Урок № 1.Уравнения химических реакций. Реакции соединения
Цели
- Образовательные: рассмотреть сущность реакций соединения. Научить учащихся составлять уравнения реакций соединения.
- Развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.
- Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах "ученик-ученик", "учитель-ученик"; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Оборудование и реактивы: Мультимедийная установка, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, сера, уголек, стакан с водой, индикатор лакмус, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000).
Ход урока
1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений навыков.
2. Актуализация знаний.
Мы изучаем главу "Изменения, происходящие с веществами" и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими.
- В чем отличие химического явления от физического?
- По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
- Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?
- Дайте формулировку этого закона.
Вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. Химические явления, или химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.
Сегодня перед нами стоит задача - изучить один из типов химических реакций, научиться данные реакции распознавать среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.
3. Изучение нового материала.
Для того, чтобы познакомить вас с реакциями, я проведу ряд опытов (СЛАЙД 2).
Демонстрационный опыт 1. Горение красного фосфора в кислороде.
По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?
Подставьте в схему проведенной реакции
Фосфор + кислород ->оксид фосфора (V)
Вместо названий веществ их химические формулы P + O2 -> P2O5
Посмотрите на схему реакции. Не нарушает ли она закон сохранения массы веществ? Число атомов элементов до и после реакции неодинаково.
Чтобы этот закон соблюдался, необходимо составить уравнение химической реакции, расставив коэффициенты 4P + 5O2 -> 2P2O5
Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.
В колбу с оксидом фосфора (V) наливаю воду. Что вы наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция? (Раствор окрасился в красный цвет).
Схема реакции: Оксид фосфора (V) + вода -> фосфорная кислота
Подставьте в эту схему формулы веществ: P2O5 + H2O -> H3PO4
Расставьте коэффициенты: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
СЛАЙД 3
Демонстрационный опыт 3. Горение серы в кислороде.
Схема реакции: Сера + кислород -> оксид серы (IV)
Подставьте в эту схему формулы веществ: S + O2 = SO2
Необходимы здесь коэффициенты?
Демонстрационный опыт 4. Взаимодействие оксида серы (IV) с водой.
В колбу с оксидом серы (IV) наливаю воду. Что наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По окраске лакмуса определите среду раствора.
Схема этой реакции: Оксид серы(IV) + вода -> сернистая кислота
Подставьте в схему формулы веществ: SO2 + H2O = H2SO3
Необходимы здесь коэффициенты?
Видеокассета Демонстрация взаимодействия брома и алюминия.
Схема этой реакции: Алюминий + бром ->бромид алюминия
Подставьте в схему формулы веществ: Al + Br2 -> AlBr3
Расставьте коэффициенты: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3
Обратите внимание, сколько веществ вступило в этих реакциях и сколько веществ образовалось?
СЛАЙД 4. Такой тип реакций относится к реакциям соединения.
Запись определения в тетрадь: Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
Соединение простых веществ в одно сложное вещество: А + В = АВ
Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество: АВ + СВ = АСВ2
4. Закрепление материала.
СЛАЙД 5. На экране написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения, запишите их схемы в тетрадь и расставьте коэффициенты.
Класс работает самостоятельно, затем ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.
5. Заключительная часть.
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. (Приложение 1)
Урок № 2. Реакции разложения
Цели
- Обучающие: рассмотреть сущность реакций разложения, научить учащихся писать уравнения реакций разложения.
- Развивающие: развивать умения формулировать несложные проблемы, обобщать, делать выводы.
- Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, лабораторный штатив с пробирками, свежеприготовленный гидроксид меди (II), спиртовка, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000)
Ход урока
1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков
2 Актуализация знаний.
СЛАЙД 6. Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 7. Самостоятельная работа в парах.
Проверка на экране.
3. Изучение нового материала.
С каким типом реакций мы познакомились на прошлом уроке? Отличаются ли реакции, с которыми вы сейчас работали, от реакций соединения? Сколько веществ было до реакции и сколько образовалось в результате этих реакций? Как вы думаете, как могут называться данные реакции? Тема урока сегодня - реакции разложения.
СЛАЙД 8. Демонстрационный опыт Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.
В пробирке свежеприготовленный гидроксид меди(II). Нагреваю пробирку, что вы можете сказать о признаках химической реакции? Вещество черного цвета - оксид меди (II). Вторым продуктом реакции является вода. Мы видим, что в реакцию вступило одно соединение, а в результате реакции получилось два.
