Цель проведения:
- Систематизировать, углубить теоретические знания учащихся по данной теме.
- Способствовать развитию мышления школьников путём обобщения ранее полученных знаний и умений по материку Африка.
- Формировать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и уважение к мнению одноклассников, прививать интерес к предмету.
Оформление:
- карты по Африке;
- таблицы по данному материку;
- картины природы Африки;
- народностей Африки карточки задания.
Форма проведения: КВН.
Ход игры
I. Организационный момент.
В кабинете столы поставлены для каждой команды отдельно.
Класс делится на 2 команды. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая команда, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены команды. Итоги соревнования подводятся по таблице, где учитываются все баллы, полученные в ходе игры. Для проведения игры можно использовать не все предложенные задания.
Жюри – 2 ученика 11 класса.
II. Вступительное слово учителя.
План.
1 конкурс – Приветствие.
2 конкурс – Разминка.
3 конкурс – Картографы.
4 конкурс – «Путешествие в Африку» – домашнее задание.
5 конкурс – Конкурс капитанов.
6 конкурс – «Ты мне, я тебе».
7 конкурс – «Почемучка».
Подведение итогов, выставление оценок.
Слово учителя.
Африка – континент коротких теней. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. Только она почти посередине пересекается экватором. Именно на территории Африки расположена самая длинная река мира Нил. Своеобразен и разнообразен органический мир Африки. Здесь можно встретить самого крупного млекопитающего на суше – африканского слона, самую крупную человекообразную обезьяну – гориллу, самую крупную птицу – страуса, самого грациозного животного – жирафа, а также крокодила, бегемота и других животных. Растительный мир представлен баобабом, пальмами – кокосовой, масличной, финиковой, пальмой дум. Пробковый дуб, бутылочное дерево, акация и другие растения дополняют разнообразие органического мира Африки.
Сегодня мы приступаем к закреплению знаний по Африке и расширению кругозора.
Команды приглашаются на игру.
1 конкурс – Приветствие.
Конкурс оценивается в 5 баллов.
Игроки по очереди представляют свои команды: название, эмблему, девиз, приветствие жюри.
2 конкурс – Разминка.
1 балл за правильный ответ.
Вопросы 1 команде «Килиманджаро»:
- Какое место по площади среди материков занимает Африка?
- Назовите озеро, меняющее свои очертания.
- Какое дерево любят слоны?
- На каком языке разговаривают жители Ливии?
- На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.
- Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.
- Как называется африканская длинноухая лиса?
- Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?
- Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?
- Крупное Африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.
Вопросы 2 команде «Мыс «Доброй надежды»:
- Можно ли в Африке покататься на лыжах?
- Опишите вельвичию.
- Что такое кимберлитовая трубка, что внутри неё?
- Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?
- На скольких литосферных плитах находится материк?
- В какой части материка добывают алмазы?
- Назовите имя путешественника, который пересёк Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория?
- Окапи – это родственник какого африканского животного?
- Как называется народ, населяющий экваториальные леса?
- Назовите реку многоводную круглый год, дважды пересекающую экватор.
3 конкурс – «Картографы».
За правильно показанный объект – 1 балл.
Каждая команда получает конверт с набором названий географических объектов. За каждый правильно показанный на карте объект команда получает 1 балл, за каждое дополнение, характеризующее объект по 1 баллу. Конверт с набором названий географических объектов прилагается. (Приложение №1)
4 конкурс – «Путешествие в Африку» – домашнее задание.
5 баллов.
Заслушать рассказы. Команде сопернику найти ошибки. За каждую ошибку получают 1 балл.
5 конкурс – Конкурс капитанов.
А) Нарисовать с закрытыми глазами контур Африки. 3 балла.
Б) Из предложенных рисунков животных выбрать тех животных, которые обитают в Африке. (Белый медведь, бобр, тигр, пингвин, страус, газель, зебра, волк, жираф, лев, олень, слон,, кенгуру, лось, носорог, бегемот). 7 баллов.
6 конкурс – «Ты мне, я тебе».
Маршрут проложить на карте (домашнее задание – маршрут проложить через 5 объектов). 5 баллов. (Приложение №2)
7 конкурс – «Почемучка».
За каждый ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команде:
- Почему река Конго самая полноводна река Африки?
- Где в Африке расположены области низкого и высокого давления?
- Почему пигмеи часто меняют место своего проживания?
- Почему у огромного дерева баобаба мелкие листочки?
- Почему носорог считается воинственным животным Африки?
Вопросы 2 команде:
- Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?
- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
- Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?
- Как вы думаете, что произойдёт с границами природных зон, если не будут приняты меры по охране природы Африки.
- Почему бассейн рек Атлантического океана больше, чем Индийского океана?
Подведение итогов, выставление оценок. (Приложение №3)
Список литературы:
- Поурочные разработки по географии. Н.А.Никитина. Москва, «ВАКО», 2008.
- Урок-игра при изучении Африки. С.Л. Мамченко. География в школе №10, 2003.
- Урок на тему «Пустыня Африки». И.В.Морозова. География в школе №2, 2001.
- Игра на уроках географии. С.Ф.Спичак, С.В. Тесленко. География в школе №2, 1996.