Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет культура общения.
Культура общения - это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе.
Культура общения основывается на принципах связи искусства с жизнью, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий и правил поведения, на умении оценивать и анализировать конкретные ситуации. И, конечно же, культура общения формируется при обязательном овладении выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения курса "Хорошие манеры в нашей жизни" - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.
Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать приём или семейный праздник, решить ту или иную ситуацию - об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс "Хорошие манеры в нашей жизни"
Чтобы изучение курса стало интересным, необходимо воздействовать на ум и душу ребёнка, развивать эмоциональное восприятие обучающихся через приобщение к произведениям мировой литературы и искусства.
Программа рассчитана на 17 часов. Предполагаемый режим занятий - 1 час в неделю.
Включает несколько тем: понятие об этикете и культуре общения, правила поведения в повседневной жизни и застольный этикет.
Цель: формирование речевых навыков и правил поведения.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;
- формулировать свои мысли, идеи, вопросы; связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;
- воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать правила речевого этикета и поведения, владеть грамотной и чёткой речью, уметь применять на практике полученные знания.
В процессе обучения у ребят сформируется:
- эстетический вкус в манерах поведения;
- стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
- желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям;
- умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- истории этикета;
- правил поведения;
- речевой культуры;
- способов решения проблем в той или иной ситуации.
При изучении курса наиболее приемлемы следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (наблюдения, демонстрации);
- практические (письменные и устные упражнения, практические работы).
Содержание программы.
Введение.
Самое изящное искусство. История этикета, его появление и развитие в России.
Речевой этикет в нашем общении.
Общение между людьми. Правила речевого поведения. Что такое речевой этикет. Что значит быть вежливым. Кого мы называем интеллигентным человеком? Культура поведения и культура речи. Эстетика поведения и этикет.
Правила этикета в повседневной жизни.
Хорошие манеры на каждый день. Правила переписки. Разговор по телефону. Посещение общественных мест (театры, кино, музеи, магазины и т.п.) и правила поведения в них. Особые случаи (визиты в гости, знакомства, приглашения и т.п.)
Застольный этикет.
Безупречные манеры. Столовые приборы и их использование. Ловушки. Основные правила поведения за столом.
Примерное тематическое планирование занятий.
Раздел 1.
История этикета. Появление и развитие в России.
Раздел 2.
Речевой этикет и культура общения. Что значит быть вежливым.
Практическое занятие "Эстетика поведения и этикет".
Школа вежливых наук. "Семь бед - один ответ" (игра-конкурс).
Что значит быть интеллигентным (ч\о).
Обобщающее-повторительное занятие по теме. Решение задач по речевому этикету.
Раздел 3.
Хорошие манеры на каждый день. Учим правила хорошего тона.
Я учусь быть хорошим (поведение в общественных местах) - решение задач по ситуациям.
Как правильно вести переписку и разговаривать по телефону.
Вас пригласили в гости "Ежели вы вежливы" (практическое занятие).
Итоговое занятие по теме "Умеем ли мы общаться?"
Раздел 4.
Безупречные манеры.
Сервировка стола (практическое занятие).
Столовые приборы и их использование. "Ловушки".
Основные правила поведения за столом (приём гостей дома, обед в общественном месте).
Итоговое занятие по всему курсу. "Званый ужин в лучших традициях" (познавательно-развлекательная программа для гостей, где ребята смогут продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении курса).
Содержание курса.
1 занятие:
Самое изящное искусство. История этикета, его появление в России.
Этикет как установленный порядок поведения где-либо. Вопросы воспитанности, поведения и манер. Первая книга об этом - "О правилах поведения" была издана ещё в 1204 году. Сочинения Эразма Роттердамского Дезидерия "О правилах хорошего тона".
Пётр Великий и его преобразования в области этикета.
2 занятие:
Речевой этикет и культура общения.
Что понимается под речевым этикетом. Общение - сложная деятельность двух и более партнёров, внимание к собеседнику - главное условие подлинного общения.
