Урок-размышление по древнерусской культуре на тему "Вслед за Лихачевым"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


В электронной презентации “Вслед за Лихачевым” представлен материал для подготовки и проведения урока литературы или мероприятия, посвященного жизни и деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачева. В нем содержится текстовая информация и соответствующие ей слайды электронной презентации. Комплексное использование данных материалов позволяет провести их на современном уровне, обеспечивая эмоциональное воздействие на учащихся в процессе проведения мероприятия. Это не только удобная и наглядная форма подачи материала, но и эффективное средство воздействия на аудиторию, позволяющее пробудить интерес к представляемой теме.

Текст состоит из небольших законченных по смыслу абзацев, проиллюстрированных слайдами презентации соответствующими содержанию текста. Каждый слайд представляет собой необходимое звено повествования и работает на общую идею электронной презентации.

Для проведения мероприятия необходимо распечатать текст выступления в 3-х экземплярах, так как использование данных материалов требует участия трех человек. Два экземпляра предназначены для выступающих (или ведущих), третий экземпляр предназначен для сопровождающего, который обеспечивает показ слайдов электронной презентации и следит по тексту за последовательностью смены слайдов презентации.

Перед проведением мероприятия необходимо заранее подготовить аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер или ноутбук, экран), настроить изображение, проверить совместимость оборудования. Если есть возможность электронную презентацию лучше предварительно скопировать на компьютер (ноутбук). Экран по возможности лучше размещать таким образом, чтобы выступающие могли при необходимости, не разворачиваясь спиной к аудитории, наблюдать за порядком смены слайдов презентации.

Материал данной презентации можно использовать не только для проведения литературно – музыкальных вечеров, уроков литературы, но и для подготовки рефератов и докладов учащимися, при оформлении тематических газет и буклетов.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачева, ученого, писателя, публициста, общественного деятеля; показать его значение для отечественной культуры; вызвать у школьников желание обратиться к наследию Лихачева для углубления знаний по русской культуре и воспитания себя как граждан России.
  • Обобщить знания учащихся об изученных ранее шедеврах древнерусского зодчества и изобразительного искусства и взглянуть на них с новой стороны, глазами Д.С.Лихачева, опираясь на наблюдения и размышления ученого и писателя.
  • Формировать у школьников умение высказывать собственные мысли и описывать чувства, вызванные содержанием шедевров древнерусского искусства, сопоставлять свое мнение с мнением Д.С.Лихачева.
  • Развивать культуру монологической и диалогической речи учащихся.
  • Воспитывать чувство гордости и ответственности за культурное и историческое наследие русского народа.

Ведущий: Слайд 3. Эпиграф к уроку (оформляется на стенде):

“Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. Вы не можете не гордиться славными традициями”. Д.С.Лихачев

Ведущий: Слайд 4. Когда произносишь имя Дмитрия Сергеевича Лихачева, то невольно хочется употребить слова: подвижник, патриот, праведник. И так легко сопрягаются с ними понятия “благородство”, “мужество”, “достоинство”, “честь”. Это великое счастье для народа – знать, что еще совсем недавно рядом с нами жил человек, которому в самые трудные времена не нужно было “пересматривать” жизненные принципы, потому что принцип–то у него всего один: Россия – великая страна с необычайно богатым культурным наследием и жить в такой стране – это значит бескорыстно отдавать ей свой ум, знания, талант. Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Другое дело, когда вас при жизни называют “властителем дум”, “символом русской интеллигенции ХХ века”. Что совершил в своей жизни человек, которого так уважали и которому безгранично доверяли?

Ведущий: Слайд 5. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в 1906 году, в Петербурге, в семье инженера–электрика. Закончил гимназию, учился в Ленинградском университете сразу на двух отделениях – славяно-русском и романо-германском. Именно в университете он увлекся историей литературы Древней Руси.

Дмитрий Лихачев – талантливый писатель, публицист. В своих книгах “Земля родная”, “Заметки о русском” он показал, что значит для настоящего русского человека его земля, народ, культура.

