Программные задачи:
- закреплять умение дифференцировать на слух и произносить три акустически близких согласных звука;
- учить подбирать в рифмовки слова с заданным звуком;
- продолжать учить определять дифференцируемые звуки в словах-картинках;
- закреплять умение детей в определении в словах первого звука (К, Г, Х);
- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
- пополнять словарный запас;
- развивать внимание, сплоченность, групповое взаимодействие, коммуникативные навыки;
- расширение представлений о детском саде;
- обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности.
Оборудование:
- рисунок или макет корабля (разделенного на три каюты);
- зрительные символы согласных звуков (Г, К, Х);
- картинки детей – Глеб, Катя, Хана и картинки предметов, название которых начинается на заданные звуки, счетные палочки;
- ладони (синяя, красная, желтая), вырезанные из картона.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Педагог-психолог: Ребята у нас начинается занятие, но сначала давайте поздороваемся…
1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”. Проводит педагог-психолог.
Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.
Техника проведения: Дети хаотично передвигаются по группе. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.
Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона.
Инструкция: Вы будете молча ходить по группе. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
Анализ:
– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?
Логопед: Ребята я буду называть несколько слов, кто определит, какой общий звук встречается во всех словах, может сесть.
(губы, гусли, гараж; кулак, крик, канава; уха, яхта, хата; вагон, погода, телега; нюх, мох, мех; город, грабли, голос; хвост, хлеб, горох)
Логопед: Какие звуки вы находили в словах
Дети: звуки Г, К, Х.
Логопед: Дайте характеристику каждому звуку.
Дети: Г звук согласный, звонкий. К и Х звуки согласные и глухие.
II. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
Логопед: (показ картинок с изображением детей)
– Ребята это мальчик, его зовут Глеб, эту девочку зовут Катя, а эту девочку зовут Хана. Они друзья и решили отправиться в морское путешествие. Поплывут ребята на этом корабле, вот видите у каждого из них будет своя каюта.
(рисунок корабля, разделенный на три каюты, каждая каюта обозначена заданным звуком Г, К, Х).
– Как вы думаете, кто будет жить в этой каюте и почему? (показывает на каюту с графическим изображением звука Г).
Дети: здесь будет жить Глеб, так как его имя начинается на звук Г.
Логопед: молодцы, а в этой
(так же определяются две другие каюты).
Логопед: Нам нужно помочь ребятам, они собрали не полностью свои чемоданы, некоторые вещи они забыли, поможем им.
У каждого из вас на столе лежат картинки с изображение предметов, определите на какой звук они начинаются, и дайте эту вещь тому, чья она.
(картинки: костюм, кепка, кеды, краски, книга, кофта, куртка, косынка, колготки, кукла; гребень, гантели, гитара, гетры, гольфы, галеты, газета, гамак; халат, хомяк, холст, холодильник, хурма, Хрюша, хлеб).
Логопед: Какой у тебя предмет?
Дети: Кепка.
Логопед: Кому ты ее дашь и почему?
Дети: Я ее дам Кате, потому что и имя девочки и слово кепка зачинаются на звук К. (то же самое и с другими картинками)
Логопед: Молодцы, мы хорошо помогли ребятам, и они теперь могут отправляться в путешествие.
(корабль убирается).
Задание «Подскажи словечко»
Логопед: И опять нужна ваша помощь, один поэт писал стихи, но не смог их завершить, помогите подобрать в его стихи нужное слово. Тот, кто назовет правильное слово, получит очко – счетную палочку.
– Младший мой братишка Глеб,
Очень любит свежий …..(хлеб)
– В миске на столе – салат,
А в шкафу висит ……….(халат)
– День рожденья у Поли,
И ее братишке ………….(Коли)
– У людей на пальцах ногти,
У зверей на лапах ………(когти)
– Нет еды, мы скажем – голод,
Нет тепла, мы скажем ….(холод)
– Катит по полу моток
Котя, котенька …………..(коток)
– Я видел рядом две норы,
В лесу у небольшой ……..(горы)
– Брат мой любит автогонки,
А я люблю кататься с …….(горки)
– Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке ………..(кости)
– Коля любит, есть галеты,
Галя ест всегда …………….(котлеты, конфеты)
III. Упражнение "Детский сад – это целый мир".
Проводит педагог-психолог.
Цель: расширение представлений о детском саде, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих.
Техника проведения:Дети сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Детский сад – это…”.
Например: детский сад – это занятия, игры, завтрак, воспитатель, друзья, прогулка, праздники, тихий час, музыкальное занятие, медсестра и т. д.
Побеждает тот, кто назовет слово последним.
Инструкция: Много слов связано с детским садом. Детский сад – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, играем, занимаемся спортом, рисуем и так далее. Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к детскому саду. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока.
Победит тот, кто назовет слово последним.
Анализ:
– Узнали ли вы что-то новое о детском саде?
IV. Динамическая пауза.
Проводит педагог-психолог.
Упражнение “Мамино колье”
Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками.
Техника проведения: Участники стоят в кругу и держатся за руки. Им предлагается превратиться в большое колье. Колье разорвалось, и рассыпалось на части. Выбирается ювелир, который собирает все части опять в одно большое колье.
Инструкция: Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы – большое прекрасное колье, а каждый из вас часть колье. Мамино колье переливается разными цветами, (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг колье разорвалось, и рассыпалось на части, (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет все части воедино. Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образовалась цепочка. Ювелир соединяет части в колье. Все части собрались! Как хорошо когда мы вместе!
Анализ:
– Как вы себя чувствуете?
– Что понравилось в игре больше всего?
– А что лучше быть всем вместе или нет?
V. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.
(упражнение №33. Т.А. Ткаченко). Проводит логопед. Приложение.