Цели:
- Повторение темы «Учимся складывать и вычитать». Состав числа 10.Навыки быстрого счета.
- Развивать навык работы с числовым рядом чисел от 0 до 10.
- Развитие геометрической наблюдательности; умение соотносить название фигуры с ее изображением.
- Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
- Способствовать формированию навыков самостоятельности и коллективной работы; обсуждение информации, планирование познавательной деятельности.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
На последних уроках математики мы проходили примеры на + и – .
Нам пригодятся эти знания! Сегодня.. мы попадем в сказку… где нас ждет много испытаний.
Вы готовы?
Тогда…сказка начинается!
II. Устный счет
Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Василиса Прекрасная. Однажды они гуляли в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Василису. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плач, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики». Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?
(Дети по 1 выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их.)
- Посчитай от 1 до 10
Посчитай от 10 до 0
Достаньте конверты с волшебными числами - Работа с конвертами (у каждого ребенка на парте конверт с цифрами от1 до 10)
Расставь числа по порядку
Какое самое маленькое?
Какое самое большое?
Что стоит между 5 и 7?
Последующее 3?
Предыдущее 2?
Соседи 9?
III. Арифметический диктант
С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. А избушка закрыта. Чтобы ее открыть, надо правильно записать числовой ряд.
- Запиши предыдущее 1.
- Предыдущее 0.
- На 1 >1
- Предыдущее 4
- На 1<5
- Последующее 4
- На 2 > 4
- На 2<9
- Число, которое стоит между 7 и 9 .
- На 1<10
- Последующее 9.
– Что у нас получилось – числовой ряд от 0 до 10.
– Помогли мы Ивану Царевичу попасть в избушку. Зашел он и видит… на столе стоит тарелочка, а на тарелочке – фигурки.
– Для чего они? Что это?
– Сколько матрешек на тарелочке?
IV. Состав числа 10
(10 – это 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7 и т. д.)
Поиграл Иван Царевич в матрешки и слышит (стук!) кто –то стучит… Да это же …кто?
Баба Яга!
Баба Яга: А что это вы тут делаете?
Учитель: Ищем дорогу к Кощею Бессмертному.
Баба Яга: Да сами уже как кощеи, пора отдохнуть.
V. Физминутка
(музыка-частушки проводит Баба Яга)
VI. Геометрический диктант
БЯ: Молодцы дети! Умеете отдыхать! За это, я открою вам секрет Кощея Бессмертного, где Василиса спрятана! (Открывает сумочку, читает)
Пройдете через лес, увидите царство-государство Кощеево. Смерть Кощея в ларце. Ларец спрятан за троном. Думайте, как его найти?! А я что-то устала. Пока, касатики! Пойду я посплю!
Учитель: Ну что, Баба Яга открыла нам секрет Кощея. Выполним геометрический диктант, узнаем чем открыть ларец.
Взяли карандаши. Работаем:
- 4 клеточки вправо
- 3 клеточки вниз
- 1 клетку влево
- 4 клетки вниз
- 2 клетки влево
- 1 клетку вверх
- 1 клетку вправо
- 3 клетки вверх
- 2 клетки влево
- 1 клетка вверх
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вверх
- 1 клетка влево
- 1 клетка вверх.
Учитель: Чем же мы откроем ларец, где Кощеева смерть лежит? (Ключом).
VII. Решение примеров (коллективная работа)
Взял Иван-Царевич и пошел через лес. А лес дремучий, конца и края не видно. Поможем решить примеры – выйдет он из леса. Дойдет до Кощея.
(Работа по командам)
5 + 2 = 8 – 3 = 9 – 1 = 7 + 3 = 10 – 1 = |
8 + 2 = 9 – 1 = 6 + 3 = 7 – 2 = 4 + 1 = |
VIII. Решение задачи
Идет Иван-Царевич в царство Кощея и видит озеро, а в озере уточки плещутся.
Задача. В озере плавали 4 уточки. К ним прилетели еще 3 уточки. Сколько всего стало уточек?
Обозначь каждую уточку О
Сколько было ОООО
Сколько прилетело ООО
Сколько всего стало уточек в озере? Запиши равенством
4 + 3 = 7
Обрадовались уточки, что вы справились с заданием и решили подарить вам танец…
IX. Физминутка
Танец «Маленьких утят».
X. Сравнение. Геометрический материал.
Пришел Иван Царевич к Кощею Бессмертному. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку, а в ней задание (>,<,=.)
(Ларец с заданием – сравнение фигур: квадраты, прямоугольники, круги и треугольники.)
Выполнили мы задание.
Тут и смерть Кощея пришла. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и из нее вышла Василиса Прекрасная.
Василиса Прекрасная: Здравствуй, Иван-Царевич, здравствуйте ребятки и гости дорогие! Видела я сколько вы всего сделали, чтобы помочь Ивану-Царевичу и мне. Спасибо Вам. Низкий поклон. А вот теперь выполнишь ты, Иван, мое задание – выйду за тебя замуж.
Учитель: Поможем Ивану?
XI. Логическое задание
Математический лабиринт.
– Сидела я в темнице, разгадывала математические лабиринты.
– Как пройти через трое ворот, набрав 10 очков?
(Цветным карандашом сделать на листочках)
XII. Итог. Подведение итогов.
– Все решили! Отправились Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
(Василиса с Иваном уходят)
– Вот и кончилась сказка. Понравилась она вам?
– А что мы повторили на нашем уроке?
– Вы сегодня очень хорошо работали, в дневники – оценки!
Приложение к работе (Приложение 1).