Презентация. Слайд 1, 2 (двойной щелчок)
(Под песню «Чему учат в школе» дети входят в зал)
Учитель.
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет…
Все взволнованы немножко… В чём секрет?
Слайд 3
Ученик.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик.
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам,
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Ученик.
Всех знакомых, незнакомых –
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Ученик.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Ученик.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель. Дорогие, ребята, уважаемые
родители и гости. Сегодня мы пригласили вас на
праздник «Прощание с Азбукой». У нас большая
радость – все дети научились читать, и помогла
нам в этом их первая школьная книга – Азбука!
Кажется, что только вчера ребята переступили
порог своего класса.
А сегодня посмотрите, родители, на своих детей!
Ведь они за это время очень выросли, многому
научились и многое узнали. Выучили буквы,
научились читать и писать. А помощники-буквы
познакомили ребят с прекрасными словами,
мыслями, сказками и рассказами.
Ребята! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, как
всё начиналось в вашей школьной жизни, как многие
из вас собирались в школу. Давайте посмотрим
сценку.
Слайд 4
Ведущий:
Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля:
Оля:
Я хочу учиться в школе
Всё сложила в ранец я,
Только нету букваря,
Есть линейка, клей, тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Жёлтой, синей, ярко-красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжёлый стал!
Таня:
Кто сказал, что Таня плачет?
Я не роняла в речку мячик –
У меня мяча-то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойду я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,
И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на «отлично»
И, как папа, стать врачом!
Ведущий:
А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:
Ирина:
Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу я сложенья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!
Ведущий:
Три девицы первый раз
Собирались в первый класс!
Ваня:
А мне в школу незачем идти.
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Лена и Таня:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Ира:
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Ваня (возмущённо):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ирина: (показывает на вошедшую букву Р): Эту букву тоже знаешь?
Ваня:
Ну а как же?! Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.
Буква Р:
Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква “эр”!
Ваня: (смущённо) Извините, я не знал, Но я ведь правильно читал…
Учитель: Оказывается, ребята, уметь читать – это ещё не значит, быть грамотным. В школе кроме чтения учат и другим умениям.
Ваня: Каким?
Ведущий: А ты послушай песню.
Слайд 5 (двойной щелчок по колокольчику (дети поют песню «Чему учат в школе).
Слайд 6
Ученик.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая –
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб формы школьной не измять,
Мы Азбуку свою раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Ученик.
Я с этой книгой в первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать.
А можно взять и прочитать.
Ученик.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звёзды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
Учитель. Ребята! Какое красивое слово
«Азбука». А что же оно означает?
Давным-давно у наших предков, как и у нас, алфавит
открывала буква «А», но называлась она тогда
иначе – «аз». Вторая буква, так похожая на
современную «Б», называлась – «буки». «Аз» и
«буки» – вот и получилась – Азбука, книга по
которой дети учатся читать.
Слайд 7
– Ребята, а кто придумал славянский алфавит?
– Правильно, братья Кирилл и
Мефодий.
– Ребята! Давайте прочитаем, что написано на этом
плакате.
Ученик. АЗБУКА – СТУПЕНЬКА К МУДРОСТИ.
Учитель. Вот мы и преодолели самую
первую, самую трудную и самую важную ступеньку. И
помогла нам в этом наша школьная книга – Азбука.
– Ребята, но мы не можем начать праздник без
главного героя нашего праздника – Азбуки. Она
обещала прийти к нам на праздник. Наверное, она
задержалась в своём городе Буквограде.
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времён
Буквоград зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительный народ.
– Ребята, как вы думаете, что же это за народ?
(Буквы).
– Правильно. Правит этими буквами королева
Азбука. Давайте совершим путешествие в этот
город. Я, кажется, знаю, кто нам может помочь
попасть в этот город. Давайте посмотрим, кто это.
Слайд 8 (двойной щелчок, остановить после 1 куплета) (клип «Буратино»)
(Появляется Буратино с сумкой через плечо).
