Цель мероприятия: в доступной форме объяснить учащимся этапы освоения человеком космоса.
Задачи:
- Рассмотреть этапы покорения космического пространства человеком.
- Познакомить с конструкторами, космонавтами, внёсшими свой неоценимый вклад в развитие космонавтики.
- Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями, расширить их кругозор.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, динамики, презентация, фонограммы песен «Земля в иллюминаторе» и «Надежда» (минусовки).
Оформление: вдоль стен размещены стенды с информацией об этапах освоения космоса и развития космонавтики, биографиями ученых и первых космонавтов, газеты и рисунки учащихся, посвященные Дню Космонавтики.
Ход мероприятия
Слайд 1. Включается заставка выпуска Новостей, на фоне которой выходит на сцену и присаживается за стол Ведущий выпуска «Новостей».
– Здравствуйте, в эфире специальный выпуск «Новостей». Ровно 50 лет назад, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый полёт в космос. И сегодня не только вся наша страна, но и весь мир отмечает День Космонавтики.
Репортаж нашего корреспондента ...(называет фамилию и имя) из Новохопёрска.
Корреспондент
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. Сегодня в Новохопёрске широко отмечается День Космонавтики. В связи с этим 21 марта 2011 года в Новохопёрской СОШ №91 была создана исследовательская группа в составе учащихся и учителей школы.
О целях и задачах исследований мы попросили рассказать руководителя группы … (называет Ф.И.О. учителя).
Руководитель исследовательской группы (Слайд 2)
– Сегодня каждому известны слова «космос», «космонавт», «космические полёты».
А как всё это начиналось, кто стоял у истоков? Узнать подробнее об этих великих людях, о достижениях нашей страны в освоении космического пространства и довести эти знания до сегодняшнего подрастающего поколения – вот главная цель нашей работы.
И сегодня на общешкольном праздновании Дня Космонавтики участники группы кратко расскажут, о чём они узнали в ходе своих исследований.
(Выcтупают ученики)
Ведущий (Слайды 3–6)
– Обращая свой взор в небо, предполагая о существовании далеких миров, человек создавал в своем воображении фантастические картины межпланетных и межзвездных путешествий.
Мысли о проникновении человека в космическое пространство совсем недавно считались нереальными. И все же полет в космос стал реальностью потому, что ему предшествовал и, по-видимому, сопровождал его полет фантазии. Когда человек фантазировал, придумывал ковры-самолеты, он тем самым в мыслях воссоздавал желаемое. Так, уже в 1634 году Иоганн Кеплер в книге «Сон» даёт описание фантастического посещения Луны, а во второй половине 19 века вышло несколько десятков научно-фантастических книг с описанием космических путешествий, в том числе широко известная книга Жюля Верна «Из пушки на Луну». (1867 г.)
Учащийся 1 (Слайд 7)
А вот известный революционер Николай Иванович Кибальчич впервые в 1881г. высказал мысль об использовании ракет для космических полётов и предложил прообраз современных пилотируемых космических средств. Сидя в тюрьме по политическим мотивам за причастность к убийству царя Александра II, незадолго до казни, он закончил проект проникновения человека во Вселенную.
Ведущий
– Вскоре после казни Н.И. Кибальчича принял от него эстафету покорения воздушного океана и космического пространства Константин Эдуардович Циолковский.
Учащийся 2 (Слайд 8)
– Циолковский К.Э. (1857-1935), российский учёный и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
Учащийся 3 (Слайд 9)
– Иван Всеволодович Мещерский (1859-1935) родился на два года позже К.Э. Циолковского. О его материальном положении и отношении к учебе в Архангельской гимназии можно судить по документу, из которого видно, что педагогический совет гимназии, учитывая блестящие успехи и «недостаточное состояние» юноши, освобождал его от платы за обучение и поддерживал небольшой стипендией. Так получил образование один из крупнейших русских механиков, посвятивший всю свою творческую деятельность созданию основ механики тел переменной массы, которые сыграли столь значительную роль в развитии ракетостроения, поставили его имя в одном почетном ряду имен покорителей космоса.
Учащийся 2 (Слайд 9)
– А вот Фридрих Артурович Цандер всю свою жизнь посвятил практической реализации идеи осуществления космических полетов. Он создал школу теории и конструирования реактивных двигателей, воспитал много талантливых последователей этого важного дела. Он не дожил до дня запуска ракеты с его реактивным двигателем ДР-2, проложившей первую космическую трассу.
Ведущий
– Неоценимый по значимости вклад в развитие космонавтики в нашей стране внес академик Мстислав Всеволодович Келдыш.
