Музыка гвардейских полков

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема для проведения музейного занятия «Музыка гвардейских полков» выбрана не случайно. Мемориальный музей «Разночинный Петербург» является участником социального проекта «Музыка в музее» ведущий деятельность в этом направлении еще с 2006 г. Как учреждение социокультурного типа решает в научно-просветительской деятельности музейно-педагогические задачи, как новую форму взаимодействия музея с посетителем. В ходе реализации данного проекта вошли историко-музыкальные композиции, наиболее полно отражающие историю, представленную в экспозиции «Вокруг Семеновского плаца» посвящённой формированию территории как военной слободы и бытовании разночинцев непарадной части столичного города, получившей в простонародье название Семенцы.

Музей в привычном значении, опираясь на трактовку польского музееведа В. Глузинского, собственно в которой отражается и документальный взгляд международной организации ИКОМ – относится, прежде всего, к учреждению наглядного и упорядоченного собрания предметов, создающий образ действительности из ее же собственных элементов.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» как учреждение социокультурного типа решает в научно-просветительской деятельности музейно-педагогические задачи, как новую форму взаимодействия музея с посетителем. Социальное направление является приоритетным в деятельности Мемориального музея «Разночинный Петербург» на протяжении последних десятилетий. По традиции идущих с советских времен, когда вход в музей был бесплатным, к нам обращаются группы пенсионеров, коррекционные школы, трудные подростки и малообеспеченные граждане. Для каждой из этих групп целевой аудитории музей предлагает специальные программы и мероприятия, проводимые как в музейных залах, так и в форме выездных лекций, историко-музыкальных композиции, передвижные выставки. Музей активно сотрудничает с образовательными учреждениями всех районов Санкт-Петербурга, преимущественно на благотворительной основе. Накопленный опыт воплотился в реализации проекта «Музыка в музее», в который вошли темы истории, представленные в экспозициях музея.

Особой популярностью пользуется историко-музыкальная композиция «Забытые песни борьбы и труда», «Частушки городской окраины», «Городской романс» и др. с элементами интерактива. Посетителям предоставляется возможность не только историю создания произведений, но и принять активное участие в хоровом исполнении песен-маршей революционной поры, романсов, бытовавших среди небогатых жителей города, частушек и музыкальных импровизациях военной музыки. Активная работа сотрудников способствует совершенствованию социокультурной среды музея в общении с посетителями. Формирует положительный имидж музея, повышая его рейтинг.

Музейное занятие предназначено для школьной, студенческой категорий посетителей с целью формирования эстетического и образного восприятия выставочного пространства через военную музыку и ее историю, представленную в экспозиции.

Задачи:

  • Познакомить посетителей с музейно-выставочной деятельностью
  • Приобрести навыки диспута и умение анализировать исторические события
  • Формировать патриотические взгляды и сопричастность гражданскому обществу нашего государства
  • Развивать художественные навыки индивидуального исполнения в коллективном творчестве

Оформление выставочного зала: афиша мероприятия, Георгиевское знамя Лейб-гвардии Семеновского полка (новодел), отличительные знаки офицеров семеновского полка и рядовых егерского полка (реплики), портреты командиров-музыкантов семеновцев (из фондов музея), фотографии духовых инструментов полковых оркестров петровского времени и военных музыкантов Российской империи.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, диск со слайдами; фортепиано, ноты песен; тексты песен у учащихся, музыкальные инструменты карла Орфа.

Привлеченные к участию в сценических постановках: профессиональные актеры драматического театра, музыканты духового оркестра

<Слайд 1>

Ход занятия

Музейный педагог: Военная музыка имеет уникальные традиции, тесно связанные как с историей русской армии и флота, так и с богатой музыкальной культурой России. На протяжении более трехсот столетий Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград являлся центром военно-музыкальной культуры, в котором были заложены основы системы профессиональной подготовки военных капельмейстеров, дирижеров, музыкантов, сыгравших значительную роль в развитии военной музыки.

<Слайд 2>

< Слайд 3>

В наше время, в деле воспитания высокого морального духа армии важную роль играют возрождение государственных и воинских ритуалов. Неотъемлемой частью, которых является военная духовая музыка.