И все же главная любовь ученого, цель и смысл его жизни – глубокое исследование древнерусской литературы и культуры и стремление убедить всех нас, что без прошлого не может быть настоящего, без освоения культурных традиций народа немыслим прогресс страны в будущем, а без любви к истории родной земли невозможно полноценное развитие нации.

Учитель: Слайд 6. В 2011 году Дмитрию Сергеевичу Лихачеву исполнилось 105 лет и это замечательный повод обратиться к выдающейся личности современной России, поразмыслить над его заветами нам.

На сегодняшнем уроке я предлагаю вам вновь встретиться с шедеврами древнерусской культуры, о которых мы уже говорили на занятиях по мировой художественной культуре. Но шедевр искусства потому и шедевр, что каждый человек видит его по-своему, находит в нем те грани, оттенки, нюансы, которые не замечают другие. Попробуем посмотреть на эти произведения глазами Дмитрия Сергеевича Лихачева, оставившего в своих заметках и дневниковых записях собственные размышления и впечатления от общения с этими шедеврами. Я хочу, чтобы ваши представления о древнерусской культуре обогатились, а глубочайшие наблюдения Лихачева стали бы для вас образцом философского осмысления наследия нашего народа.

Учитель: Слайд 7. Страница первая. Древнерусское зодчество. Храм Покрова на Нерли.

Ведущий: Слайд 8. Как милы нашему сердцу скромные русские пейзажи: равнина с купами деревьев, вдали золотом сверкает глава одинокой церквушки; или же купол может быть виден из-за перелеска, а то и вся церковь возвышается на холме. Вы не задумывались о том, почему на Руси можно было встретить храм Божий в любом месте, даже почти безлюдном? При дороге, в лесу, на высоком берегу реки, даже у болота? В “Заметках о происхождении искусства” Дмитрий Сергеевич Лихачев высказал интересную мысль о том, что художественное творчество возникло тогда, когда древний человек с его помощью пытался нейтрализовать опасный для него мир: “Когда пугало обширное пространство русской равнины, человек ставил на самых высоких местах, на крутых берегах рек и даже среди болот церкви. Церкви населяли обширный мир. Это подавляло страх одиночества”.

Близ города Владимира, при впадении в Клязьму реки Нерль, на невысоком холме возвышается церковь Покрова, которую уподобляют “белому парусу”, “лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания”, “поэме из камня”.

Ведущий: Слайд 9. Церковь на Нерли посвящается Покрову Богородицы. По преданию, князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1164 году в поход на волжских булгар, увидел во сне Богоматерь, пожелавшую укрыть его своим покрывалом. Булгары в том походе были разбиты, но в лютой сечи погиб юный сын князя, Изослав. “Вишенкой, срубленной в цвету” трогательно называли княжича в народных легендах. Андрей Боголюбский в честь великой победы и в память о погибших приказал соорудить церковь – памятник, посвятив ее Покрову.

Место для будущего храма было не очень высокое, к тому же во время весеннего половодья его затапливало. Поэтому зодчие, чьи имена история не сохранила (скромны были русские мастера!), заложили мощный фундамент из булыжников, затем засыпали его землей – так вырос искусственный холм высотой в 4 метра, на котором в 1166 году и выросла красивейшая церковь – жемчужина древнерусской архитектуры.

Ведущий: Слайд 10. Храм Покрова небольшой, однокупольный, но пропорции его таковы, что рождают ощущение невесомой легкости, изящества.

Чтобы добиться эффекта устремленности ввысь, зодчие прибегают к различным приемам. Движение церкви вверх подчеркивают и пилястры в виде стройных полуколонок.

Утонченный силуэт храма гармонично вписывается в окружающее пространство трав, цветов, голубой воды и синего неба. Говорить о нем хочется стихами. Вот так пишет о церкви Покрова кубанский поэт Василий Иванович Чуприн:

Ведущий: Слайд 11. Над тихой Нерлью, над рекою,

На берегу среди ракит,
Века, пленяя красотою,
Она лебедушка стоит.
Побед былых, князей величье
Из далей русских принесла,
Чтоб полюбил многоязычный
Мир Божий церковь Покрова.
И чтобы кающийся, грешный,
В молитвы час нелегкий свой
Святой надеждой был утешен
И Богородицей самой.