Учащийся 1 (Слайд 9)
– «Выдающийся ученый современности», «Ученый космической эры» – так были озаглавлены статьи в газетах о М. В. Келдыше. Он возглавил решающий участок работ по изучению и освоению космоса. Выявление новых научных и технических задач, новых горизонтов в исследовании космического пространства, Луны, планет Солнечной системы, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, разработка принципиально новой научной аппаратуры, динамики и управления полетом, вопросы организации и управления полетом — вот это далеко не полный круг деятельности М.В. Келдыша.
Ведущий (Слайд 10)
– В то время не называли имя дважды Героя Социалистического Труда, академика, Главного конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Сегодня о нем знает каждый.
Учащийся 4 (Слайд 11)
– Королёв С.П. (1907-1966), российский учёный и конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Под руководством Королёва созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в открытый космос.
В 1932 году под руководством С.П.Королёва была создана группа изучения реактивного движения, которой принадлежит выдающаяся роль в разработке основ техники для космических полётов. Эта группа 17 августа 1933г. провела первый успешный запуск жидкостной ракеты «ГИРД-09», который показал, что создание ракет для космических полётов в принципе возможно.
Ведущий
– Практическое освоение космоса началось 4 октября 1957 г. – был запущен первый ИСЗ. Масса «Спутника-1» была 83.6 кг. (Слайд 12)
Учащийся 5 (Слайды 13, 14)
– Первый наш разведчик Вселенной производил измерение плотности атмосферы, собрал первые данные о распространении волн в атмосфере. Были проверены экспериментально теоретические расчеты и технические решения, положенные в основу проектирования ракет и спутников. За первым спутником последовал второй с собакой Лайкой на борту. Это было начало космической биологии.
Учащийся 6 (Слайд 15)
– 14 сентября 1959 г. на Луну в окрестность кратера Архимеда, восточнее Моря Ясности, был доставлен вымпел нашей Родины. Это было началом систематического исследования Луны.
Ведущий
– Многие космические полеты подготавливались и экспериментально отрабатывались семейством «Зондов». Они впервые решили важную задачу управляемого спуска аппарата, совершающего дальний космический рейс. Впервые именно «Зонды» проложили космическую трассу Земля – Луна – Земля.
– Приближалось 12 апреля 1961г.
Демонстрация видеоролика «Полет Гагарина» (Слайд 16)
Учащийся 7 (Слайд 17)
Гагарин Ю.А. Летчик – космонавт, полковник. Герой Советского Союза. Родился 9 марта 1934 года. 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток-1»: облетел земной шар за 1час 48минут и благополучно вернулся на Землю.
27 марта 1968года погиб при выполнении тренировочного полета на самолете.
Oн остался в памяти товарищей по первому набору отряда космонавтов и всех, с кем работал, простым, доступным, замечательным человеком. А его солнечная улыбка уже полвека, со дня первого космического полета, освещает человечеству дорогу к звездам.
Учащийся 5
Стихотворение о первом полёте в космос
Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Учащийся 6
– Позывные Гагарина – «Я-Кедр»- узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало – начало полётов в космос женщин, начало групповых полётов, начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полётов на Луну, к Марсу и Венере.
Ведущий (Слайд 18)
– Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Владимировна Терешкова, а спустя некоторое время дважды покорила космос Светлана Евгеньевна Савицкая. Она же стала первой женщиной-космонавтом, совершившей выход в открытый космос.
Учащийся 4 (Слайд 19)
– А 12 октября 1964г. началась эпоха «Восходов», которые по сравнению с «Востоками» имели новые кабины, позволяющие космонавтам впервые осуществлятьполеты без скафандров, новое приборное оборудование, улучшенные условия обзора, улучшенные системы мягкой посадки: скорость приземления практически доводилась до нуля.
(Слайд 20) В марте 1965г. впервые человек вышел в открытый космос. Алексей Леонов летел в космосе рядом с космическим кораблем «Восход-2» со скоростью 28000 км/ч.
Учащийся 3
– На орбитах начали функционировать и нести свою научную вахту орбитальные научные станции типа «Салют». Стыковку с ними осуществляют космические корабли семейства «Союз», технические возможности которых позволяют изменять высоту орбиты, осуществлять поиск другого корабля, сближаться с ним и причаливать.
Учащийся 2 (Слайд 21)
– Следует отметить, что в 1969г. в исследовании космоса произошло событие, сопоставимое по значимости с первым полетом в космос Гагарина. Американский космический корабль «Аполлон-11» достиг Луны, и двое американских астронавтов 21 июля 1969г. высадились на её поверхность. Нил Армстронг оказался первым гостем с Земли на нашем спутнике.
