Мастер-класс "Елочка из модулей"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Обучающая: способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – модульном конструировании. Ознакомить учащихся с техникой выполнения модуля.
  • Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность.

Методическое оснащение урока:

  • Презентация.
  • Образцы работ в данной технике.

Оборудование и инструменты: зелёная бумага форматом А4, пустая паста или деревянный стержень, картон, ластик, ножницы, салфетки.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности рабочего места.

II. Сообщение темы урока

Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. А сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой. Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

III. Изучение нового материала

1 Ученица: Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».
В книге Исао Хонда «Мир Оригами»[1], опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из "бумаги счастья", а также пагода.
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

2 Ученица:  Модульное оригами — модное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Отличие этой техники от традиционного оригами в том, что поделка выполняется не из одного листа бумаги, а из нескольких одинаковых частей — модулей. Отдельные модули могут самостоятельно сложить даже маленькие дети, а вариантов их соединения — бесконечное множество. Легкое движение рук — и модули превращаются в зверей, птиц, растения, корабли и даже рыцарские замки. К тому же, для модулей подходит любая бумага, даже листы из старых журналов. А как приятно делать крупные и сложные поделки всей семьей!

IV. Вводный инструктаж

V. Техника выполнения модуля

Учитель: Бумага для работы должна быть цветной с двух сторон.
Модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5.
Из листка А4 можно сделать либо 32 прямоугольника, либо 16 прямоугольников.
Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53?74 мм.
Если длинную сторону формата А4 разделить на 8 частей, а короткую на 4 части, то получатся  32 прямоугольники  размером 37?53 мм.
Можно складывать модули из половины квадрата, используя имеющиеся в канцтоварах блоки для записей, или готовые прямоугольники для записей.

1. Согните заготовку пополам (по пунктирной линии)

2. Согните заготовку ещё раз пополам (по пунктирной линии) и верните в исходное состояние

3. Поверните заготовку сгибом к себе и согните один край к середине, согните второй край заготовки аналогично первому

4. Согните краешек заготовки, Согните второй краешек аналогично первому

5.  Поднимите загнутые  краешки  заготовки вверх

6. Согните заготовку пополам

7. Получился треугольный модуль

VI. Выполнение ёлочки из модулей

Учитель: Собрать из треугольных модулей оригами лесную красавицу совсем не сложно. Состоит она из отдельных веточек, поэтому можно смастерить ёлочки самых разнообразных форм и размеров. Кроме того, из таких веточек можно составлять новогодние композиции, мастерить игрушки, снежинки, звёзды.
Мастер-класс (презентация) наглядно и  доступно поможет нам в этой работе.

VII. Инструктаж по технике безопасности

1. Храните ножницы в определённом месте.
2. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
3. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

VIII. Практическая работа

Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают бригадами, выполняют работу по слайдам.

IX. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

– Проверка организации рабочих мест учащихся;
– Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
– Инструктирование по выполнению задания в соответствии с мастер-классом; оказание помощи учащимся.

X. Подведение итогов урока

– Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках и, но и в жизни.

Выставка работ учащихся.
Уборка рабочих мест.