Слайд 9
Буратино. Ой, ой, ой! Куда это я попал?
Учитель. Здравствуй, Буратино. Поздоровайся сначала с ребятами и гостями, а потом уж задавай свои вопросы.
Буратино.
Здравствуйте, ребята.
Извините, что не поздоровался.
А куда же всё-таки я попал?
Хотел бы я знать.
Для чего вы здесь собрались?
Все. Мы собрались на праздник Азбуки.
Буратино. А! Я знаю, это такая книга, по
которой в школе учатся читать. Ох, какие вы
счастливые, ребята! Вы стали грамотные, знаете
все буквы! Можете прочитать все книжки на свете!
Вот когда я выучил все буквы, а потом стал
складывать из них слова, мне показалось, что у
меня за спиной выросли крылья! Я теперь никого не
боюсь! Даже Карабаса Барабаса!
Ребята, я знаю заветную дверцу, которая ведёт в
город Буквоград. О, какой это волшебный город! Но
у меня нет ключика от волшебной двери. Он у Бабы
Яги,
она у меня его отняла.
(Появляется Баба Яга)
Баба Яга. Ишь ты, какой, Буратино, хочешь попасть в город Буквоград? А что ты там будешь делать? Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать! (Смеётся)
Буратино. Ты не права! Я ходил к ребятам на уроки и выучил буквы. А в городе Буквограде живёт королева Азбука, я хочу сказать ей спасибо за науку. Кто пойдёт со мной, ребята? Поднимите руки! (Бабе Яге). Вот видишь, сколько у меня друзей!
Баба Яга. Ой, здравствуйте, касатики! И
зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше бы
дома на диване повалялись! Это что? Буковки? Да
что в них толку? Придумали: гласные – согласные! (Подходит
к согласным) Ну, согласные буквы ещё ничего!
Симпатичные!
А эти, гласные? (Подходит к гласным) Ну что в
них такого? (Смотрит на букву И)
Подумаешь, калитка какая-то! Или эта (смотрит на
букву А) – вроде шалаша. Вот уж без них можно
вполне обойтись!
Учитель. Нет, Баба Яга, ты ошибаешься. Попробуй-ка прочитать хоть одно слово без гласных.
Баба Яга. Ну и попробую! (Подходит к плакату, на котором написано: Л, Ф, В, Т) Ой, не знаю.
Учитель. Эх, ты, Баба-Яга! Посмотри, как ребята справятся с этим! Какие гласные надо поставить, ребята? Какое слово получится?
Дети. Надо вставить гласные А и И. Получится слово «алфавит».
Баба Яга. Ишь, какие умные! А попробуйте мои задания выполнить! Коли выполните – оставлю вас в покое и ключик отдам! А не выполните – заканчивайте свой праздник! Итак, для начала отгадайте мои загадки про сказочных героев:
Слайды 10-29
Он весел и незлобен, Появилась из весеннего цветочка
Этот милый чудачок. Крошечная сказочная дочка.
С ним хозяин, мальчик Робин, Жаба её похищала,
И приятель – Пятачок. Мышь за крота выдавала.
Для него прогулка – праздник, Ласточка крошку спасла,
И на мёд особый нюх, В солнечный край унесла.
Этот плюшевый проказник Я попрошу вас сказать,
Медвежонок… Как эту девочку звать?
(Винни-Пух.) (Дюймовочка.)Работать умела красиво и ловко, Она на балу никогда не бывала,
В деле любом проявляла сноровку. Чистила, мыла, варила и пряла.
Хлебы пекла и скатерти ткала, Когда же случилось попасть ей на бал,
Шила рубашки, узор вышивала, То голову принц от любви потерял.
Лебедью белой в танце плыла… Она башмачок потеряла тогда же!
Кто мастерица эта была? Кто она? Кто нам подскажет?
(Василиса Премудрая.) (Золушка.)На сметане мешён, Бабушка девочку очень любила,
На окошке стужён. Шапочку красную ей подарила.
Круглый бок, румяный бок. Девочка имя забыла своё.
