Цель:
- ознакомить детей с понятием "кожа" и ее функциями;
- формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
- закреплять гигиенические навыки.
Оборудование:
- Карточки-опоры: "наружная оболочка"; "кожа"; "подкожный жир".
- Таблица "Строение кожи".
- Кроссворд (плакат).
- Тесты по теме "Органы чувств".
Ход урока.
I. Проверка д/з.
- На прошлом уроке вы познакомились с темой "Органы чувств". Проверим домашнее задание:
НЕСКОЛЬКО УЧЕНИКОВ РАБОТАЮТ НА МЕСТАХ С ТЕСТОМ "ОРГАНЫ ЧУВСТВ":
Тест: "ОРГАНЫ ЧУВСТВ"
1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:
а) физиология;
б) зоология;
в) анатомия.
2. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7;
б) 6;
в) 5.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?
а) обонянием;
б) осязанием;
в) вкусом.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без почек.
5. Соедини линиями:
Глаза | Орган осязания |
Уши | Орган вкуса |
Нос | Орган зрения |
Кожа | Орган обоняния |
Язык | Орган слуха |
ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ:
Орган обоняния -
Орган осязания -
Орган слуха -
Орган вкуса -
Орган зрения -
Рассказать об одном из органов чувств?
УЧИТЕЛЬ ПРОВОДИТ КРАТКИЙ ОПРОС ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:
- Перечислите органы чувств человека.
- Какую роль играет в жизни каждый из органов чувств?
- Объясните связь органов чувств с головным мозгом.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока "Надежная защита организма". Речь пойдет о коже.
- О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
III. Работа над новой темой.
1. Кожа - надежная защита организма.
- Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими его функциями. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережет тебя от жары, от холода. Под горячими лучами солнца она "загорает" - делается более плотной и смуглой и не дает перегреваться внутренним органам.
- Посмотрите кожу на своей руке. Потрогайте.
- Что можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая - мы видим сосуды; мягкая, прочная).
- Какого цвета? (Бледно-розового).
- Если рассмотреть кожу через лупу, то можно увидеть маленькие отверстия - поры. Через них кожа помогает тебе дышать. Через поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке. Через поры кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки - сальные выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам. Если провести пальцем по лбу, а затем по зеркалу - на нем останется пятно. Это пятно жира, который выделяет кожа. Но что, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь - кожа - постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, под ним уже готов новый.
- Итак, из чего же состоит кожа? (по ходу объяснения учитель прикрепляет таблички).
- Кожа состоит из 3 слоев. (Вывешивается плакат "Строение кожи").
Первый слой - наружный, оболочка - "эпидермис", которая предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. (вывешивается "Наружная оболочка").
Второй слой - сама кожа "дерма". В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Он покрывает кожу, делает ее более мягкой. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней, по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.
Тритий слой - подкожный жир (подкожная жировая клетчатка). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
- Цвет кожи разных людей отличается.( демонстрируются иллюстрации людей с разным цветом кожи) Он зависит от пигмента - красящего вещества. Пигмент выполняет защитную функцию. Пигментация кожи изменяется под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца (ртутно-кварцевых ламп). Происходит потемнение кожи - загар. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Загар - это одна из защитных реакций организма. Загар полезен, но не всем: пожилым, детям до 2 лет, беременным женщинам, людям с больным сердцем. Загар - с 8 до 10 часов, с 16 часов.
ВЫВОД: - Кожа состоит из 3 слоев (перечислить).
- Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей
среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка).
- Что поддерживает нормальную t0 тела? (Выделение пота).
- Какой слой сохраняет тепло? (третий, подкожный жир).
- Кожа - надежная защита.
2. Уход за кожей.
Главный способ ухода за кожей - мытье. На коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной, начинают размножаться микробы. На 1 см2 кожи находится до 40 000 микробов.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает как правильно умываться)
Как правильно умываться
При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя все время умываться очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины.
ВЫВОД: - Как надо следить за кожей?
- А что вы можете сказать про ногти?
- Запомните, выполняйте эти правила.
- Послушайте стихотворение Ю. Тувима, обращенное к детям.
(Подготовленные ученики читают стихотворение Ю. Тувима "Дорогие мои дети!")
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
3. Первая помощь при повреждениях кожи.
- Еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожоги).
1) Раны: поверхностные царапины, ссадины, порезы. Глубокие - повреждена не только кожа, но и мышцы - надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, кожу вокруг ранки смазывают йодом, зеленкой, перевязать чистым бинтом.
2) Ушибы. - Как возникают ушибы? Как вы определяете, что ушиблись? Как поступить при ушибе?
3) Ожоги. - Что вы знаете про ожоги?
Ожоги бывают 3 степеней. 1 степень - покраснение, припухлость кожи. 2 степень - появляются пузырьки, наполненные жидкостью - прозрачной и желтой. 3 степень - портится сама кожа на всю толщину, могут пострадать мышцы и кости.
Лечение при ожогах.
Оголить пораженный участок.
Опустить под холодную воду или по струю на 10-30 минут, пока не утихнет боль.
Перебинтовать пораженный участок бинтом или чистой материей.
Не смазывать ожоги жиром, кремом, маслом.
Не прокалывать волдыри, иначе попадут микробы, вызывающие нагноение.
Если ожог сильный и глубокий - обратиться к врачу.
- Бывают еще солнечные ожоги.
(О лечении при солнечном ожоге рассказывает подготовленный ученик)
Лечение при солнечном ожоге
Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно менять его.
Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол.
4) Обморожение.
Четыре степени. 1 степень - кожа бледнеет, затем припухает, краснеет. 2 степень - на коже образуются пузырьки, наполненные мутной, слегка кровянистой жидкостью. 3 степень - появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани - 4 степень.
(О действиях при обморожении рассказывает подготовленный ученик)
Действия при обморожении:
Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.
Обмороженное место следует сначала хорошенько протереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты и появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь несоленым жиром.
Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть его спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.
- Итак, чтобы не вызвать переохлаждение организма, не обморозить кожу послушаем полезные советы.
(Подготовленный ученик делится советами)
Полезные советы:
а) прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте;
б) ваша одежда должна надежно защищать ваше тело от ветра и дождя;
в) отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару нательного белья;
г) помните, что риск переохлаждения усиливается на ветру.
IV. Работа в тетради.
Стр. 59, № 1. практическая работа.
V. Работа с учебником.
Чтение вывода в учебнике стр. 139
VI. Итог.
- Что узнали нового?
- Какое значение имеет кожа?
- Разгадываем кроссворд по теме, которую изучили на уроке.
Кроссворд по теме "Надежная защита организма"
По горизонтали:
4. Кожа не просто покрытие человека, это активный (ОРГАН) с многообразными функциями.
6. Подкожный жир сохраняет (ТЕПЛО).
7. Это повреждение кожи бывает 3 степеней (ОЖОГ).
По вертикали:
1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод, называется (ОСЯЗАНИЕ).
2. Если у вас (РАНА), то нужно обработать кожу йодом, перебинтовать.
3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения (ПОТА).
5. Это кожное образование (растет на коже) - (ВОЛОС).
VII. Д/з: стр. 136 - 139, т. - стр. 56, № 2, 3.