Ведущий: Слайд 12. В книге “Слово о полку Игореве” и культура его времени” Дмитрий Сергеевич пишет: “Это – зодчество для человека, находящегося в пути. Церкви ставятся как маяки на реках и дорогах, чтобы служить ориентирами в необъятных просторах его родины”. В качестве подтверждения Дмитрий Сергеевич говорит о храме Покрова на Нерли, что он маяк для едущих по реке.

Храм – маяк. Необычайно глубокий, даже символический образ, не правда ли? Храм – маяк в “географическом” смысле помогает человеку не заплутать в пути, выйти на нужную дорогу, а храм – маяк в духовном понимании поможет человеку не заблудиться в собственной душе, обрести путь к истине, свету, Богу.

В своих исследованиях по древнерусской культуре Лихачев писал об огромной роли, которую играл православный храм в жизни нашего народа. Храм был кораблем, плывущим по “вселенной”: “алтарем он встречал восход и воскресение, на западной стене его провожала смерть и изображался ад”. Уже более тысячи лет несет нас этот корабль по бурному морю российской жизни, являясь в самые трудные времена то тихой пристанью, то источником мужества, то духовным оплотом.

Учитель: Слайд 13. Страница вторая. Дионисий. Фреска “Богоматерь с Младенцем на престоле”

Ведущий: Слайд 14. В книге “Земля родная” Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает своих читателей любить все исконно русское (“…будем любить…Вологду и фрески Дионисия…”), но при этом нам следует “неустанно учиться ценить” и культуру других стран, новое искусство.

Но только тот способен постичь современное творчество, кто будет хорошо знать культуру прошлого своего народа. Сегодня мы вспомним с вами о Дионисии, столь любимом Лихачевым, том самом древнерусском живописце, которому народ присвоил высокое звание “начало художника божественных и честных икон”.

В 2013 году, весь мир будет отмечать 510–летие создания Дионисием фресок в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Никого не может оставить равнодушным центральная фреска собора Рождества Богородицы – “Богоматерь с Младенцем на престоле”.

Ведущий: Слайд 15. Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом, побывавшим однажды на Белом озере и навсегда плененным суровым и задумчивым русским Севером. В 1490 году на месте сгоревшего храма в монастыре был возведен новый каменный собор Рождества Богородицы, который и расписал Дионисий с сыновьями в самом начале XVI века. Основное впечатление, возникающее при первом взгляде на росписи, - гармония, праздничность, нарядность. Необычайно ярко все эти ощущения передал поэт Николай Рубцов:

Ведущий: Слайд 16. “В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как береза,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель…”

Ведущий: Слайд 17. Главной темой росписей собора была Богоматерь, ее прославление или, говоря религиозным, языком, акафист в ее честь. Ее изображение присутствует почти на всех фресках, расположенных в четыре ряда, но смысловым центром храма является “Богоматерь с Младенцем на престоле”.

Монументальный образ Девы Марии поражает невесомостью. Ее величественная фигура, утонченно-прекрасная, свободно и легко располагается на небесно-голубом фоне. Горят алым пламенем одежды Богоматери, золотом сверкает хитон Младенца Иисуса. Фреска дышит миром и гармонией.

Ведущий: Слайд 18. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих исследованиях по древнерусской культуре писал о том, что “средневековье пронизало мир сложной символикой”. Пронизано им и древнерусское искусство, стремившееся “к символическому толкованию явлений природы, истории и Писания…”. Символом чего испокон веков была Богородица для русских людей? Она была символом покровительства и заступничества за русскую землю, недаром Русь долго называли Домом Пресвятой Богородицы.

Ведущий: Слайд 19. В любой православной иконе, написанной талантливым мастером, за религиозным образом или сюжетом угадывается, как учил Дмитрий Лихачев, общечеловеческая суть, нравственный идеал. Почему всех людей так трогает образ Богородицы, почему Она пользуется таким почитанием? Да потому, что мы видим в Ней образ Матери, не только Божьей Матери, а просто обычной, земной матери – любящей, терпеливой, самоотверженной, готовой отдать жизнь за своих детей. Материнское чувство – самое мощное, прекрасное и святое на земле, и фреска Дионисия с огромной художественной силой передает это чувство.

