Цели урока:
- Формировать навык правильного, плавного, сознательного чтения.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать устную речь.
- Воспитывать любознательность, интерес к чтению.
- Учить сопереживать за товарищей.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Ученики:
На уроке я сижу, не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю, если спросят - отвечаю.
- Ребята, вы любите путешествовать? Мы отправляемся в страну "Лингвинию". Эта страна звуков, букв, слов и предложений.
Звуковая разминка.
а, о, у, и, ы, е,
п, к, т, с,
н, м, л, р, в, з, б, д,
- По какому признаку я записала буквы? Какие буквы служат для обозначения мягкости согласных? Какая буква обозначает два звука, в каких случаях?
Отправиться в путь помогут две дорожки.
до, де, да, ди
но, не, те, на, ны
(Дети читают слоги)
- Посмотрите внимательно, по какой дорожке мы пойдем? (Во второй дорожке есть слог те, который не подходит к данному ряду слогов.)
В путешествие берут ребят с прекрасными качествами характера.
А- аккуратный, активный.
В- вежливый, верный.
У- умный, умелый.
С- смелый, справедливый.
Т- талантливый, трудолюбивый.
Н- надежный, нежный.
Д- добрый.
З- знающий.
К- красивый.
М- милый.
Л- любознательный.
Ч- честный.
(У читающих детей на партах лежат карточки с этими словами).
Если у вас какого-то качества души еще нет, я желаю воспитать вам их в себе. А ваши родители и я будем вам в этом помогать.
Открывается карта "Лингвиния".
Мы попадаем с вами в дубраву (На карте нарисованы дубы и записаны слова)
дуб дуб в дубе дубок под дубом дубрава у дуба дубовый
- Прочитайте, что можете сказать о словах первого столбика? (Форма одного слова дуб, меняется окончание).
Во втором столбике родственные слова, у них общая часть дуб, т.е корень, они близки по значению (Объясняют значение слов).
- Возле дубравы речка, где водится много рыбы.
Загадки:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)Драчун и забияка, живет в воде
Когти на спине- и щука не проглотит. (Ерш)Название каких рыб вы знаете? (Налим, плотва, сазан, судак).
Физкультминутка.
Рыбки в озере плескались,
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Наше путешествие продолжается. (На карте нарисован зоопарк).
Ребята, вы узнаете какие звери живут в зоопарке, если прочитаете предложения. (Дети читают текст из учебника. Определяют количество слов в предложении.)
(На карте открывается картинка- магазин).
- Что любят жители "Лингвинии" вы узнаете, если составите из слогов слова. (Дети составляют слова мо/ло/ко, со/ки, ба/на/ны, сме/та/на, бул/ки, ли/мо/ны.)
- В каких словах все согласные звуки твердые?
- На какой вопрос отвечают эти слова? Почему?
Игра "Кто? Что?"
Хлопок, если вопрос- что?
Руки вверх, если вопрос - кто?
Лимон, дождь, девочка, учительница, Тузик, класс, Марина, луна, жираф, школа, река, Анна Сергеевна, Москва, люди, ель, бабочка, Барсик, журнал.
(На партах лежат листочки - путевые листы.) На наших путевых листочках запишем первый слог слов, которые я буду диктовать.
би - лет
бли- ны
о-ни
те-атр
ка-пус-та
Какое слово у вас получилось? (Библиотека)
- Слово библиотека произошло от слова библия - книга. Самая большая библиотека находится в Москве - Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг: старинных и современных.
- А как называется профессия человека, который работает в библиотеке? (Библиотекарь)
- Кто из вас ходит в библиотеку?
- Кому дома читают книги?
- У кого уже есть любимая книга?
Заканчивается наше путешествие. Мне хочется сказать вам спасибо за сотрудничество. А кому из своих одноклассников вы бы сказали "спасибо" за работу на уроке?
Звучит музыка.
- Вам в подарок от жителей "Лингвинии" книжки-малышки.
Все 33 буквы, 6 звуков гласных и 36 согласных желают вам, чтобы вы все хорошо научились читать, и они все будут очень рады встретить вас в библиотеке.