Учащийся 6 (Слайд 22)
– С 1975г. функционирует новый вид космического ретранслятора для цветных телепередач – спутник «Радуга». Спутники серии «Космос» и «Метеор» (орбитальные синоптики) позволяют получать обзор погоды очень оперативно на огромных территориях. «Метеоры» информировали о ледовой обстановке в устьях рек Обь и Лена, о прохождении облачных вихрей в Кулундинской степи, об ураганах и циклонах. «Метеор» дал сведения о тропическом циклоне на пути следования теплохода «В. Маяковский», буксировавшего огромные грузы. Теплоход изменил свой курс. Дизель-электроход «Обь» был зажат мощными льдами в Северном Ледовитом океане. По снимкам, сделанным из космоса, был составлен маршрут и график движения судна.
Учащийся 1
– 2 ноября 1978 г. успешно завершен очень длительный в истории космонавтики (140 сут.) пилотируемый полет. Космонавты Владимир Коваленок и Александр Иванченков успешно приземлились в 180км юго-восточнее г. Джезказгана. За время работы их на борту орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз» – «Прогресс» выполнена широкая программа научно-технических и медико-биологических экспериментов, проведены исследования природных ресурсов и изучение природной среды
Учащийся 3
– В активе нашей космонавтики годичное пребывание на орбите и плодотворная научно-исследовательская деятельность с очередным выходом в открытый космос. Длительная космическая командировка на станцию «Мир» закончилась для Владимира Титова и Мусы Манарова успешно. Они благополучно вернулись на родную Землю.
Учащийся 4 (Слайд 23)
– Отметим еще одно выдающееся событие в исследовании космоса. 15 ноября 1988 г. орбитальный корабль многоразового использования «Буран», выведенный в космос уникальной ракетной системой «Энергия», выполнил двухвитковый полет по орбите вокруг Земли и приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур длиной 5 км и шириной 80 м. Впервые в мире посадка корабля многоразового использования осуществлена в автоматическом режиме.
Исполняется песня «Земля в иллюминаторе» (Слайд 24)
Ведущий (Слайд 25)
– На смену орбитальному комплексу «Мир» пришла Международная Космическая Станция, на которой несут свою трудовую вахту международные экипажи.
За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса – этой «провинции всего человечества»- продолжается нарастающими темпами.
– А сейчас мы предлагаем вашему вниманию любимую песню космонавтов – «Надежда».
Руководитель экспедиции:
– Подробнее об истории развития космонавтики вы можете узнать, познакомившись с материалами подготовленной учениками выставки.
А сейчас мы предлагаем вам разгадать загадки и продемонстрировать свою эрудицию в «Космической теме»
(Зрители разгадывают загадки в стихах о космосе)
Загадки в стихах
(Слайд 26) Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
(Слайд 27) Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(Слайд 28) Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
(Слайд 29) До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(Слайд 30) У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …
(Слайд 31) Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …
(Слайд 32) НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …
(Слайд 33) Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
(Слайд 34) Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты – …
(Слайд 35) Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это черная …
(Слайд 36) В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
(Слайд 37) Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
(Слайд 38) А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Руководитель исследовательской группы (Слайд 39)
“Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.
К.Э. Циолковский
Корреспондент – Спасибо участникам экспедиции, мы узнали много нового и интересного.
Ведущий «Новостей» (Слайд 40, на фоне увертюры из к/ф «Укрощение огня»)
– Спасибо новохоперцам за интересный рассказ.
– И всё – же, первый в мире космический полёт, первый в мире выход в открытый космос, первые в мире «прикосновения» к другим небесным объектам и многое другое первое в мире в деле практического освоения космоса принадлежит нашей Родине!
(Слайды 41, 42)
Список используемых материалов:
- А.С. Иванов, А.Т. Проказа / Мир механики и техники. Книга для учащихся – М: Просвещение, 1993.
- Интернет-ресурсы:
- фотографии на космическую тему (ученых, космонавтов и проч.);
- видеозаставка «Новости»;
- видеоролик «Полет Гагарина»;
- увертюра из к/ф «Укрощение огня»;
- стихотворение о Гагарине;
- отдельные фрагменты презентаций:
- «День космонавтики» /автор неизвестен / (загадки в стихах и высказывание Циолковского).
- «Космическая эпопея» /автор Шустова Л.Ф., МОУ Ножовская СОШ/ (слайд о Циолковском).
- «Несколько грустных фактов о космонавтике» /автор Кошелева В.В., МОУ СОШ №1, г. Красноуральск/ (высказывание Гагарина).
- «Утро космической эры» /автор неизвестен/ (слайды «ИСЗ», о собаках).