Цель: Научить складывать двузначные числа с однозначными без перехода через разряд.
Задачи:
- учить приёму сложения двузначных чисел с однозначными без перехода через десяток;
- закрепить навыки сложения и вычитания чисел, навыки сравнения , решения уравнений, решения задач;
- развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, пробуждать интерес к предмету через игровые методы и приёмы;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, умение выслушивать товарищей, работать в паре.
Оборудование:
- портрет Алана Милна,
- компьютер, проектор, экран,
- книги Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», «Дом на Пуховой опушке».
Ход урока
I. Организационный момент. момент
Тема нашего урока: Сложение чисел в пределах 100.
II. Введение в тему.
– Ребята. У нас сегодня необычный урок, потому что мы отправимся с вами в гости к героям всемирно известной детской книги. Её написал английский писатель. Живший в XIX-XX в. Его портрет вы видите на доске. А вот имя писателя вы узнаете, если найдёте значения данных числовых выражений.
III. Устный счёт.
1) Повторение изученных приёмов вычислений (индивидуально у доски)
н 80-30 | н 13+4 | |||||||||||||||||
л 20+8 | М 12-6 | |||||||||||||||||
А 6+7 | и 70+20 | |||||||||||||||||
А 19-6 | л 15-5 | |||||||||||||||||
|
|
2) Работа с числовым рядом (фронтальная работа)
40 44 35 4 62 71
- прочитайте числа,
- назовите наименьшее число,
- назовите наибольшее число
- расположите числа в порядке возрастания,
- сколько в каждом числе десятков и единиц,
- представьте двузначные некруглые числа в виде суммы разрядных слагаемых,
- назовите числа, где одно число является значением суммы двух других чисел,
- на сколько 44>4,
- на сколько 40<44,
- какие числа лишние,
- на какие две группы можно разбить данные числа?
3) Проверка самостоятельной работы у доски
– Проверьте работу ваших товарищей (Iвариант – 1столбик, II вариант – 2столбик). Правильно ли выполнены вычисления?
– Чей же это портрет?
– Алан Милн написал немало произведений: стихи, пьесы для театра, детективные романы. Но всемирно известным его сделала сказка для детей. А вы знаете эту сказку?
– Герои книги приглашают вас в свой Сто-Акровый лес на День Математики. Слайд 1.
Сейчас уже третий урок, значит праздник в самом разгаре. Отправимся?
IV. Новая тема.
1) Повторение приёма сложения вида 12+4
– Одним из героев книги Алана Милна стал его сын. Как вы думаете кто это?
Смотрите, а вот и сам Кристофер Робин встречает нас. Да не с пустыми руками – у него разноцветные математические шары. Слайд 2.
– Что общего во всех числовых выражениях?
– По какому принципу разбили на две группы?
– Для кого они?
– Часть шаров для Винни Пуха, а остальная для вас. Слайд 3.
– Давайте найдём значения выражений первого столбика. (Работа у доски и в тетради.)
2) Сложение чисел в пределах 100
– А как же Вини Пух? Справился со своими примерами?
– Здравствуйте, ребята. Мне с этими примерами не справиться. Я умею складывать и вычитать числа только до 20. Помогите мне, ребята. Слайд 3.Звук.
– Поможем ему ребята?
– Но ведь мы ещё сами не умеем складывать такие числа?
23+4 65+3 87+2 51+7
(Дети высказывают свои предложения по нахождению значений выражений в новой ситуации. Работа у доски и в тетради)
V. Физ. Минутка.
– Винни-Пух решил поблагодарить вас за помощь и проведёт музыкальную физ. минутку для глаз. Слайд 4.
VI. Закрепление приёмов вычислений.
1) Работа с неравенствами. Слайд 5.
– Пока мы проводили физ. минутку наши друзья отправились к Этой Реке, чтобы играть в математические Пушишки. Правила её таковы: в реку были запущены неравенства. Выловить можно только те, в которых постановка знака требует вычислений.
37+5…36+6 | 40-1…36+3 | 52+6…30+30 | ||
в-19…в-18 | 24+а…24-а | 80-50…22+7 |
(Дети находят нужные выражения, записывают в тетрадь и на доске.)
2) Решение уравнений. Слайд 6.
– Посмотрите, куда это направились наши друзья? (в «икспедицию») Слайд 6.
– А что такое «икспедиция»?
(Экспедиция – поездка группы, отряда по специальному заданию)
– Ребята, но что-то в этом слове не так. Икс- слово какое-то математическое.
– Что оно обозначает?
– В записи каких математических равенств используют «икс»?
– Что такое уравнение?
Так что же ищут члены «икспедиции»?
– Давайте посмотрим, что же они нашли. Слайд 7.
– Все ли записи здесь являются уравнениями? (Дети объясняют, какие выражения не являются уравнениями)
– Решением какого уравнения является запись? Слайд 8.
– Почему?
– Решите это уравнение, подставив числовые значения. Слайд 9.
(Выполняют по вариантам. Взаимопроверка.)
VII. Физ. минутка.
Кто, скажите, может, дети.
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму,
Влево, вправо разведу,
И, как птица полечу,
Головою поверчу,
А потом присяду, встану,
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу.
Если надо побегу.
Всё на свете я могу.
VIII. Решение задач.
1) Блиц-турнир (с сигнальными карточками)
– Знатоки задач собрались у Шести Сосновых деревьев в этой части Сто-Акрового леса. Каждый из них приготовил для вас задачу. (Работа с сигнальными карточками) Слайд 10.
- Иа-Иа: «На мой день рождения мне подарили много подарков. Один подарок лопнул».) Слайд 10.
- Тигра: «Длина моего хвоста а см, а хвост Кенги на в см длиннее. Какой же длины хвост Кенги?») Слайд 10.
- Пятачок: «Для домика Иа-Иа Винни принёс а веток, а я на в веток меньше. Сколько я принёс веток?») Слайд 10.
2) Решение задач в косвенной форме
– Но самую интересную задачу составил Вини Пух.) Слайд 11.
– Прочитайте задачу. «Во время наводнения я спасался на дереве. Вместе со мной спасались 23 горшка с липовым мёдом, что на 2 горшка меньше, чем с цветочным. Сколько горшков с цветочным мёдом спасалось на дереве?»
(Повторное чтение вслух)
– Прочитайте условие задачи.
– Прочитайте вопрос задачи.
– Горшки с каким мёдом спасались на дереве?
– Сколько горшков с липовым мёдом спасалось на дереве?
– А сколько горшков с цветочным мёдом?
– А каких горшков с мёдом было меньше?
– На сколько?
– Почему вы так решили?
– А тогда горшков с цветочным мёдом…
– К задаче было составлено три кратких условия. Какие из них верные?
(На доске)
Л.- 23г., на 2 г. <
Цв. – ?
Л.- 23г.,
Цв. – ?, на 2 г. <
Л.- 23г.,
Цв. – ?, на 2 г. >
– Запишим решение задачи. (Ученик у доски, детив тетрадях).
– Составьте ответ.
IX. Подведение итогов.
– Ребята, все герои собрались у домика Винни Пуха, потому что день Математики в Сто-Акровом лесу подходит к концу, да и наш с вами урок заканчивается.) Слайд 12.
– Понравился вам урок?
– И мне понравился. Вы показали хорошие знания, умения. Умело использовали их в новой ситуации, при решении уравнений, неравенств, задач.
– Но герои Алана Милна с Вами не прощаются. Они приглашают вас встретиться на страницах второй книги о Винни Пухе – «Дом на Пуховой опушке»/ (Демонстрируется книга).