Интегрированное групповое логопедическое занятие в старшей группе "Звуки Г-К-Х"

Разделы: Логопедия


Программные задачи:

  • закреплять умение дифференцировать на слух и произносить три акустически близких согласных звука;
  • учить подбирать в рифмовки слова с заданным звуком;
  • продолжать учить определять дифференцируемые звуки в словах-картинках;
  • закреплять умение детей в определении в словах первого звука (К, Г, Х);
  • совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  • пополнять словарный запас;
  • развивать внимание, сплоченность, групповое взаимодействие, коммуникативные навыки;
  • расширение представлений о детском саде;
  • обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности.

Оборудование:

  • рисунок или макет корабля (разделенного на три каюты);
  • зрительные символы согласных звуков (Г, К, Х);
  • картинки детей – Глеб, Катя, Хана и картинки предметов, название которых начинается на заданные звуки, счетные палочки;
  • ладони (синяя, красная, желтая), вырезанные из картона.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Педагог-психолог: Ребята у нас начинается занятие, но сначала давайте поздороваемся…

1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”. Проводит педагог-психолог.

Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.

Техника проведения: Дети хаотично передвигаются по группе. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона.

Инструкция: Вы будете молча ходить по группе. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

Анализ:

– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?

– Смогли ли вы поздороваться со всеми?

– Какое у вас настроение?

Логопед: Ребята я буду называть несколько слов, кто определит, какой общий звук встречается во всех словах, может сесть.

(губы, гусли, гараж; кулак, крик, канава; уха, яхта, хата; вагон, погода, телега; нюх, мох, мех; город, грабли, голос; хвост, хлеб, горох)

Логопед: Какие звуки вы находили в словах

Дети: звуки Г, К, Х.

Логопед: Дайте характеристику каждому звуку.

Дети: Г звук согласный, звонкий. К и Х звуки согласные и глухие.

II. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

Логопед: (показ картинок с изображением детей)

– Ребята это мальчик, его зовут Глеб, эту девочку зовут Катя, а эту девочку зовут Хана. Они друзья и решили отправиться в морское путешествие. Поплывут ребята на этом корабле, вот видите у каждого из них будет своя каюта.

(рисунок корабля, разделенный на три каюты, каждая каюта обозначена заданным звуком Г, К, Х).

– Как вы думаете, кто будет жить в этой каюте и почему? (показывает на каюту с графическим изображением звука Г).

Дети: здесь будет жить Глеб, так как его имя начинается на звук Г.

Логопед: молодцы, а в этой

(так же определяются две другие каюты).

Логопед: Нам нужно помочь ребятам, они собрали не полностью свои чемоданы, некоторые вещи они забыли, поможем им.

У каждого из вас на столе лежат картинки с изображение предметов, определите на какой звук они начинаются, и дайте эту вещь тому, чья она.

(картинки: костюм, кепка, кеды, краски, книга, кофта, куртка, косынка, колготки, кукла; гребень, гантели, гитара, гетры, гольфы, галеты, газета, гамак; халат, хомяк, холст, холодильник, хурма, Хрюша, хлеб).

Логопед: Какой у тебя предмет?

Дети: Кепка.

Логопед: Кому ты ее дашь и почему?

Дети: Я ее дам Кате, потому что и имя девочки и слово кепка зачинаются на звук К. (то же самое и с другими картинками)

Логопед: Молодцы, мы хорошо помогли ребятам, и они теперь могут отправляться в путешествие.

(корабль убирается).

Задание «Подскажи словечко»

Логопед: И опять нужна ваша помощь, один поэт писал стихи, но не смог их завершить, помогите подобрать в его стихи нужное слово. Тот, кто назовет правильное слово, получит очко – счетную палочку.

– Младший мой братишка Глеб,
Очень любит свежий …..(хлеб)
– В миске на столе – салат,
А в шкафу висит ……….(халат)
– День рожденья у Поли,
И ее братишке ………….(Коли)
– У людей на пальцах ногти,
У зверей на лапах ………(когти)
– Нет еды, мы скажем – голод,
Нет тепла, мы скажем ….(холод)
– Катит по полу моток
Котя, котенька …………..(коток)
– Я видел рядом две норы,
В лесу у небольшой ……..(горы)
– Брат мой любит автогонки,
А я люблю кататься с …….(горки)
– Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке ………..(кости)
– Коля любит, есть галеты,
Галя ест всегда …………….(котлеты, конфеты)

III. Упражнение "Детский сад – это целый мир".

Проводит педагог-психолог.

Цель: расширение представлений о детском саде, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих.

Техника проведения:Дети сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Детский сад – это…”.

Например: детский сад – это занятия, игры, завтрак, воспитатель, друзья, прогулка, праздники, тихий час, музыкальное занятие, медсестра и т. д.

Побеждает тот, кто назовет слово последним.

Инструкция: Много слов связано с детским садом. Детский сад – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, играем, занимаемся спортом, рисуем и так далее. Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к детскому саду. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока.

Победит тот, кто назовет слово последним. 

Анализ:

– Узнали ли вы что-то новое о детском саде?

IV. Динамическая пауза.

Проводит педагог-психолог.

Упражнение “Мамино колье”

Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками.

Техника проведения: Участники стоят в кругу и держатся за руки. Им предлагается превратиться в большое колье. Колье разорвалось, и рассыпалось на части. Выбирается ювелир, который собирает все части опять в одно большое колье.

Инструкция: Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы – большое прекрасное колье, а каждый из вас часть колье. Мамино колье переливается разными цветами, (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг колье разорвалось, и рассыпалось на части, (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет все части воедино. Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образовалась цепочка. Ювелир соединяет части в колье. Все части собрались! Как хорошо когда мы вместе!

Анализ:

– Как вы себя чувствуете?

– Что понравилось в игре больше всего?

– А что лучше быть всем вместе или нет?

V. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.

(упражнение №33. Т.А. Ткаченко). Проводит логопед. Приложение.

VI. Итог, оценка деятельности детей.