Славянский фольклор как метод адаптации учащихся-инофонов. Программа дополнительного образования "Веселый ручеек"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде.

Дети и подростки, резко изменившие среду проживания, языковую среду испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Возникает ряд проблем в обучении и социальной адаптации этой категории учащихся. Это не только проблема знания русского языка, но и сложная проблема социальной и психологической адаптации детей-мигрантов к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, формированию толерантности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального образования ( Пр. № 373 от 2009г.) уделяется особое внимание вопросам формирования полиэтнической образовательной среды.

Актуальность обращения именно к традиционной русской культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективны в воспитании детей. В течение последних десятилетий внимание педагогов, психологов, социологов многих стран все чаще обращается к традиционной культуре. В 1998 году ЮНЕСКО опубликовало " Рекомендацию по сохранению традиционной культуры и фольклора", в которой особое внимание уделяется традиционным формам воспитания и приобщения подрастающего поколения к культурному наследию своего народа. Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Педагогическая многофункциональность народной игры делает ее уникальным воспитывающим, социализирующим и развивающим средством. Благодаря тому, что общение в игре всегда сопровождается положительными эмоциями, коммуникативные умения и навыки прочно закрепляются в структуре личности ребенка. Подвижные игры всегда сопровождаются психоэмоциональным напряжением, которое лежит в основе любой деятельности, а также в основе интуитивного мышления, следовательно любая народная игра обеспечивает творческое и интеллектуальное развитие ребенка.

Психофизиологи, педагоги, психологи единодушно считают, что игра - эмоционально насыщенный вид активно детей, способ эмоционального и интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Через игровую деятельность учащиеся- инофоны удовлетворяют различные потребности: в общении, в активности, в возможности выразить свое отношение к содержанию игры. В игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, успешность его социализации. Приобщение детей- инофонов к русской культуре, способствует формированию уважения к принимающей стране и профилактике интолерантного поведения. В качестве ключевого понятия адаптации мы выбрали следующее: "Адаптация- это соответствие между уровнем потребностей ребенка и требования со стороны социальной среды." (Березин Ф.Б., 1988).

Результативность программы объясняется ее педагогической целесообразностью, показывает, что изучение русской традиционной культуры в младшем школьном детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними.

Основной формой проведения занятий   является активная игровая деятельность

Цель: адаптация учащихся- инофонов к обучению в полиэтнической школе методами русского фольклора

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся-инофонов с русскими народными играми как элементом календарных и семейных обрядов русского народа,обогатить словарный запас.
  • развивающая: образного мышления, памяти, речи, внимания, воображения;
    • эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
    • развитие ловкости, координации движений, двигательно-моторной активности
    • формирование позитивных установок, сотрудничества, чувства эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости, умения находить выходы из спорных ситуаций;
  • воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, внимательное отношение к слову, культуру речи, толерантное поведение.

Коррекционная цель:

  • Коррекция психоэмоционального состояния( снижение тревожности, агрессивности)
  • Диагностические методы: стандартизированное( карта-схема М.М.Семаго) и свободное наблюдение, метод опроса( анкета Прил.1), результатов деятельности, экспертный метод.

Диагностические методики

  • Проективные методики: "Несуществующее животное", "Мой класс", лесенка успеха
  • Методика уровня тревожности Теммл, Дорки, Амен, тест ЦТО, карта наблюдений Стотта
  • Адресат: дети младшего школьного возраста

Структура занятия

  • Разминка
  • Фольклорная игра
  • Рефлексия актуального состояния- ритуал прощания

Организационные условия

  • время проведения встреч;
  • длительность - 60 минут
  • график занятий - один раз в неделю
  • место проведения - школьная спортивная площадка, классные помещения
  • Форма занятий: групповая
  • Количество участников работы- 10-15 чел.
  • Половой состав смешанный: девочек-9, мальчиков-7
  • Возраст участников: 7-9 чел.
  • База проведения - ГОУ СОШ № 288 СПб
  • Набор детей в группу : без ограничения

В программе реализуются следующие дидактические принципы:

  • Принцип доступности и постепенности, соответствие возрастным особенностям детей, объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным.
  • Принцип повторности, многократное повторение движений помогает успешному физическому развитию, запоминанию.
  • Принцип сознательности и активности, дети воспроизводят те знания, умения и навыки, которые имеют отношение к новому. Только на основе изученного ранее, можно освоить новое. Сознательное отношение предполагает, прежде всего, формирование познавательных интересов.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности -учёт разноуровневого развития и состояния здоровья детей.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
  • Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Игры приурочены к календарю и сопровождаются народными метеорологическими приметами, загадками о природе, животных, предметах славянского быта, пословицами и поговорками в релаксационных паузах. Программа завершается фольклорным праздником для детей и родителей.