Покатился… А ну подскажите, как звали её?
(Колобок.) (Красная шапочка.)Он дружок зверям и детям, Живут в цветочном городе
Он – живое существо. Девчонки и мальчишки.
Но таких на белом свете Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –
Больше нет ни одного. Смешные коротышки.
Потому что он не птица, А кто лентяй отпетый?
Не котёнок, не щенок. Кто главный фантазёр?
Но заснята для кино Проказник самый первый,
И известна всем давно Кто на язык остёр?
Эта милая мордашка, А ну-ка, угадайте-ка!
А зовётся… Конечно, он…
(Чебурашка.) (Незнайка.)Он всегда, как день варенья, Лечит маленьких детей,
Отмечает день рожденья, Лечит птичек и зверей,
На штанишках кнопку тиснет, Сквозь очки свои глядит
Чтоб отправиться в полёт, Добрый доктор …
Под пропеллером повиснет (Айболит)
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
(Карлсон)
Баба-Яга. Молодцы, ребята, отгадали загадки. А знаете ли вы пословицы?
(Баба Яга даёт детям карточки со словами, дети составляют пословицу, выстраиваясь со словами в правильном порядке):
Кто много читает, тот много знает.
Жизнь дана на добрые дела.
Баба-Яга. Ну, как, что получилось?
(Зал читает)
Баба-Яга. Вижу, и пословицы вы знаете. А петь и танцевать-то ваши дети умеют?
Учитель. Умеют! Умеют! Давайте покажем, ребята.
Слайд 30 (дети исполняют поют и танцуют «Если с другом вышел в путь»)
Баба Яга. Молодцы! Хорошо поёте и танцуете. А читать-то вы умеете?
Баба-Яга. Ну, сейчас посмотрим. У меня есть письма из города Добрые слова (достаёт из сумки и показывает), но прочитать я их не могу, неграмотная я.
Учитель. Баба Яга, дай-ка я посмотрю на эти письма. (Смотрит письма) Ребята, а письма-то эти не простые, в них нет последних слов. Их надо подсказать. Давайте поможем Бабе Яге их прочитать.
Учитель. Письмо первое.
Слайд 31
Ученик.
Видел Настю-девочку
Я сейчас на улице.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова….
Все. Здрасьте!
Учитель.
А слово-то, какое – очень дорогое!
А вот письмо второе.
Слайды 32
Ученик.
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!
Но представьте – зря от Вити
Ждал я слова…
Все. Извините!
Учитель.
А слово-то, какое – очень дорогое!
Теперь прочитаем письмо под номером три.
Слайд 33
Ученик.
Дед про внучку говорил:
«Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба
Ну, сказала бы…
Все. Спасибо!
Учитель. Все слова, какие – очень
дорогие!
Молодцы, ребята, помогли Бабе Яге прочитать все
письма и слова хорошие и нужные в жизни
вспомнили.
Слайд 34
Учитель. Видишь, Баба Яга, ты ребят не провела…
Давай ключик и уходи скорей, Яга,
Разболелась от тебя голова.
Баба яга. Убегаю, убегаю…
Учитель. Баба Яга, куда же ты? А
ключик? Ребята так старались: и пели, и стихи
рассказывали, пословицу составляли, письма
читали. Не хорошо обманывать,
Баба-Яга. Отдавай ключик, ведь ребята все твои
задания выполнили.
Баба Яга.
Возьмите! (Отдаёт ключик Буратино)
Ух, какие умные тут дети!
И читают эти дети,
И танцуют, и поют –
Видно, весело живут.
Убегаю, убегаю…
Может, где-то есть ребятки,
Что не знают мои загадки,
Может можно будет их перехитрить.
(Баба-Яга убегает)
Учитель. Ребята, посмотрите, теперь у нас есть ключик! Он поможет нам открыть дверь в этот чудесный город Буквоград.
(Буратино открывает дверцу, и оттуда выходит Азбука)
Азбука.
Здравствуйте, ребята!
Вот и я, рада вам очень я!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов, к облакам
Летавшим много раз.
