Цели урока:
- подготовить учащихся к выполнению части С в ЕГЭ,
- обратить внимание на строение сочинения,
- раскрыть критерии 1-4 сочинения и показать путь к успеху,
- отработать методику работы с текстом.
Методическое обеспечение:
- компьютер, проектор, презентация,
- раздаточный материал (сочинение для анализа, рабочая карта для самостоятельной работы),
- анализ результатов ЕГЭ в 2011 г.
Ход урока
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ 2011г. показывают, что положительно выполняют часть С – только 50% выпускников. К2 – с комментарием к проблеме справились лишь 55% учащихся. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме – справились 43% экзаменуемых.
1. Работа с презентацией. (Приложение 1). Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуется. Поэтому необходимо хорошо знать критерии, по которым оценивается ваше сочинение.
Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим, что же проверяет сочинение?
Слайд 3.
Структуру сочинения вы все хорошо знаете
Слайд 4.
Посмотрим, как начать работу над сочинением. Что такое проблема и какой она бывает?
Слайд 5.
Как сформулировать проблему.Виды формулировки проблемы.
Слайды 6, 7.
Как строится система аргументации.
Слайды 8, 9, 10.
Посмотрим это на примере.
Слайды 11, 12.
2. Анализ готового сочинения. Раздается текст и сочинение по нему, написанное самим учителем или учениками. Ученики находят части, определяют способ формулировки проблемы, вид комментария к проблеме, предлагают свои варианты, дают оценку убедительности аргументации и т.д.
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом в рабочих картах
Рабочая карта (раздается каждому ученику)
(1)В английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку .(2)Обсуждался вопрос о молодежи. (3)Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодежи. (4)Вот они, эти высказывания.
- (5)Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. (6)Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. (7)Попросту говоря, они очень плохие.
- (8)Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
- (9)Наш мир достиг критической стадии. (10)Дети больше не слушаются своих родителей.(11)Видимо, конец мира уже не очень далек.
- (12)Эта молодежь растлена до глубины души. (13)Молодые люди злокозненны и нерадивы. (14)Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. (15)Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
(16)Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. (17)Тогда оратор раскрыл карты. (18)Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-399 год до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет
(19)Получилось в парламенте очень эффективно и даже смешно. (20)Однако все эти культуры и правда погибли. (21)И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.
(По В.Солоухину)
Анализ текста:
- Тип, стиль
- Тема всех высказываний
- Основная мысль
- Проблема
- Комментарий к проблеме
- Позиция автора
- Согласны ли вы с автором? Ваша позиция.
Аргументы
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, используя аргументы.