<Слайд 4>

<Слайд 5>

Петербург, задуманный Петром Великим как военная крепость, с самого начала истории стал центром подготовки офицерского корпуса русской армии и флота и местом дислокации многочисленных воинских частей и флотских экипажей. Они героически сражались на полях западной Европы, на Балканах и в Закавказье, участвовали в походах в Среднюю Азию и на дальний Восток. Слава, которую снискали себе в сражениях русская армия и флот, заслуженно принадлежит и военным музыкантам.

<Слайд 6>

На образ Петербурга как военной столицы указывают многочисленные памятники, здания

казарм, полковые соборы и церкви, военные музеи, и военные церемонии, и самая разнообразная музыка, звучавшая в городе. Репертуар военных музыкантов и оркестров был разнообразен, но далеко не все, что они играли можно назвать военной музыкой. Прежде всего, военная музыка – это сигналы, марши и песни, которые исполнялись в соответствии с воинскими уставами и военными традициями.

<Слайд 7>

В 18 веке военная музыка звучала, в основном, в полковых слободах, где день начинался и заканчивался исполнением определенных сигналов.

Учитывая, что полки располагались во всех районах города, легко можно себе представить, что в тихие утренние часы эти сигналы были слышны повсюду. Уставные сигналы, игравшиеся в расположении полков, становились неотъемлемой частью звукового фона города.

Аудио-пример: строевой шаг, сигналы трубы

При Павле I было установлено, что бы после пробития «Вечерней зари», все огни в частных домах были погашены, все трактиры заперты. Шумовой фон города 18-19 вв. был сравнительно слабый, нежели сегодня, что позволяло слышать военную музыку и сигналы на большом расстоянии. (объяснить причину)

<Слайд 8>

Военная музыка к началу 18 в. в России, имея древние традиции, начиная с ратной музыки, звучавшей на поле боя для одушевления войск и устрашения противника, для

подачи сигналов и для прославления князей, воевод и дружинников, одержавших победу над противником, в «почестных пирах» и похоронных церемониях, вступает на путь развития по европейскому образцу. Гвардейские полки обзавелись не только барабанщиками, флейтщиками и трубачами для исполнения сигналов, но и большим количеством музыкантов, составивших целые оркестры. Как отражение коренных преобразований направленных на усиление экономической и военной мощи, уделяется внимание развитию военной музыки, именно в ней Петр I видел мощное эмоциональное воздействие на массы людей, объединяющее их волю.

Царь сам был не чужд музицированию. В 1698 г., будучи в Дрездене у князя Фюрстенберга, Петр I, развеселившись, взял у своего барабанщика барабан и барабанил так, что своим искусством даже превзошел своих барабанщиков. Еще во времена осваивания тонкостям военного искусства со своими «потешными войсками» в селе Преображенском под Москвой, будущий царь состоял барабанщиком 1-й роты Преображенского полка и весьма основательно изучил «барабанью науку».

Царь находился в дружеских отношениях с придворными певчими, и судя по записям в «Камерфурьерском журнале» – своего рода дворцовой летописи того времени, – бывал у них в гостях и «сам пел партесное».

<Слайд 9>,10

По его инициативе и при непосредственном участии царя были созданы многочисленные оркестры. К 1702 г. в Преображенском полку было уже 32 сиповщика и 40 барабанщиков, а Семеновском – 16 сиповщиков и 35 барабанщиков.

<Слайд 10>

Аудио-пример: звуки барабанной дроби

Деревянные духовые и ударные инструменты, использовавшиеся с 15 по 17 вв. заменили медные и из латуни.

<Слайд 11>

<Слайд 12>

Изменения коснулись и обмундирования музыкантов. В новой русской армии была введена форма одежды по европейскому образцу. Музыканты имели специальную форму отличавшуюся от остальных солдат. Все музыканты носили на плече специальный знак в форме треугольного погона с поперечными светлыми полосами – так называемое «ласточкино гнездо». Если детали обмундирования и их покрой были схожими, то их расцветка и окантовка зависели от родов и видов войск и изменялись с течением времени.

