Дизайн (англ. design – инженер-конструктор) – термин,
обозначающий новый вид деятельности
по проектированию предметного мира.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org
Вид курса: пробный.
Программа составлена на основе программы элективного курса «Мир дизайна» // Предпрофильная подготовка девятиклассников по ОО “Искусство”. – М.: АПК и ПРО, 2004. – С.42-47.
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов с направленностью на художественно-эстетический и технологический профили.
Элективный курс «Дизайн вокруг нас» расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в рамках модуля «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний. Данный элективный курс позволяет девятиклассникам ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Курс является профессиональной пробой в системе «человек – художественный образ». Его идеей является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода. Метод проектов по своей сути является комплексным (интегративным) процессом, формирующим общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.
В данной программе предложены четыре технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки (лоскутопластика, вышивка, батик, флористика). Интеграция в данном случае понимается как объединение в едином ансамбле (костюме или интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта проектной деятельности (дизайн – проекта костюма, интерьера).
Структура курса представлена тремя разделами: «Основы дизайна», «Художественно-прикладные технологии», «Дизайн-технологии».
Раздел 1. «Основы дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.
Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе, но глубокое изучение работы с материалом не предполагается.
Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Здесь могут быть представлены не четыре, а две-три технологии. Однако сокращение числа художественно-прикладных технологий нежелательно, так как у учащихся уменьшится вариативность выбора.
Обучение на пробном курсе допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. «Дизайн-технологии» включает в себя теорию и практику дизайна – проектирования костюма или интерьера (могут быть и другие объекты дизайна). Занятия проводятся в форме деловой игры Студия «Арт-дизайн». Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Изучение курса возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе художественно-прикладных технологий.
Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн-проекта.
Цель курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Образовательные задачи курса:
- активизация творческого потенциала школьников;
- овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
- выявление и развитие у них коммуникативных способностей.
- создать условия для формирования умения работать в группе;
- дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
- познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России;
- получение опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
- развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;
- освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;
- способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды;
- способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения;
Элективный курс рассчитан на 28 учебных часов, 14 занятий по 2 часа, т.к. сдвоенные уроки наиболее целесообразны для данного курса при выполнении практических работ.
Основные формы обучения:
- при освоении художественно-прикладных технологий – индивидуальная и парная;
- при дизайн-проектировании – работа в малых группах (3-5 человек).
Основные методы обучения:
- метод проектов;
- метод проблемного изложения.
Тематическое планирование элективного курса
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Раздел 1. Основы дизайна. |
8 |
4 |
- |
Тема 1. Введение в курс. Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях. |
2 |
2 |
- |
Тема 2. Профессия – дизайнер. Историческая справка. Профессия в современности. Уникальные стороны профессии. |
2 |
1 |
1 |
Тема 3. Психология в дизайне. Человеческий фактор индустрии моды. |
2 |
1 |
1 |
Тема 4. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Дизайн интерьера. Дизайн костюма. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2. Художественно-прикладные технологии. |
14 |
2 |
6 |
Тема 5. Пэчворк. |
4 |
0,5 |
3,5 |
Тема 6. Батик. |
4 |
0,5 |
3,5 |
Тема 7. Флористика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тема 8. Вышивка. |
4 |
0,5 |
3,5 |
Раздел 3. Дизайн-технологии. |
6 |
1 |
5 |
Тема 9. «Дизайн-проект» (деловая игра Студия «Арт-дизайн») |
5 |
- |
5 |
Тема 10. Презентация итоговой работы |
1 |
1 |
- |
Итого: |
28 |
7 |
21 |
Содержание программы
Раздел 1. Основы дизайна
Тема 1. Введение в курс.
Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.
Тема 2. Профессия – дизайнер. Историческая справка.
Профессия в современности. Уникальные стороны профессии. Необходимые качества, обязанности, плюсы и минусы профессии. К чему нужно быть готовым, где учат, заработная плата.
