Повторение. Сложное предложение. Подготовка к ГИА. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП,  развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП).                 

Задачи:

а) образовательные:

  • закрепить умения анализировать текст, используя знания  пунктуации и синтаксиса;
  • закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;
  • развивать навыки работы в группе;
  • совершенствовать речь учащихся

б) развивающие: развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;

в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе.

Оборудование: учебник «Русский язык для 9 класса», распечатка дидактических материалов, презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя. 

2. Работа по теме урока.

1) Теоретическая разминка. 

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– Какие предложения называются ССП? (слайд 1)

Сложносочинённое предложение

2) Игра «Кто быстрей»? (проверка с помощью проектора)    

Задание: определите, какое предложение(-я)  являет(ют)-ся сложносочинённым.

А. Сотников догнал его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков).  

Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн).

В. На поле, где ровно посреди  стояло расщеплённое грозой дерево,  тихо опускался вечер. 

Г. Снега уже нет, и улица, казалось,  открылась из края в край.

Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой).  (слайд 2)

3)   – Как делятся ССП по союзам и значению? (Ответ:  учебник для 9кл. авт.: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., п.8, с.27. По союзам и значению ССП делятся на 3 группы а) ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим); б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли;  в них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких);  в) ССП с противительными союзами а, но, да = но,  однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому). (слайд 2)

4) Самостоятельная работа. (для 1 и 3 группы дидактические материалы распечатаны на листах)

1 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 3)

Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, выделить  в предложениях сочинительные союзы, определить значение союзов (соединительный, разделительный, противительный и на что они указывают).

  1. Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву.
  2. Задание было лёгкое, зато времени мало.
  3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого.
  4. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
  5. Было темно, но я всё – таки видел  и деревья, и воду, и людей. (Но – противительный союз, значение противопоставления).
  6. Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по-настоящему. (Союз и – соединительный, одновременность явлений). (слайд 3)

2 группа (под диктовку на доске)

Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы.

  1. По ночам подмораживало  и звёзды усеивали тёмное небо. (ССП с общим  второстепенным членом, обстоятельством, запятая не ставится).
  2. От ветра  дрожали стёкла и громыхала дверь. (А.Толстой). ( СПП с общим второстепенным членом предложения, дополнением). 
  3. Косой шквальный ветер хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, булькала и захлёбывалась водосточная труба.  (БСП).
  4. К вечеру холоднело над водой и постепенно всё исчезало во тьме.  (Общий второстепенный член, обстоятельство, запятая не ставится). (слайд 4)

3 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 5)

Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова  «однако».

  1. Олег усмехнулся, однако чело и взор  омрачилися думой. (А.С.Пушкин). (Однако стоит  в начале предложения, является  противительным союзом = но).
  2. Ураган прошёл, однако связи с городом  ещё не было. (Противительный союз)
  3. Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все фантастические выдумки. (И.Акимушкин).  (Вводное слово)
  4. Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы. (Противительный союз) (слайд 5)

Вывод обучающихся  по теме.   Части ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится:

  1. если имеется общий второстепенный член предложения; 2)если части сложного предложения представляют собой  вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4) обособленный второстепенный член  (вводное слово).
  2. между частями СПП ставится тире, если предложения указывают на мгновенные действия.

Сложноподчинённые предложения

Работа по тексту.

Это только потом, через годы, я стал понимать,

Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.

Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать,

Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете.

С. Островой.  «Мать». (слайд 6)

Задание.  Прочитайте текст внимательно.

– Почему это текст? – Какова тема отрывка? (Тема отношения детей к матери, к родителям, звучит призыв.)

– В связи с этой темой какая поднимается проблема? (Одиночество престарелых родителей, проблема сыновнего и дочернего долга).

– Какова идея текста? (уделять должное внимание родителям).

Задание: списать текст, расставить знаки препинания. (Два ученика подчёркивают грамматические  основы предложений, чертят схемы, определяют типы придаточных, объясняют знаки препинания). Проверка. 

– Определите, как построены части данного текста? (Это сложные предложения. СПП с одним придаточным).

– Расскажите, что вы знаете о СПП предложениях.  

– Назовите виды изученных придаточных  предложений.

1 ряд (взаимопроверка). (слайд  7)

Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

  1. В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и  теперь вся школа  умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5)
  2. Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3)
  3. Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1)

2 ряд (взаимопроверка). (слайд 8)

Задание: в  данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру   (-ы),  обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  1. Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4)
  2. Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и  выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он,  (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый.
  3. Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2)  стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. (4)                                                                                                   

 3 ряд (взаимопроверка) (слайд 9)

Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.

  1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды.  (2)
  2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов  только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).
  3. Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)
  4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)
  5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).

Вывод  по уроку.

Домашнее задание: повторить п.12, выполнить тестовые задания по книге Мальцевой Д.А.