Продолжительность - 32 часа.

  • 1 четверть - 9 занятий
  • 2 четверть - 7 занятий
  • 3 четверть - 10 занятий
  • 4 четверть - 6 занятий

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения Тема занятия (русская народная игра, пословицы, поговорки, загадки, приметы)
1. Матушка-Осень в гости просим 

1 четверть 

Игра "Гуси-лебеди и волк". Приметы осени
2. Игра "Пчелы" Загадки о насекомых
3. Игра "Селезень и утка" Загадки о птицах
4. Игра "Кузовок" Загадки о дарах леса
5. Игра "Продажные пеньки" Угадай чей лсток- викторина
6. Игра "Заяц и капуста" Загадки о животных
7. Игра "Колечко" Пословицы об осени
8. Игра "Огородник и воробей" Загадки о природе
9. Игра "Зеркало" Приметы поздней осени
10. Новый год - к весне поворот

2 четверть 

Игра "Аленушка и Иванушка". Сказка.
11. Игра "Веселая ткачиха" Пословицы о труде
12. Игра "Растеряхи" Пословицы о качествах характера
13. Игра "Бой петухов" Пословицы о дружде
14. Игра "Удочка" Считалочки
15. Игра "Гусь" Считалочки
16. Игра "Котики" Учим колядки.
17. Зимние забавы 

 3 четверть

Игра "Горелки" Считалочки
18. Игра "Мороз-Красный нос" Загадки о зиме
19. Игра "Золотые ворота" Зимние приметы
20. Игра "День-ночь" Загадки о природе
21. Игра Гуси-лебеди" Пословицы о честности
22. Игра " Воевода" Пальчиковые игры
23. Игра "Мышеловка". Пословицы о Родине
24. Игра "Лучина". Загадки о предметах быта
25. Игра "Рыбаки и рыбки". Пестушки
26. Игра "Баба-Яга" . Скороговорки
27. Птицы летите - весну к нам несите

4 четверть

Игра "Ручеек" Приметы о весне
Игра "Весна-красна". Загадки о воде
28. Игра "Золотое кольцо" . Пословицы о весне
29. Игра "Плетень". Весенние заклички
30. Игра "Как у дедушки Федота" Считалочки
31. Игра "Земля-Небо-Вода" . Поговорки об одежде
32. Фольклорный праздник для детей и родителей " В Берендеевом царстве"

Литература

1.Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г.Науменко; Рис. А.Матросова. - М.: Дет. лит., 1980.

2.Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3. Гусельки. Песни. Стихи. Загадки. Выпуск 70. - М.: "Советский композитор", 1983.

4. Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

5. Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В.В. Петрусинского.М: Прометей,1991.

6. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи.- Новосибирск, 2002

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет), 4-е изд. М., 1998.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М, 1987.

9. Манулейко З. В. "Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов", М.-1969;

10. Менджерицкая Д. В. "Воспитателю о детской игре", М.-1982;

11. Новицкая Ю.М., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять- мы идем с тобой играть! Русский детский игровой фольклор. М., 1995

12. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. "Технология игры в обучении и развитии", М.1996;

13. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские.СПб, 1994

14. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. -240 с.

15. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестник СПбГУ. Сер.6., 1995.Вып.3.С.74-79

16. Розум С.И.Психология социализации и социальной адаптации человека.-СПб.,2006.-С.263-264.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,1973.-424 с.

18. Русский фольклор / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М., 1998. (Последующие изд.: 2001, 2002).

19. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2005.

20. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. М., "Дет. лит.", 1977. Составитель Г.М. Науменко

21. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев. 1983

22. Хейзинга И. "Человек играющий", М.-1992;

23. Шмаков С. А. "Её величество игра", М.-1992;

24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

25. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.М., 1998.-с. 145-170.

26 Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.