Правописание чередующихся гласных "о" и "а" в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197 кБ)


Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления, внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А ?

- в корнях -лож-лаг- в безударном положении пишется а перед г , буква о- перед ж: предполагать, предположение.

- в корнях - раст-рос- в безударном положении пишется а перед ст, щ, в остальных случаях- о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

- в корнях -кос-кас- в безударном положении пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях -о:касаться- коснуться(нет а).

- в корнях -гор- гар- написание гласного зависит от ударения. Под ударением пишется а, без ударения- о: загар, загорать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

От ударения От последующей буквы
-гор-гар-: горел, нагар -лаг- лож-: прилагать, приложение
  -кас-кос-: касаться, коснуться
  -рос-раст-ращ-: росли, выращенный, растение

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

Задания:

№1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

1) расти

2) ростовщик

3) отрасль

4) росток

№2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне .

рАстереть- пишется А , так как дальше следует сочетание СТ.

холщОвый - в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.

№1 №2 №3 №4
2 4 3 3

Индивидуальные задания(письменные):

  • запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл..жение, распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения, заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом. Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный - напряжённый, усиленный.

Бурно - резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

1) художественный

2) научно-популярный

3) разговорный

4) официально-деловой

4.Определите тип речи. Слайд № 15

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

1) дополнением

2) определением

3) обстоятельством

4) сказуемым

7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

1) приставочный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) суффиксальный

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание которых определяется правилом: "В корне -раст- рос- безударная а пишется перед ст, щ." Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Трудно ли быть подростком?".
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и объясните написание.