<Слайд 13>

Стремительный рост числа военных оркестров потребовал большого количества квалифицированных исполнителей. Подготовка велась в гарнизонных школах. Отбирались одаренные молодые церковные певчие и солдатские дети. Дворянских детей также начали обучать игре на музыкальных инструментах, в том числе – духовых.

Обучение музыке было включено в программу кадетских корпусов, готовивших армейских и флотских офицеров. Включение музыкального образования в систему подготовки офицеров сыграло положительную роль в развитии военной музыки. Многие русские офицеры хорошо овладели игрой на различных инструментах, некоторые из них стали авторами военных маршей.

Таким образом, Марш семеновцев был написан в 1796 г. генералом Римским-Корсаковым, посвятившем его одной из фрейлин. По приказу Павла I марш стал полковым.

Аудио-пример: марш Семеновского полка в записи духового оркестра

Каждый полк гордился своим маршем, но особую известность приобрел марш Преображенского полка, который стал главным военным маршем России. Относится ко времени Петра Великого, почему его и называли «Петровским».

Музыка начинается резким аккордом, а затем накатывается на слушателей лавиной подобно штыковой атаке, то затихая, то возникая вновь. Марш удивительно красив, его великолепный музыкальный Слайд обеспечил ему долгую и красивую жизнь.

Аудио-пример: прослушать фрагмент марша Преображенского полка

<Слайд 14>

В 1805 г. офицер Преображенского полка Сергей Никифорович Марин написал слова к этой музыке в преддверии войны с Наполеоном. Марин участвовал в битве при Аустерлице был тяжело ранен и получил золотую шпагу За храбрость.

Текст Марина для Преображенского марша вышел столь же бодрым и призывным , как и сама музыка.

Текст читает актер в образе гвардейского офицера:

Пройдем, братцы, за границу
Бить отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу.
Вспомним, век её каков!

Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг…

Под этот марш русская армия в 1814 г. вступила в Париж.

Во второй половине 19 в. Преображенский марш пели и на слова солдатских песен.

Аудио-пример: прослушать песню преображенцев «Славны были наши деды» в исполнении Казачьего хора

После 1917 г. Преображенский марш Петра великого обрел новую жизнь, белые армии не могли пользоваться старым гимном «Боже царя храни!» (Обзор истории этого гимна обыгрывается сценической постановкой актеров)

поскольку далеко не все в их рядах желали монархии. Революционные песни были для них также неприемлемы.

Оставался Преображенский марш символом армии, который и звучал чаше всего на военных парадах и смотрах. С ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с Русской землей, уезжая в другие страны.

У находившихся в эмиграции русских людей Преображенский марш не терял своей популярности. Его исполняли при выносе боевых знамен и русского флага, в других торжественных случаях.

<Слайд 15>

По полковому преданию, лейб-гвардии Казачий полк по инициативе императора Александра II использовал в качестве полкового свадебный марш Мендельсона

(исполнить на фо-но отрывок свадебного марша), а в сводно-казачьем полку «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Аудио-пример: поставить запись рогового оркестра «Славься» М.И.Глинки

<Слайд 16>

В 60-е г. XVIII в. в некоторых полках, главным образом гвардейских, появились роговые оркестры. В 1796 г. в Петербурге насчитывалось 9 роговых оркестров.

Первоначально инструменты роговых оркестров представляли собой набор натуральных рогов, каждый из которых издавал только один определенный звук. Позднее рога стали изготовлять из дерева, но затем их стали изготовлять из тонкой листовой меди. Исполнители такого оркестра уподоблялись живым клавишам.

Иногда приходилось не столько играть, сколько считать паузы. Особенно трудным было исполнение быстрых пассажей. Тем не менее, роговые оркестры добивались поразительного художественного эффекта. По сравнению слабых звуков флейт и гобоев, представлявших основные мелодические инструменты военных оркестров того времени, рога звучали мощно, и вместе с тем, мягко, напоминая орган. Поэтому роговые оркестры предпочитались другим оркестрам с другим инструментальным составом при игре на открытом воздухе.

Первый роговой оркестр был заведен при дворе по повелению императрицы Елизаветы Петровны при деятельном участии обер-егермейстера С.К.Нарышкина.

