Внедрение в практику своей работы новых форм организации учебной деятельности (проектной, исследовательской, работы в составе творческих групп) способствует развитию дополнительных возможностей для самореализации личности, развития её творческого потенциала.
Создание коллективных творческих проектов – одна из излюбленных форм работы моих учеников, представляющая простор для детской фантазии. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для развития чувства материала и пластичности формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Снежный городок»
Предмет: Искусство
Класс: 9 класс (Команда может быть сформирована по принципу: класс школы, дворовая команда, семейная команда, любой творческий коллектив).
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: Учащиеся в группах разрабатывают эскиз снежного городка, используя знания по ИЗО и проекционному черчению, представляют их классу, аргументируя собственную разработку. На этом этапе утверждается основной эскиз, по которому будет проходить строительные работы, направленные на изготовление снежного городка.
Цель: Построить снежный городок на территории лицея.
Задачи:
- Обучающая: Дать учащимся опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности;
- Воспитательная: Развивать навыки сотрудничества и кооперации;
- Развивающая: Развивать навыки коммуникации: взаимопонимания, слушания, умения развивать самостоятельность и ответственность в ситуациях реальной деятельности.
Этапы работы:
- Первый этап (Актуализация темы, определение цели и задач проекта)
- Второй этап (Сбор идей)
- Третий этап (Оформление эскизов, чертежей)
- Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего)
- Пятый этап – Реализация проекта. Построение снежного городка на территории лицея
Материал:
- необходимое количество снега для изготовления фигуры
- допускается использование различных материалов для художественного оформления образа (краски, ткань, дерево, цветная бумага и т.п.)
Инструмент: деревянные, металлические лопаты, пилы, стремянки, вёдра для воды.
Время: 6 учебных часов (Декабрь)
Место проведения: Территория лицея
Оценка снежных фигур: Фигуры оценивается как художественное произведение:
50% - художественная ценность,
25% - оригинальность,
25% - техническое мастерство.
Осуществление учебного проекта
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя
Работа над проектом разбита на пять этапов, которые осуществляются в течение трех уроков:
Урок № 1 (Приложение 1)
1. Первый этап (Актуализация темы. Определение цели и задач проекта).
Сообщается история возникновения фестиваля снежных фигур.
Учащимся предлагается разработать эскизы снежного городка и по лучшему из них, построить на территории лицея горки, лабиринты и фигуры из снега.
Определяется алгоритм выполнения проектной работы. Отмечается что, приступая к созданию скульптуры, скульптор, прежде всего:
- Делает эскиз.
- Согласовывает эскиз с заказчиком (Презентация проекта).
- После этого начинается создание скульптуры.
2. Второй этап (Сбор идей)
Проведение опроса участников проекта и обработка данных анкетирования.
Анкета.
Каким ты хочешь видеть зимний городок?
- Со сказочными героями.
- Древний замок.
- С фигурами животных.
- Со снежными аттракционами (горки, каток…).
- С разными фигурами.
Что нужно иметь для строительства зимнего городка?
- Зарисовки снежного городка
- Эскизы снежного городка
- План снежного городка
Кто должен заниматься строительством?
- Художники-скульпторы
- Учителя
- Родители
- Учащиеся лицея
Необходимо ли цветовое решение для снежных фигур?
- Да
- Нет
- Частично
Разработка общего плана работы над проектом по итогам анкетирования
- Определение вида снежного городка (С фигурами животных. Со снежными аттракционами (горки, каток…).
- Необходимая документация (План снежного городка).
- Строительство учащимися снежного городка в лицее.
- Цветовое решение (Да).
Урок №2 (Приложение 2)
3. Третий этап (Оформление эскизов, чертежей):
Для работы организовывается проектное бюро, куда будут входить три рабочие группы. Разбиться на группы поможет жребий (дети делятся на группы и рассаживаются за три стола). После определения общего плана работы, каждой группе предлагается список видов работ.
4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего).
Каждая группа учащихся демонстрирует свой пакет документов.
Оценивается:
- Идея проекта.
- Практичность, устойчивость.
- Реальность исполнения.
- Качество выполнения всей прилежащей документации: (зарисовки снежных фигур (с разных точек зрения), эскизы ледяных горок, план расположения снежных фигур и ледяных горок).
Урок №3 (Приложение 3)
5. Пятый этап (Реализация проекта).
Построение снежного городка на территории лицея
Перед началом работы необходимо провести в классе беседы на темы:
- Правила поведения при работе на улице
- ТБ при работе с лопатой, топором, шпателем, водой.
- Технология создания снежных скульптур
Предварительная работа по изготовлению коробов и заполнению его снегом проводится на занятиях ОПТ под руководством учителя технологии (мальчики).
- Создаются деревянные короба из фанеры и бруса. Которые забиваются снегом
- Потом короба снимаются, и из готовой заготовки делается снежная скульптура.
Рекомендации и советы:
- Интересный материал для "ледяного творчества" можно приготовить в домашних условиях. Это - цветной лед. Им можно декорировать уличные скульптуры.
- Сделать его очень просто: в воду надо добавить немного акварели, хорошо ее размешать и, залив в емкость для льда, поставить в морозильную камеру. Из цветного льда также можно выкладывать красивую мозаику на ровных поверхностях.
- При свете праздничной иллюминации наш городок заиграл неоновыми лучами, привлекая детвору и их родителей.
Благодарность:
- Администрации лицея за материальную и моральную поддержку.
- Охране лицея за сохранение нашего проекта от вандалов.
Заключение:
На объявленный смотр-конкурс, к сожалению, откликнулись не все. А в некоторых местах построенные снежные фигуры кем-то разрушены.
Вместе с тем организаторы конкурса благодарят всех, кто принял участие, и надеются, что с новым первым снегом, все коллективы учебных заведений выйдут на строительство ледовых городков. Словом, мы внесли немалую лепту в создание праздничного облика нашего города, так что лицеисты – тоже немного волшебники…
Отзывы участников проекта:
Максим Клименко, ученик 9е класса: «Я по снегу в первый раз. Ничего сложного, наоборот все очень увлекательно и хочется заниматься скульптурой и дальше, после школы. Не знаю, как сложиться».Айрат Миндубаев, ученик 9е класса: «Пока в снежной глыбе еще с трудом угадываются очертания будущей фигуры. Но именно это мне больше всего нравиться: что из горы снега получаются персонажи нашего проекта. Удивительно»!
Рада Исмагилова, ученица 9д класса: «Это тот случай, когда приказ в удовольствие».
Андрей Михайлов, ученик 9а класса: «Мне нравится работать на свежем воздухе. Надоело в классе сидеть. Новогодняя атмосфера уже сейчас. Приятно заняться чем-то полезным».
К работе прилагается презентация (Приложение 4).