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель. Садись, дорогая Азбука. Наш праздник продолжается. Будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике. Послушай, Азбука, какие стихи приготовили для тебя ребята.
Слайд 35
Ученик.
Февраль за окнами стоит
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
С сентября до февраля
В класс ходили мы не зря.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря.
Русской грамоте начало
Азбука дала.
Ученик.
Смех и слёзы, радость и печаль
За это время довелось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами!
Подружились сказки с нами.
Ученик.
Нас научила Азбука читать
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг
К ней любой из нас привык!
Мы прочтём любые книги
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в Азбуке.
Мы Азбуке спасибо скажем
И песню для неё споём.
Слайд 36 (Дети поют песню «Азбука»)
Если хочешь много знать
Многого добиться.
Обязательно читать
Надо научиться.Припев.
Азбука, Азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она.Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.Припев.
Буквы надо нам писать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.Припев.
Ученик.
Азбука, дорогая!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от «А» и до «Я»
А теперь расстаемся с тобой навсегда.
Ученик.
За то, что все на свете книги
Теперь сумеем прочитать,
Хотим тебе мы, Азбука,
Спасибо на прощание сказать!
Спасибо, Азбука! Спасибо!
Что нас читать ты научила
Ребят, пришедших в 1 класс,
Читать научишь, как и нас!
Азбука. Какие вы молодцы, ребята! Как хорошо вы читаете стихи! А хорошо ли знаете вы мои буквы. Отгадайте мои загадки о буквах.
Слайд 37
Эта буква широка и похожа на жука (буква Ж)
Слайд 38
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы смогла. (Буква О)
Слайд 39
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Буква Ф)
Слайд 40
На эту букву посмотри,
Она совсем, как цифра «3». (Ббуква З)
Слайд 41
А эта буква похожа на цифру 4. (Буква Ч)
Слайд 42
На калитку посмотри
Букву назови.
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (Буква И)
Слайд 43
Эту буковку в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка милый, не ленись –
Подойди да подтянись. (Буква П)
Слайд 44
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
Чтобы О не укатилось –
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась буква… (Ю)
Слайд 45
Взялись за руки друзья и сказали:
«Ты да я – это мы».
А между тем
Получилась буква… (М)
Азбука: Молодцы. Я рада за вас. Не зря вы учились по моей книге.
Слайд 46
Учитель. Уважаемая Азбука! А теперь настало время принимать парад букв от «А» до «Я».
Тридцать три сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
Знайте место вы своё,
Ж, З, И, Й, К, Л, М –
Вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У –
Стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –
Собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь –
Стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я –
Вот и в сборе букв семья!
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё – алфавит.
Азбука.
За ребят я очень рада!
Вижу, учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид –
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Учитель.
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри!
Ребята!
Вы азбуку прочли до корки,
У вас по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
Вам сегодня выдают удостоверения!
В том, что вы Азбуку прочли
И теперь без передышки
Сможете прочитать любые книжки.
Ребята, теперь вы будете читать не Азбуку, а
другую книгу, которая называется «Литературное
чтение». (Показывает учебник).
Из этой книги вы узнаете много интересного.
Надеюсь, что вы будете с ней дружить, внимательно
читать и беречь, так же как берегли Азбуку. Любите
книгу!
Она поможет вам понять жизнь!
Сейчас я каждому из вас на память о нашем
празднике выдам удостоверение.
Удостоверение.
Настоящее удостоверение выдано … в том, что он(а) с 1сентября 2010 года по 10 марта 2011 года изучил(а) Азбуку в 1 «Б» классе Михайловской школы. Изучил(а) 33 буквы русского алфавита, научился(ась) складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, т.е. ЧИТАТЬ!!!
Учитель: Молоканова С. В. , 10 марта 2011года.
Учитель. На этом наш праздник закончен. Ещё раз хочу вас всех поздравить с первой школьной победой! Желаю вам дальнейших успехов!
– В добрый путь! (Звучит песня «Голубой вагон»)