выставке художественных работ дети дают интервью и рассказывают о своей работе. Сюжетная игра «Журналист».