Схема этой реакции: гидроксид меди (II) -> оксид меди(II) + вода
Подставьте в эту схему формулы веществ: Cu(OH)2 -> CuO + H2O
Видеокассета Разложение воды под действием электрического тока.
Схема этой реакции: Вода -> водород + кислород
Подставьте в эту схему формулы веществ: H2O -> H2 + O2
Расставьте коэффициенты: 2H2O -> 2H2 + O2
Видеокассета Разложение карбоната кальция при нагревании
Схема этой реакции: карбонат кальция a оксид кальция + оксид углерода (IV)
Подставьте в схему формулы веществ: CaCO3 -> CaO + CO2
СЛАЙД 9. Попробуйте дать определение реакциям разложения.
Реакцией разложения называется такая реакция, в результате которой из одного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.
Разложение сложного вещества на два (несколько) простых веществ: АВ = А + В
Разложение трехэлементного сложного вещества на два бинарных вещества: АСВ2 = АВ + ВС
4. Закрепление материала.
Вы изучили два типа химических реакций - реакции разложения и соединения. Продолжаем работать парами. СЛАЙД 10.
5. Заключительная часть. Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 2).
Урок № 3. Реакции замещения
Цели
- Обучающая: рассмотреть новый тип реакций - реакции замещения; научить учащихся писать реакции замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения.
- Развивающая: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.
- Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы "Реакции разложения, соединения", лабораторный штатив с пробирками, гранулы цинка, железный гвоздик, растворы соляной кислоты и сульфата меди(II).
Ход урока
1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос (во время которого один ученик на доске выписывает уравнения реакций соединения, другой - уравнения реакций разложения из домашнего задания)
С реакциями каких типов вы познакомились на прошлых уроках? Дайте определение реакции соединения. Какая реакция называется реакцией разложения. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?
СЛАЙД 11. Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа (СЛАЙД 12).
3. Изучение нового материала.
Лабораторная работа (Приложение 3). Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.
СЛАЙД 13
Опыт № 1.
Схема данной реакции: цинк + соляная кислота -> хлорид цинка + водород
Подставьте в эту схему формулы веществ : Zn + HCl -> ZnCl2 + H2
Расставьте коэффициенты. Zn + 2HCl ->ZnCl2 + H2
Из уравнения реакции видно, какой газ выделился, запишите вывод.
Давайте проанализируем, что же произошло в результате реакции: взаимодействуют простое вещество цинк и сложное вещество - соляная кислота.
Атомы простого вещества заместили атомы элемента, стоящего в сложном на первом месте.
Опыт № 2.
Схема данной реакции: железо + сульфат меди (II) -> сульфат железа (II) + медь
Подставьте в эту схему формулы веществ: Fe + CuSO4 ->FeSO4 + Cu
Снова взаимодействуют простое и сложное вещества. Запишите вывод.
Демонстрационный опыт Взаимодействие натрия с водой.
Схема данной реакции: Na + HOH ->
Попробуйте самостоятельно записать продукты реакции: Na + HOH -> NaOH + H2
Расставьте коэффициенты: 2Na + 2H2O -> 2NaOH + H2
Какие вещества и как взаимодействуют на этот раз?
СЛАЙД 14. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.
Простое вещество взаимодействует со сложным, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества - простое и сложное.
Как могут называться такие реакции?
Запись определения реакций замещения в тетрадь. А + ВС =АС + В
4. Закрепление материала.
Сегодня вы познакомились еще с одним типом реакций - реакциями замещения. Теперь для закрепления полученных знаний, выполните упражнения. СЛАЙД 15, СЛАЙД 16.
5. Заключительная часть
Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 4).
Урок № 4. Реакции обмена
Цели
- Обучающие: объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
- Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
- Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах "Ученик - ученик", "учитель - ученик", воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки со схемами реакций обмена, растворы хлорида бария, сульфата магния, сульфата железа (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, фенолфталеина, лабораторный штатив с пробирками.
Ход урока
1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.
2. Актуализация знаний
СЛАЙД 17, 18. Проверка домашнего задания: два ученика пишут на доске, затем с помощью экрана проверяем, в это время беседа со всем классом.
Фронтальная беседа
- Мы изучаем главу "Изменения, происходящие с веществами". Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
- По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
- Что называется химическим уравнением?
- Какие типы реакций вы знаете?
- Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой реакции.
- Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.
- Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.
Самостоятельная работа. СЛАЙД 19.
Проверка самостоятельной работы: СЛАЙД 20 (1 вариант), СЛАЙД 21 (2 вариант)
Подводя итог самостоятельной работы, можно сказать, вам известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций.
3. Изучение нового материала.
Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.
Лабораторная работа (инструкция по проведению работы на столах, повторение правил ТБ).
Результаты работы записываются в таблицу. (Приложение 5)
СЛАЙД 22
Опыт № 1.
Схема реакции: Хлорид бария + сульфат магния -> хлорид магния + сульфат бария
Подставьте в эту схему формулы веществ: BaCl2 + MgSO4 -> MgCl2 + BaSO4
Как определить, какой из продуктов реакции выпал в осадок? Определите с помощью таблицы растворимости, что является в данной реакции осадком. Запишите вывод.
Проанализируем, что произошло в данной реакции. Какие вещества вступили в реакцию, что произошло? Взаимодействуют два сложных вещества, при этом они обмениваются своими составными частями.
Опыт № 2.
Схема данной реакции: Сульфат железа (II) + гидроксид натрия ->
Подставьте в схему формулы: FeSO4 + NaOH ->
И попробуйте самостоятельно, глядя на предыдущее уравнение, записать продукты этой реакции. Снова взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями
FeSO4 + NaOH -> Fe(OH)2 + Na2SO4
Расставьте коэффициенты: FeSO4 + 2NaOH -> Fe(OH)2 + Na2SO4
Какое вещество выпало в осадок? Запишите вывод.
Опыт № 3.
Запишем схему реакции: NaOH + HCl ->
Попробуйте самостоятельно записать уравнение реакции. Взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями.
NaOH + HCl -> NaCl + HOH
Зачем при проведении этого опыта мы использовали фенолфталеин? В результате реакции произошло изменение щелочной среды раствора на нейтральную. Увидеть это нам помог индикатор фенолфталеин.
СЛАЙД 23. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.
Взаимодействуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями.
Нетрудно догадаться, как называется данный тип реакций.
Запись определения реакций обмена в тетрадь.
АВ + СД = СВ + ВД
В опыте № 3 мы рассмотрели реакцию обмена между кислотой и щелочью. Эту реакцию называют реакцией нейтрализации. Мы в дальнейшем познакомимся с ними поближе.
4. Закрепление материала.
Составление уравнений реакций обмена требует знание формул веществ, умение составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты.
На карточках вам предложены схемы реакций обмена. Попробуйте написать уравнения реакций. Есть ли среди этих реакций реакции нейтрализации?
(Работа в парах, с последующей проверкой на экране.) СЛАЙД 24, 25
5. Заключительная часть
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (Приложение 6)
Урок № 5. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение
Ход урока
Цели
- Обучающая: обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций. Закрепление умений составлять уравнения химических реакций.
- Развивающая: формирование комплекса общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывающая: формирование коммуникативных и организационных умений.
Оборудование и реактивы: Карточки с заданиями, листы с таблицей для выполнения заданий, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, медные стружки, гранулы цинка, стружки магния, железный гвоздик, нитрат серебра, хлорид бария, серная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, нитрат свинца (II), иодид калия, сульфат натрия, сульфат железа (II), гидроксид калия, лабораторный штатив с пробирками.
1. Организационный момент. Класс делится на 5 групп по 5 человек. В группе должны быть как сильные, так и слабые ученики. Инструктаж по выполнению работы. Инструктаж по ТБ.
2. Групповая самостоятельная работа. (Приложение 7)
Выполнение и проверка каждого задания строго регламентированы временными рамками, за соблюдением которых следит учитель. Учащиеся выполняют задания в таблице на отдельных листах.
Действуя по заданной схеме, каждый ученик выполняет пять заданий и осуществляет проверка пяти аналогичных заданий.
На выполнение и проверку заданий отводится в общем 30 минут. По истечении этого времени учитель собирает таблицы с выполненными заданиями. На оставшиеся 10 минут выдает каждому учащемуся карточку с индивидуальным заданием.
3. Индивидуальная лабораторная работа. (Приложение 8)
Провести взаимодействия между выданными веществами, указать признаки реакций, определить их тип, назвать полученные вещества. Полученные результаты занести в таблицу.
4. Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок за работу на уроке наиболее активным учащимся.