Первые оркестры были из 16 инструментов, но вскоре количество инструментов увеличилось, и диапазон оркестров расширился. При диапазоне от До большой до До третьей октавы число рогов составляло уже 48, а при диапазоне от Ля контроктавы до Ми четвертой октавы минимальное количество рогов было 56. Известны случаи. Когда в оркестре был 91 рог (это видимо, связано с удвоением одного и то же звуков и варьированием тембров. Дублирование звуков оркестрового диапазона позволяло практически безгранично увеличивать число рогов в оркестре. Достаточно разнообразным и обширным был репертуар роговых оркестров. Для них создавались оригинальные сочинения такими композиторами, как И.Б.Гумпенхубер, Тевес, К. Лау. Дж.Сарти. а также включаются отрывки из симфоний И.Гайдна и А.Моцарта и др.

Аудио-пример: прослушать любое классическое произведениями в исполнении рогового оркестра.

<Слайд 17>

<Слайд 18>

В XIX в. военный оркестр выходит за пределы войсковой части или императорского двора, и его искусство стало достоянием публики. К этому времени в оркестре были не только духовые, но и струнные инструменты. Военные оркестры также были непременными участниками всех благотворительных мероприятий. Большой популярностью пользовались выступления военных оркестров в городских театрах, концертных залах и особенно – в садах и парках в летнее время.

Самыми популярными были музыкально-театральные вечера, проводившиеся в Летнем саду Санкт-Петербурга. В программу включались выступления известных артистов оперы, эстрады, цирка, хоры песенников цыган. После отмены крепостного права общедоступные концерты военных оркестров стали неотъемлемой частью культурной жизни общества.

<Слайд 19>

<Слайд 20>

Февральская революция, а затем Октябрьская 1917 года в России привели к кардинальным изменениям в жизни Российской империи.

Иными стали политическое устройство страны, государственные и общественные учреждения, жизнь и мировоззрение ее граждан. Коренные преобразования коснулись и музыкального искусства во всех его сферах – исполнительстве, образовании, композиторском творчестве.

В результате многих реформ и напряженной творческой работы сложилось яркое, оригинальное направление мировой музыкальной культуры – советская музыка, отразившая все радости, победы, горести и трагедии государства и народа богатейшая многонациональная музыкальная культура, созданная в СССР, до сих пор востребована во всем мире. К числу достижений музыкальной культуры советского периода относится и военная музыка. Два больших периода музыкальной культуры революционного и военного рассматриваются в отдельных блоках программ.

Подводя итого этого занятия, следует отметить современные реалии Санкт-Петербургского гарнизона.

<Слайд 21>

<Слайд 22>

В 1996 году было решено провести Первый Санкт-Петербургский международный фестиваль военных духовых оркестров, ставший с тех пор ежегодным.

Международные конкурсы и фестивали военных духовых оркестров имеют давнюю историю и довольно обширную географию. Первый международный конкурс духовых оркестров, ставший значимым событием в истории военной музыки, был проведен на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. блестящее выступление на этом конкурсе оркестра кавалергардского полка из Санкт-Петербурга давно стало легендой. (постановочная сцена этого историческом выступления в исполнении драматических актеров с участием музыкантов-духовиков)

Сегодня Международный фестиваль военных духовых оркестров, ежегодно проходящий в дни белых ночей на берегах Невы, уже имеет свою историю и традиции. Он открывает шествие по Невскому проспекту, которое завершается концертом сводного оркестра участников фестиваля в сердце Санкт-Петербурга – на Дворцовой площади.

Военные духовые оркестры, равно как и военная музыка, в новейшей истории играют особую роль, являясь уникальными носителями и хранителями духовных традиций российской армии. Музыкальное сопровождение как неотъемлемая часть воинских ритуалов, исполнение музыкальных произведений, укрепляющих морально-боевой дух для воинов и отражающих героическую историю российской армии и флота, делают военные оркестры важнейшим фактором воинского и культурного воспитания защитников Родины.

В заключение занятия предлагается всем вместе исполнить марш «Оловянных солдатиков» П.И. Чайковского на инструментах оркестра К. Орфа под управлением педагога ведущего занятие.