Ведущий: Слайд 20. Издавна русские люди считали, что Россию защищает Царица Небесная, а ее Богородичные иконы охраняют Русь со всех концов света. В нашу страну были возвращены такие иконы Божией Матери, как Владимирская, Тихвинская, а с возвращением Казанской иконы Божьей Матери образовался так называемый РУССКИЙ КРЕСТ. Западные рубежи России охраняет Смоленская икона Божьей Матери, с севера – Тихвинская, с юга – Иверская, в центре – Владимирская, с востока – Казанская, образуя спасительный крест.

Учитель: Слайд 22. Страница третья. Андрей Рублев. “Ветхозаветная Троица”

Ведущий: Слайд 23. Предание связывает создание этой иконы с поездкой игумена Сергиева монастыря Никона Радонежского в 1427 году за художником Андреем Рублевым в Спасо-Андроников монастырь, чтобы “образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию”.

Голод и эпидемии, вражда Москвы с Галичем, возникновение двух митрополий, что грозило распадением единой русской церкви, - вот действительность, какую наблюдает Андрей Рублев. И вспомнилось художнику желание Сергия Радонежского, чтобы “страх ненавистной розни мира сего” люди побеждали “созерцанием Святой Троицы”. Вероятно, эти слова святого Сергия и стали для Андрея Рублева духовным оплотом для многотрудного, но великого дела – создания иконы мира, согласия и спокойствия.

После завершения икона была поставлена в каменном Троицком соборе справа от Царских врат близ гробницы Сергия Радонежского.

Сюжет “Троицы” основан на библейском рассказе о явлении старцу Аврааму и его супруге 90-летней Сарре в образе юношей трех ангелов, один из которых предсказал им рождение сына Исаака. Как ни сомневалась Сарра в словах ангела, предсказание сбылось: Сарра родила сына. Исполнилось данное Аврааму обетование: он стал родоначальником целого народа.

Ведущий: Слайд 24. На иконе Андрея Рублева нет Авраама и Сарры, нет бытовых подробностей их гостеприимства; остаются лишь три ангела, восседающие за трапезой, сама Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Перед ними чаша с головой жертвенного тельца.

Изображения ангелов привлекают зрителей глубоким внутренним спокойствием и вместе с тем необычайной одухотворенностью. Все они погружены в себя, лица их задумчивы. Ангелы необычайно красивы, но их прекрасный внешний образ всегда воспринимался как символ красоты духовной.

Над средним ангелом – дерево (Мамврийский дуб), возле которого произошла встреча Авраама и Сарры с ангелами. Дерево ассоциируется с крестом, на котором будет принесена Божественная жертва во искупление грехов человечества. Средний ангел склонил голову в знак смирения. Это Бог Сын – Иисус Христос, склонивший голову к Отцу своему.

Бог Отец изображен слева. Над ним дом как образ творения мира. Бог Отец движением руки призывает Сына принести искупительную жертву во спасение рода человеческого, отодвигает и одновременно притягивает его к себе.

Ведущий: Слайд 25. Бог Дух Святой изображен справа. Над ним горы как символ духовного возвышения. Этот ангел есть тихий утешитель, свидетельствующий о духовной высоте свершившегося. В руках ангелов посохи – они вечные путники.

Ощущение единства, нерасторжимости Троицы создается всем строем иконы. Художник вписывает фигуры ангелов в незримый круг – знак безначальной и не имеющей конца вечности. Круг повторяется также в форме нимбов, жертвенной чаши.

Бесконечность усиливает ощущение светлой гармонии, которую несет икона, ее цвет – багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зелень. Недаром все, кто размышлял о ней, единодушны в том, что необычайно точно воплотил здесь мастер краски яркого летнего дня на Руси, на который приходится праздник Троицы: голубизну неба, зелень травы и деревьев, золото зреющей ржи и сияющего солнца.

Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал
(Н. Гумилев)

Ведущий: Слайд 26. Современники Андрея Рублева сразу почувствовали, что за образом святой Троицы скрыта тема призыва к миру, человеколюбию, духовному подвигу, она вселяет в нас веру, покой, надежду.

Рублев изображает Троицу, но прославляет ею лучших людей Древней Руси, денно и нощно заботившихся о ее единстве и процветании: это и Ярослав Мудрый, утверждавший: “Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…”, и Владимир Мономах, поучавший своих сыновей: “Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…”, и Дмитрий Донской, поклявшийся во что бы то ни стало освободить Русь от татарщины и победивший на поле Куликовом, и Сергий Радонежский, послуживший своим духовным подвигом делу созидания России... Всем им, как лучшим представителям нашего народа, всегда были присущи такие черты характера как, готовность взять на себя ответственность в трудную минуту, готовность к самопожертвованию – и все ради любви к родной земле, к людям. Русский человек искренен, добр, отзывчив.

Ведущий: Слайд 27. Для Лихачева важно в этой иконе, что для русских людей эпохи Андрея Рублева было характерно истинное единение: ты можешь быть погружен в собственные мысли и переживания, но ты чувствуешь людей, окружающих тебя, ты понимаешь их, “сопереживаешь с другими людьми”. Это Дмитрий Сергеевич Лихачев и назвал “соборной индивидуализацией” - одна, не похожая на других личность, но в окружении таких же индивидуальностей, и все вы понимаете друг друга, между вами царит согласие. Высшая форма проявления культуры человечества – умение понять человека, уважать его чувства, культуру, нравственные ценности.

Распад же “соборной индивидуализации” происходит тогда, когда один человек или целый народ по каким-то причинам станет полагать, что он выше, лучше, достойнее другого человека или народа и будет поступать в ущерб этим другим. Самые страшные проявления распада “соборной индивидуализации” - это религиозный фанатизм, фашизм, расизм. Они влекут за собой войны, акты терроризма, убийства на националистической и расовой почве. Разве не это, наряду с экологическими проблемами, самые страшные язвы современного мира?

Ведущий: Слайд 28. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: “Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим”. И МЫ с вами наследники древнерусской культуры, давшей миру великие шедевры, среди которых и икона А.Рублева “Троица”.

Учитель: Слайд 29. Страница четвертая.Православные праздничные иконы.

Икона Рождества Христова.

Ведущий: Слайд 30. Работая с книгой Дмитрия Лихачева “Слово о полку Игореве” и культура его времени”, нужно с большим интересом остановиться на тех страницах, где ученый размышляет об эстетическом значении надписей на произведениях изобразительного искусства русского средневековья.

Ведущий: Слайд 31. В своей работе Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждает, что между словом и изображением в Древней Руси была тесная связь. Ученый пишет: “Молящийся обращался к изображению со словами, он как бы требовал ответа себе, он ждал чуда, действия, совета, прощения или осуждения, он был готов поэтому услышать слова, обращенные к нему от изображения”. Вот этими словами – своеобразными ответами на моления людей – и были надписи на иконах: имена святых, названия событий – праздников. Нам, людям нынешней эпохи, когда многие самые святые слова потеряли свой изначальный высокий смысл, когда ими легко разбрасываются, им не доверяют, трудно представить такое благоговейное отношение к начертанному слову.

Ведущий: Слайд 32. Попытаемся глубже определить для себя значение надписей, например, на праздничных иконах, то есть изображениях, посвященных основным событиям жизни Иисуса Христа и Богоматери. Вновь обращаюсь к книге Дмитрия Лихачева: “Икона, посвященная празднеству, не только его изображала, но была частицей самого этого празднества. Поэтому надпись не только поясняла изображение – она становилась частью самого изображения, частью канона этого изображения… Слово выступало не только в своей звуковой сущности, но и в зрительном образе”.

