Программа элективного курса "Речевой этикет и хорошие манеры в нашей жизни"

Разделы: Русский язык


Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет культура общения.

Культура общения - это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе.

Культура общения основывается на принципах связи искусства с жизнью, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий и правил поведения, на умении оценивать и анализировать конкретные ситуации. И, конечно же, культура общения формируется при обязательном овладении выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения курса "Хорошие манеры в нашей жизни" - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.

Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать приём или семейный праздник, решить ту или иную ситуацию - об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс "Хорошие манеры в нашей жизни"

Чтобы изучение курса стало интересным, необходимо воздействовать на ум и душу ребёнка, развивать эмоциональное восприятие обучающихся через приобщение к произведениям мировой литературы и искусства.

Программа рассчитана на 17 часов. Предполагаемый режим занятий - 1 час в неделю.

Включает несколько тем: понятие об этикете и культуре общения, правила поведения в повседневной жизни и застольный этикет.

Цель: формирование речевых навыков и правил поведения.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • учить грамотной, убедительной и выразительной речи;
  • формулировать свои мысли, идеи, вопросы; связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;
  • воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.

Ожидаемый результат: учащиеся должны знать правила речевого этикета и поведения, владеть грамотной и чёткой речью, уметь применять на практике полученные знания.

В процессе обучения у ребят сформируется:

  • эстетический вкус в манерах поведения;
  • стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
  • желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям;
  • умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
  • истории этикета;
  • правил поведения;
  • речевой культуры;
  • способов решения проблем в той или иной ситуации.

При изучении курса наиболее приемлемы следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (наблюдения, демонстрации);
  • практические (письменные и устные упражнения, практические работы).

Содержание программы.

Введение.

Самое изящное искусство. История этикета, его появление и развитие в России.

Речевой этикет в нашем общении.

Общение между людьми. Правила речевого поведения. Что такое речевой этикет. Что значит быть вежливым. Кого мы называем интеллигентным человеком? Культура поведения и культура речи. Эстетика поведения и этикет.

Правила этикета в повседневной жизни.

Хорошие манеры на каждый день. Правила переписки. Разговор по телефону. Посещение общественных мест (театры, кино, музеи, магазины и т.п.) и правила поведения в них. Особые случаи (визиты в гости, знакомства, приглашения и т.п.)

Застольный этикет.

Безупречные манеры. Столовые приборы и их использование. Ловушки. Основные правила поведения за столом.

Примерное тематическое планирование занятий.

Раздел 1.

История этикета. Появление и развитие в России.

Раздел 2.

Речевой этикет и культура общения. Что значит быть вежливым.

Практическое занятие "Эстетика поведения и этикет".

Школа вежливых наук. "Семь бед - один ответ" (игра-конкурс).

Что значит быть интеллигентным (ч\о).

Обобщающее-повторительное занятие по теме. Решение задач по речевому этикету.

Раздел 3.

Хорошие манеры на каждый день. Учим правила хорошего тона.

Я учусь быть хорошим (поведение в общественных местах) - решение задач по ситуациям.

Как правильно вести переписку и разговаривать по телефону.

Вас пригласили в гости "Ежели вы вежливы" (практическое занятие).

Итоговое занятие по теме "Умеем ли мы общаться?"

Раздел 4.

Безупречные манеры.

Сервировка стола (практическое занятие).

Столовые приборы и их использование. "Ловушки".

Основные правила поведения за столом (приём гостей дома, обед в общественном месте).

Итоговое занятие по всему курсу. "Званый ужин в лучших традициях" (познавательно-развлекательная программа для гостей, где ребята смогут продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении курса).

Содержание курса.

1 занятие:

Самое изящное искусство. История этикета, его появление в России.

Этикет как установленный порядок поведения где-либо. Вопросы воспитанности, поведения и манер. Первая книга об этом - "О правилах поведения" была издана ещё в 1204 году. Сочинения Эразма Роттердамского Дезидерия "О правилах хорошего тона".

Пётр Великий и его преобразования в области этикета.

2 занятие:

Речевой этикет и культура общения.

