Данный модуль в курсе математики проходит в режиме проектной работы, которая основана на использовании активных методов обучения, формирующих способность у учащихся осуществлять как индивидуальную, так и коллективную многоэтапную деятельность.
Целью данного модуля является изучение темы «Пропорция» через реализацию проектов; изучение новой темы не традиционным способом, а через решение поставленной практической задачи.
Виды работы. Во время реализации проекта можно выделить следующие виды работы:
- Обсуждение (представления и требований к предполагаемому продукту, маршрута движения при реализации проекта, критериев оценивания готового продукта и т.д.);
- Работы с разными информационными источниками
- Публичная презентация работ.
В ходе реализации данного модуля используются следующие формы работы:
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Самостоятельная, т.е. без помощи учителя;
- Проведение мини-конференции, где представляются готовые продукты;
- Дискуссия.
В результате выполнения работы учащиеся приобретут:
- навык сбора необходимой объективной информации (например, из СМИ, Интернет, из энциклопедий по математике и других учебных пособий по предмету и т.д.);
- навык структурирования собранного материала;
- опыт работы, как в группе, так и индивидуально, планируя свою деятельность для достижения поставленной задачи (составление индивидуальных маршрутов движения);
- научатся анализировать собственную деятельность, через выработку: представления основных требований к предполагаемому продукту, общих критериев оценивания представления продукта;
- опыт самоопределения. Что я буду делать? Для чего мне это нужно? С кем я хочу (или могу, или буду) это делать? Что мне для этого необходимо? Что в результате должно получиться? и т.д.;
- опыт завершения работы реальным результатом, например:
- составлением сбалансированного меню на неделю для подростков 12 лет;
- составлением рассказа о пропорции для человека, который не имеет о ней никакого представления;
- созданием модели древнего замка, с соблюдением архитектурных законов и свойством золотого сечения;
- защитой реферата о практическом применении пропорции и т.д.;
- опыт презентации своей работы;
- изучат свойства пропорции;
- смогут применять свойства пропорции при решении предметных задач.
Темы, которые можно охватить при проведении такого модуля в курсе математики:
- Пропорция и золотое сечение в архитектуре;
- Пропорция в окружающем нас мире;
- Пропорция в природе;
- Свойства пропорции;
Оценивание работ происходит по открытым критериям, выработанным совместно с учащимися. Это позволяет оценить как свою работу, так и работы других, а так же использовать разнообразные формы оценивания.
Конспект занятия по теме «Пропорция» в режиме проектной деятельности
На уроках математики важно выделить тему, имеющую прикладную направленность, одной из них является тема «Пропорция».
Цель занятия запустить проектную работу для изучения темы «Пропорция вокруг нас».
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Задание №1.
Выберите из предложенных заданий на карточке, такое, которое является для вас наиболее интересным, и отметьте свой выбор в карточке (≈ 5 минут).
Карточка №1 (см. Приложение 3) для индивидуальной работы (отметить выбранное задание).
Карточка №1
№ задания |
Задание |
Мой выбор |
1 |
создайте модель древнего храма (или башню средневекового замка, или современное здание), так чтобы были соблюдены архитектурные законы и свойство золотого сечения; |
|
2 |
cоставьте сбалансированное меню на неделю для подростков 12 лет, покажите, где можно использовать полученные результаты; |
|
3 |
рассмотрите пропорцию в окружающем вас мире, напишите реферат о практическом применении пропорции; |
|
4 |
построить план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1:20; |
|
5 |
придумайте, как можно рассказать о пропорции человеку, который не имеет о ней никакого представления; |
|
6 |
предложите свои задачи, при решении которых вам понадобится изучение темы пропорция и ее свойств. |
|
III. Определите, с кем в группе вы хотели бы работать. Создайте свою группу для выполнения задания.
IV. Проведение дискуссии, на которой обсуждается (≈ 10 минут):
- режим работы;
- сроки выполнения работы;
- результат работы, т.е. ее продукт;
- место представления результата;
- что ценно в выполненной работе и как ее оценить.
При обсуждении критериев оценивания можно выделить: содержание (научность) изложенного материала; его оформление и наглядность; умение интересно передать информацию и отвечать на вопросы и т.д.
Данный этап работы важен именно в подростковом возрасте, т.к. позволяет не только проявить инициативу, но и услышать, понять позицию других.
V. Обсудите в группе, что должно быть вашим результатом заполните карточку (≈ 5 минут).
Карточка №2 (см. Приложение 4) для групповой работы (записать, что в итоге работы получится).
Карточка №2
|
В результате работы мы сделаем |
|
|
||
|
||
|
||
|
||
|
VI. Обсудите, в каком режиме будет работать ваша группа и составьте образовательный маршрут движения, заполняя таблицу в карточке (≈10 -15 минут).
Карточка №3 (см. Приложение 5) для групповой работы (составить свой план работы).
Карточка №3
План |
||
шаг |
Что будем делать |
Что для этого необходимо |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание. (Домашнее задание обсуждается индивидуально с каждой группой)
Дополнительная информация для учителя
Длительность модуля.
На реализацию проекта, было, выделяется 5-6 уроков, во время которых можно было получить консультацию, как учителя, так и др. человека, не входящего в данную группу.
Что может стать продуктом.
- сбалансированное меню на неделю для подростков 12 лет;
- рассказ о пропорции для человека, который не имеет о ней никакого представления;
- модель древнего замка, соблюдая архитектурные законы и свойство золотого сечения;
- план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1:20;
- защита реферат о практическом применении пропорции;
- решение своей задачи, при решении которой понадобится изучение пропорция и её свойств.
Смотри Приложение №1 (детская работа).
Представление творческих работ.
Результаты выполненной работы были представлены на мини-конференции, на которой можно было задать вопросы, получить компетентные ответы, а так же советы.
Лучшие работы можно рекомендовать на творческий экзамен.
Отзывы участников проекта.
В конце предметного проекта можно предложить учащимся ответить на вопросы анкеты.
Примерные вопросы для анкеты (Приложение 2):
- Ваше отношение к таким занятиям? Чем они отличаются от традиционных?
- Почему я выбрал такую тему?
- Как менялось мое настроение во время реализации проекта?
- Что было особенно трудно, а что показалось легко?
- Что нового я для себя узнал? Где мне может это пригодится?
- Все ли меня получилось?
- Пожелание себе и классу.
Возможные результаты и эффекты.
В ходе проведенной работы можно выделить разные эффекты:
- Не все группы сохранились до завершения проекта, это было связано: с трудностями взаимодействия в группе и с желанием сделать другую работу, но уже самостоятельно.
- Ребята получили не только опыт совместного решения поставленной задачи, но и приобрели знания, которые пригодятся им в повседневной жизни или при изучении тем на других предметах.
- Все выполненные работы содержали не только информационный, но и научный материал.