Ведущий: Слайд 33. Вы обратили внимание, рассматривая некоторые праздничные иконы, что современному человеку не так-то просто прочесть название праздника. Вы знаете, что надпись делалась на церковнославянском языке, к тому же некоторые слова в этом языке, имеющие духовный смысл, намеренно сокращались, а над ними ставился знак “титло”.

Ведущий: Слайд 34. Рассмотрим подробней икону “Рождество Христово” первой половины ХV века. На иконе мы видим всех участников этого важнейшего события христианской истории, упомянутых в евангельских преданиях: в центре на красном ложе Богоматерь, в пещере ясли со спеленутым Младенцем; в ясли заглядывают осел и вол. Пещеру окружают ангелы, справа от Богородицы – юные пастухи, внимающие вести о рождении Сына Божьего. Внизу иконы задумчивый Иосиф и старый пастырь, в другом углу – женщины, купающие Младенца. Вся икона как будто бы освещена сверху золотом Вифлеемской звезды, указывающей путь волхвам. Икона очень нарядная, светлая, праздничная.

Ведущий: Слайд 35. Сразу под Вифлеемской звездой - на иконе находится надпись – название праздничного события.

Следовательно, наряду со звездой, пещерой с Младенцем и Богоматерью, она входит в смысловой центр иконы.

Р Ж Т В О Г А I С А Х А

Она гласит - Рождество Господа Иисуса Христа. Посмотрите на красоту, стройность и изящество букв. Мы к ним давно привыкли, а все привычное, ставшее обыденным, к сожалению, теряет частицу прелести. А вот когда равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий впервые представили на суд созданную им славянскую азбуку, все были поражены красотой и какой-то легкостью букв. Когда же у Константина Философа, который нам больше знаком под именем Кирилл, спросили, кто помог ему придумать такое изящное начертание букв славянской азбуки, он ответил: “Моей рукой водил сам Бог”.

Ведущий: Слайд 36. Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет, что древнерусский человек воспринимал надпись на иконе как элемент ее орнаментального убранства, и поэтому иконописцы, как и монахи, создавшие рукописные книги, старались писать красиво. “Это порождало особое отношение к слову как к чему-то драгоценному, священному,- утверждает ученый. – Разумеется, это касалось по преимуществу слова в возвышенном стиле … Слова эти – праздничные одежды, которые не следует надевать по будням”.

Сам Лихачев, один из лучших знатоков древнерусской культуры, унаследовал от нее бережное, уважительное отношение к Слову. Доказательства тому – его книги, проникнутые любовью к родной земле, народу, русской культуре. Завет Лихачева современникам и потомкам прост и одновременно глубок: культура народа определяется культурой слова.

Давайте не будем об этом забывать!

Учитель: Слайд 37. Выводы урока:

Мы пролистали с вами всего лишь четыре страницы из необъятной книги под названием “Шедевры древнерусской культуры”, попытались увидеть в них то, что считал наиболее важным Дмитрий Сергеевич Лихачев. Вы убедились, что обращение к памятникам культуры прошлого для ученого – это попытка не только осмыслить жизнь наших предков, но и желание определить самое основное, что характеризует русского человека и его культуру, это желание заглянуть в будущее своего народа. Прочитайте еще раз эпиграф к уроку: “Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. Вы не можете не гордиться славными традициями”. Чтобы понять его философскую глубину, надо учиться, много работать над собой, накапливать жизненный опыт, любить свою землю…

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что “изучение истории, литературы, искусств… призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь”.

Дополнительный материал и литература к уроку:

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. –М.: Просвещение, 1993.
  2. Будур Н. Православные праздники. - М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.
  3. ПРАВОСЛАВИЕ: Полная энциклопедия / Сост. Л.С. Гурьянова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  4. Ионина Н.А. Сто великих монастырей. – М.: ВЕЧЕ, 2006.
  5. МОНАСТЫРИ русской православной церкви: Справочник – путеводитель. – М., Издательство Московской Патриархии, 2011.
  6. Лихачев Д.С. Избранное: “Слово о полку Игореве” и культура его времени: Работы последних лет. – СПб.: Изд-во “Logos”, 2000.
  7. Осетров Е.И. Живая древняя Русь: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
  8. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, 1993.