Тема 3. Психология в дизайне. Человеческий фактор индустрии моды.
Тема 4. Дизайн как художественно-проектная деятельность.
Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Основы экономики. Пропорции. Золотое сечение. Композиция и цвет в дизайне. Стиль. Исторические и современные стили. Роль художественного воображения в дизайне. Профессия дизайнера.
Практическая работа: упражнения на развитие воображения; выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.
Дизайн костюма. Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения. Особенности моделирования одежды разных возрастных групп. Деление одежды по сезонам. Многофункциональные вещи. Образование новых видов ассортимента.
Композиция костюма. Элементы костюма: головные уборы, плечевая одежда, поясная одежда. Развитие традиций в современном костюме. Декор в костюме.
Практическая работа: выполнение эскизов костюмов с учетом принципов дизайна.
Дизайн интерьера. Дизайн текстиля для дома. Понятие об интерьере. Сведения о пошиве постельного белья, занавесей, портьер, чехлов для подушек, покрывал. Интересные идеи, которые помогут украсить дом.
Человек и пространство. Интерьер жилища и общественный интерьер как объекты дизайна. Зависимость дизайна от стиля.
Практическая работа: дизайн окна; эскиз покрывала; эскиз интерьера гостиной; дизайн подушки.
Раздел 2. Художественно-прикладные технологии
Декоративные и отделочные материалы.Цветовые решения готовыхизделий. Знакомство с понятиями цветовой гаммы, подбор ниток, декоративных отделок, материалов, фурнитуры для выполнения вышивки, аппликации. Примерная тематика практических работ: отделка вышивкой или аппликацией швейного изделия; изготовление панно в этих техниках.
Тема 5. Пэчворк – как вид декоративно-прикладного творчества.
- Текстильный лоскут как материал для творчества.
- Лоскутопластика в дизайне костюма.
- Основные подходы к дизайну костюма: создание «лоскутной» ткани; использование лоскутных фрагментов и вставок.
- Элементы лоскутопластики в декоре костюма.
Практическая работа: создание разнообразных фактур из текстильного лоскута, создание изделий мелкой лоскутной пластики. Аксессуары одежды (пояса, бусы, сумочки, галстуки и т.п.). Поиск нестандартных решений применения лоскутопластики в элементах костюма. Изготовление фрагментов костюма в материале.
Лоскутопластика в дизайне интерьера.
Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т.д.).
Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом.
Тема 6. Батик.
Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструменты и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистическая). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере.
Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение двух-трех вариантов законченных композиций росписи на ткани; освоение техники росписи «по-сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма.
Тема 7. Флористика.
Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористическое оформление костюма и аксессуаров (шляпа, сумка, бутоньерка на платье, ручной букет).
Практическая работа: подготовка живого материала и техника работы с ним; создание элементов флористической аранжировки костюма (на выбор).
Флористические интерьерные композиции: напольные, настольные, настенные.
Выбор формы сосуда для флористической композиции. Практика составления композиций (классических и современных). Использование модифицированных материалов как одно из направлений флористики.
Тема 8. Вышивка. Народные традиции плюс инновации.
Практическая работа: выполнение эскизов различных вариантов декора в интерьере, костюме.
Раздел 3. Дизайн-технологии
Тема 9. Учебный дизайн-проект. Выбор объекта проекта и его выполнение.
Примерная тематика проектов: дизайн и пошив изделия в технике лоскутной пластики, в народном стиле с отделкой вышивкой или аппликацией; детская одежда; карнавальный костюм и др. Ролевая игра «Посещение студии «Арт-дизайна».
Тема 10. Презентация итоговой работы.
Приложения:
- Описание хода проектной деятельности (Приложение 1)
- Рекомендации учащимся по подготовке доклада для защиты проекта (Приложение 2)
- Советы психолога. Как контролировать внимание аудитории? (Приложение 3)
- Список литературы для учителей и учащихся (Приложение 4)
- Методические рекомендации (Приложение 5)