Что понимается под речевым этикетом. Общение - сложная деятельность двух и более партнёров, внимание к собеседнику - главное условие подлинного общения.

Вежливость - понятие нравственное, проявление уважения к собеседнику.

Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.

3 занятие:

Эстетика поведения и этикет. Прекрасные стороны в поведении человека.

Практическое занятие по проигрыванию жизненных ситуаций и обсуждение результатов.

4 занятие:

Школа вежливых наук. Корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Игра-конкурс "Семь бед - один ответ". Использование невербальных средств общения (мимика, жесты) для решения определённых задач ( приложение 1)

5 занятие:

Слово "интеллигент" ввёл в обиход более ста лет назад русский писатель Л.Боборыкин.

Всякий ли человек, имеющий образование, - интеллигент? Секрет интеллигентности.

6 занятие:

Обобщающее-повторительное занятие по всему разделу. Решение задач по речевому этикету: приветствие, благодарность за внимание, отказ, вежливая оценка и т.п.

7 занятие:

Хорошие манеры и правила хорошего тона.

"Поучение Владимира Мономаха" и "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" как образец правил поведения в общественных местах.

8 занятие:

Практическое занятие по решению задач по ситуациям (знакомство, на улице, в городском транспорте и т.д.).

9 занятие:

Эпистолярный жанр.

Стилистические нормы и стилистические ошибки.

Смешение в тексте разностильных языковых элементов.

10 занятие:

Практическое занятие "Ежели вы вежливы".

"Вредные советы" Г.Остера. Знакомство с хорошими манерами разных стран. Этикет за столом.

Образцы классической художественной литературы, демонстрирующие правила поведения, перечисленные выше (приложение 2).

11 занятие:

Закрепление темы "Умеем ли мы общаться".(приложение 3)

Краткая показательная речь (речь, приуроченная к какому-либо торжественному случаю), соответствующая следующей ситуации: "Юбилей родителей", "День рождения друга":

12 занятие:

Безупречные манеры за столом. Искусство еды. Правило, о существовании которого каждый догадывается сам.

13 занятие:

Столовые приборы и их использование. Основные положения. Основные навыки и правила использования столовых приборов.

Тарелки. Салфетки и скатерти. "Ловушки"

14 занятие:

Сервировка стола и расположение за ним гостей.

Практическое занятие по приобретению учащимися определённых навыков.

15 занятие:

Основные правила поведения за столом.

Нужно ли уделять внимание одежде, в которой вы садитесь за стол. Осанка. Положение рук. Пользование салфетками и столовыми приборами. Беседа во время приёма пищи. Как встать из-за стола.

16-17 занятия:

"Званый ужин в лучших традициях".

Итоговое занятие, позволяющее ребятам продемонстрировать умения и навыки, полученные при изучении материала всего курса.

Список литературы:

  1. Агаронян А.С. "Культура поведения" Ташкент., 1979
  2. Алёшин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983
  3. Богданова О.С. Петрова В.И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М.,1978
  4. Богданова О.С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987
  5. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. "Язык и культура"Л., 1989
  6. Дубровина И.В."Мы живём среди людей"(кодекс поведения),М.,1989
  7. Дубрович А.Б."Общение: наука и искусство",М., Знание, 1978
  8. Левкович В.П. "Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения",М.,1976
  9. Львова С.И. "Язык в речевом общении",М.,1992
  10. Прасолова Е.Л. "В союзе с красотой",М., Просвещение, 1987
  11. Панкеев И. Энциклопедия этикета. "Олма-пресс",2001
  12. Розенталь Д.Э. "А как лучше сказать?",М., Просвещение,1988
  13. Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте", М., Знание, 1987
  14. Журнал "Воспитание школьников", №4-6, 1994
  15. Журнал "Семья и школа", №2, 1991
  16. журнал "Русский язык в школе", №1 1990, №5 1993, №5 1994
  17. Словарь по этике под редакцией И.С.Кона
  18. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. М., "Русский язык", 1988
  19. В мире этикета М., "Мой мир", 2004
  20. Современный этикет М.,ЭКСМО, 2005
  21. Журнал "Читаем, думаем, спорим" 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.