Вежливость - понятие нравственное, проявление уважения к собеседнику.
Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.
3 занятие:
Эстетика поведения и этикет. Прекрасные стороны в поведении человека.
Практическое занятие по проигрыванию жизненных ситуаций и обсуждение результатов.
4 занятие:
Школа вежливых наук. Корректность, учтивость, любезность, деликатность.
Игра-конкурс "Семь бед - один ответ". Использование невербальных средств общения (мимика, жесты) для решения определённых задач ( приложение 1)
5 занятие:
Слово "интеллигент" ввёл в обиход более ста лет назад русский писатель Л.Боборыкин.
Всякий ли человек, имеющий образование, - интеллигент? Секрет интеллигентности.
6 занятие:
Обобщающее-повторительное занятие по всему разделу. Решение задач по речевому этикету: приветствие, благодарность за внимание, отказ, вежливая оценка и т.п.
7 занятие:
Хорошие манеры и правила хорошего тона.
"Поучение Владимира Мономаха" и "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" как образец правил поведения в общественных местах.
8 занятие:
Практическое занятие по решению задач по ситуациям (знакомство, на улице, в городском транспорте и т.д.).
9 занятие:
Эпистолярный жанр.
Стилистические нормы и стилистические ошибки.
Смешение в тексте разностильных языковых элементов.
10 занятие:
Практическое занятие "Ежели вы вежливы".
"Вредные советы" Г.Остера. Знакомство с хорошими манерами разных стран. Этикет за столом.
Образцы классической художественной литературы, демонстрирующие правила поведения, перечисленные выше (приложение 2).
11 занятие:
Закрепление темы "Умеем ли мы общаться".(приложение 3)
Краткая показательная речь (речь, приуроченная к какому-либо торжественному случаю), соответствующая следующей ситуации: "Юбилей родителей", "День рождения друга":
12 занятие:
Безупречные манеры за столом. Искусство еды. Правило, о существовании которого каждый догадывается сам.
13 занятие:
Столовые приборы и их использование. Основные положения. Основные навыки и правила использования столовых приборов.
Тарелки. Салфетки и скатерти. "Ловушки"
14 занятие:
Сервировка стола и расположение за ним гостей.
Практическое занятие по приобретению учащимися определённых навыков.
15 занятие:
Основные правила поведения за столом.
Нужно ли уделять внимание одежде, в которой вы садитесь за стол. Осанка. Положение рук. Пользование салфетками и столовыми приборами. Беседа во время приёма пищи. Как встать из-за стола.
16-17 занятия:
"Званый ужин в лучших традициях".
Итоговое занятие, позволяющее ребятам продемонстрировать умения и навыки, полученные при изучении материала всего курса.
Список литературы:
- Агаронян А.С. "Культура поведения" Ташкент., 1979
- Алёшин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983
- Богданова О.С. Петрова В.И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М.,1978
- Богданова О.С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987
- Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. "Язык и культура"Л., 1989
- Дубровина И.В."Мы живём среди людей"(кодекс поведения),М.,1989
- Дубрович А.Б."Общение: наука и искусство",М., Знание, 1978
- Левкович В.П. "Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения",М.,1976
- Львова С.И. "Язык в речевом общении",М.,1992
- Прасолова Е.Л. "В союзе с красотой",М., Просвещение, 1987
- Панкеев И. Энциклопедия этикета. "Олма-пресс",2001
- Розенталь Д.Э. "А как лучше сказать?",М., Просвещение,1988
- Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте", М., Знание, 1987
- Журнал "Воспитание школьников", №4-6, 1994
- Журнал "Семья и школа", №2, 1991
- журнал "Русский язык в школе", №1 1990, №5 1993, №5 1994
- Словарь по этике под редакцией И.С.Кона
- Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. М., "Русский язык", 1988
- В мире этикета М., "Мой мир", 2004
- Современный этикет М.,ЭКСМО, 2005
- Журнал "Читаем, думаем, спорим" 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004