Урок «Ф.Шуберт "Лесной царь"»

Разделы: Музыка


Цель: формировать у обучающихся эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады "Лесной царь" Ф.Шуберта.

Принадлежность: данная разработка может быть использована при изучении творчества Шуберта на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе и на уроках музыки и литературы (в качестве дополнения) в курсе общеобразовательной школы.

Дополнительный материал:

Презентация - Шуберт. "Лесной царь".

Музыкальный материал:

Все указанные файлы запускаются автоматически по ходу Презентации.

Ход урока

Вступительное слово

Слайд 1

"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...

Вечно юный; романтик номер один; его песни являются эталоном перевода человеческой речи в музыкальные звуки; ни одно католическое Рождество не обходится без его Аве Марии (фоном звучит Аве Мария), -  это Франц Петер Шуберт (портрет).

Слайд 2

Запись в тетради:

Франц Петер Шуберт
797-1828
Великий австрийский композитор

(После 1 куплета "Аве Марии" звук микшируется).

Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.

Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: "Его Бог научил, мне с ним делать нечего".

Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.

А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, - это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано - если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.

Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что "Неоконченная" симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.

Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также сборник "Лебединая песня", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "Серенада").

Однако при жизни композитора его произведения почти не исполнялись и не издавались.

Исключение - Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 году, которая принесла композитору славу.

Баллада

Просмотр презентации "Шуберт. Лесной царь". (Обучающиеся читают поочередно текст слайдов презентации, которые демонстрирует преподаватель на экране)

Слайд 2

Запись в тетради:

Баллада "Лесной царь"

Слайд 3

Запись в тетради:

Автор Иоганн Гёте

Слайды 4-7 Прослушивание баллады на протяжении слайдов.

Слайд 8

Прослушивание баллады

Слайд 9

Итак, в балладе мы слышим несколько героев: обучающиеся перечисляют: рассказчик, отец, сын, лесной царь.

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев? (учащиеся должны указать на взволнованность рассказчика, встревоженность отца, испуг и напряжение сына, сладость и привлекательность интонаций лесного царя).

Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать эту балладу, только уже на родном языке Гёте и Шуберта. И сейчас перед вами ставится задача не просто прослушать, но услышать все интонации и речевые обороты, которые так тонко передает в музыкальном измерении Франц Шуберт. (звучит "Лесной царь" на немецком языке).

Итог урока

Слайд 10

Обсуждение с обучающимися музыкального языка баллады. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке).

Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор, чтобы изобразить чувства, мысли или речь каждого героя?

Прослушав произведение от начала до конца можно ли сказать, что все сцены и образы сливаются в единый драматический образ?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

В случае затруднения учащихся в ответах на вопросы, можно прослушать балладу отрывками, останавливаясь на отдельных репликах героев с целью более детального разбора средств музыкальной выразительности с использованием файлов 04.mp3 или 05.mp3 вне Презентации.

Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:

  • сегодня я узнал...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • я приобрел...
  • меня удивило...
  • урок дал мне для жизни...
  • мне захотелось...
Эпилог

Слайд 11

После смерти Ф.Шуберта на одном из концертов балладу "Лесной царь" исполняла певица Вильгельмина Шредер-Девриент. На этом концерте присутствовал Иоганн Гёте, который был потрясен мастерством исполнения певицы; вспомнил, что когда-то он слушал "Лесного царя", но он не произвел на него впечатления. Сейчас же, по выражению Гёте, вся композиция приняла "явственный образ".

Иными словами, очень важно, чтобы исполнитель проникся той музыкальной мыслью, которую передал нам композитор путем нотной записи. Чтобы исполнитель донес до слушателя тот истинный образ, чувства и эмоции автора. Ведь Шуберт рассказал нам о своих переживаниях и муках. Рассказал искренне, не написав при этом ни одной фальшивой ноты.

Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Желаю успеха! Всего вам доброго!