Сценарий праздника, посвященного 70-летию битвы под Москвой, был подготовлен учителями 3-х классов гимназии №1516: Харитоновой С.В., Миняйло О.А., Куликовой И.Е.
Праздник посвящен защитникам нашего Отечества, воюющего, созидающего, скорбного и радостного, устремленного вперед и думающего.
Задумывая этот праздник, мы осознавали, что патриотическое воспитание в современном мире – одно из самых значительных, важных и сложных.
Готовясь с учащимися к этому празднику, мы старались не забывать нечто важное, а именно – необходимость нравственного очищения, сознание гражданской ответственности перед такой темой. Душа ребенка делается строгой к себе, вся как-то собирается, становится опрятней и чище, когда речь заходит о матери, Родине, о защитниках Отечества. А.Н. Радищев заповедал: «Человек, человек потребен для ношения имени Сына Отечества».
Наш собственный вкус, собственные наклонности подсказали нам, что большинство поэтов и композиторов, чьи произведения мы отобрали, преподадут нашим детям уроки нравственно-чистого и граждански требовательного патриотизма.
Ход мероприятия
УЧИТЕЛЬ: А.С. Пушкин, русский поэт: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…»
УЧЕНИК: К. Симонов «Родина» (Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ: Е. Евтушенко «Идут белые снеги» (отрывок) (Приложение 1)
УЧЕНИК: О.А. Дмитриева «Рассказ о Войне» (Приложение 1)
Песня «Прадедушка» [4] (поют дети).
УЧЕНИК: С. Купряхин «Война» (Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы склоняем головы перед памятью защитников Москвы, чей подвиг 70 лет назад привел к победе над врагом Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
УЧЕНИК: С. Щипачев «22 июня 1941 года» (Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ: 22 июня немецкие войска без объявления войны напали на нашу родину.
Презентация: Слайды 1–4.
Голос Левитана об объявлении войны.
Кадры кинохроники
Презентация: Слайды 6–8.
УЧИТЕЛЬ: Война застала советских людей в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях. Дома и на работе. Кто-то был совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности, кто-то уже взрослым. Солдаты шли защищать свою Родину. Расставаться с родными было тяжело.
Презентация: Слайды 9–11.
Вальс расставания танцуют девочки и мальчики[6].
УЧИТЕЛЬ: С первых дней наша страна понесла большие потери.
Презентация: Слайды 12–15.
Героями становились многие. Один из них летчик Н. Гастелло.
УЧЕНИК рассказывает о Н. Гастелло.
Презентация: Слайды 17–21.
УЧИТЕЛЬ: Хроника того времени.
28 июня взят Минск, в сентябре – Одесса и Киев.
30 августа 1941 г. Ленинград оказался в «клещах» окружения и в сентябре началась блокада Ленинграда. 15 июля 1941 года немцы ворвались в Смоленск, который называли «воротами Москвы». Здесь немцы встретили сопротивление, и Смоленск был взят через 2 недели. Сражение за Смоленск продолжалось до 10 сентября. Население Смоленска и области уменьшилось в 2 раза. В Смоленске не разрушенными остался только один храм.
Презентация: Слайды 23–25
УЧЕНИК: К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (отрывок). (Приложение 1)
Презентация: Слайды 26–29.
УЧИТЕЛЬ: Хроника событий.
30 сентября началось очередное наступление германской армии. 2 русские армии попали в окружение под Брянском и 4 армии под Вязьмой, в плен попало 660 тысяч человек.
Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново. Добровольцами становились мирные люди.
13 октября начались ожесточенные бои под Москвой. В городе в это время разошлись слухи, что его готовятся сдать. Началась настоящая паника.
Презентация: Слайды 31–32.
УЧЕНИК: Калинина О. Б. «Наша память» (Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ: 20 октября 1941 года в столице введено осадное положение.
Презентация: Слайды 34–37.
УЧИТЕЛЬ:
Презентация: Слайд 39
Ю. Яковлев «Рассказ защитника Москвы»
…Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.
Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.
У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.
На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.
Презентация: Слайды 40–41
Хорошо, что где – то далеко около мамы существует островок мира, где тепло. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога – это я.
В ответ бойцы писали свои письма.
УЧЕНИК: Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка. (Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ:
Презентация: Слайды 42–44
Фронтовые письма
В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.
Учащиеся читают письма с фронта.
УЧЕНИК 1: «… Я уже нагляделся на этих гансов и фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».
УЧЕНИК 2: «…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…».
УЧЕНИК 3: «…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».
УЧИТЕЛЬ: На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.
1 ноября на поле войны под Москвой – затишье. Советское правительство принимает решение о проведении парада на Красной площади.
7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Немцы и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.
Презентация: Слайды 46–50.
Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.
Песня «Марш защитников Москвы»[2] (поют дети).
УЧИТЕЛЬ: Новые подкрепления встали на защиту столицы.
Особенно прославилась в боях прибывшая с востока дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивала танковые атаки.
Презентация: Слайды 52–56.
Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлял эту группу политрук Василий Клочков. Он сказал слова, которые впоследствии стали девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Презентация: Слайды 57–58.
Песня из к/ф «Офицеры», «От героев былых времен» [3] (поют дети).
УЧИТЕЛЬ: Война разлучила любящие сердца. Но они верили, что обязательно встретятся.
УЧЕНИК: М. Исаковский «Этот маленький белый листок» (Приложение 1)
Презентация: Слайд 60.
Песня «В землянке»[1] (поют дети).
УЧИТЕЛЬ: В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.
Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.
И вот в ночь 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. В результате контрнаступления и общего наступления немцы были отброшены на 100-250 км от Москвы. На полях Подмосковья немецкая армия получила первое крупное поражение во II мировой войне.
Презентация: Слайды 62–64.
Победа досталась нелегко, погибло больше миллиона человек.
Презентация: Слайды 65–75. Звучит музыка Т. Альбиони [9]
УЧИТЕЛЬ: Р. Рождественский «Реквием» (отрывок) (Приложение 1).
Объявляется минута молчания в сопровождении произведений Р. Шумана «Грёзы» [10].
Презентация: Слайд 76–77.
УЧЕНИК: С. Орлов «Его зарыли в шар земной…» (Приложение 1)
УЧЕНИК: Д. Шостакович «7 симфония» [8] (скрипка).
УЧИТЕЛЬ: В 1965 г. Москве присваивается звание город-герой.
Выступления детей войны (Лашнева З.И.).
Песня «Бабушка» [5] (поют дети).
УЧЕНИК: Журавлева О.Н. «Памяти павших…»
Песня «Служу России»[7] (поют дети).
УЧИТЕЛЬ: Итоги праздника.
Уходят из зала под музыку О. Газманова «Москва! Звонят колокола»[11].
Список использованных музыкальных произведений:
- «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова.
- «Марш защитников Москвы», сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова.
- «Песня из к/ф «Офицеры», сл. Е. Аграновича, муз. Р.Хозака.
- «Прадедушка», сл. и муз. А. Ермолова.
- «Бабушка», сл. И. Черницкой, муз. Т. Потапенко.
- Вальс «Мы расстаемся…» из к/ф «Женщины», сл. К. Ваншенкина, муз. Я. Френкеля.
- «Служу России», сл. И. Резника, муз. Э. Ханка.
- «7 симфония» Д. Шостаковича.
- Адажио соль минор для струнных и органа, Т. Альбиони.
- «Грёзы» Р. Шумана.
- О. Газманова «Москва! Звонят колокола».