Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Информатизация открывает перед педагогами дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому, в нашем детском саду были поставлены следующие задачи по внедрению ИКТ:
- Создание информационно-образовательной среды
- Повышение компетентности педагогов в области использования информационно –коммуникационных технологий
- Активное использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
В результате внедрения ИКТ в нашем дошкольном учреждении я стала более активно использовать интернет-ресурсы. Применяла не только готовые материалы, но и научились разрабатывать их самостоятельно: мультимедийные презентации разной тематики, подборка обучающих DVD-фильмов, буклеты и памятки для родителей, демонстрационный и раздаточный материал, физкультминутки и др.
На фестиваль “Открытый урок” я предоставила методическую разработку, представляющую собой совместную познавательную деятельность воспитателя с детьми средней группы с использованием ИКТ. Перед детьми раскрываются сезонные изменения в жизни животных. Применение различных приёмов активизации (ИКТ, любопытные факты из жизни животных, игровые приёмы и т.д.) помогают поддерживать интерес на протяжении всего мероприятия.
В самом начале детей уже завораживает оформление группы: зимний лес на фоне экрана, нора лисы, зайчик под кустом, белка на пушистой ёлке, деревья в “снегу”. Привлекая внимание детей, я использовала различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Всё занятие опирается на предыдущий опыт детей многоразового наблюдения за природой, обсуждений увиденного, отражения своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирования явлений природы и т.д. Так, например, я предоставила детям возможность на собственном опыте убедиться, что снег тает в тепле, выделить существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре. Дети устанавливали связь между изменениями в природе и изменениями в жизни животных. Поощрялись размышления детей на тему “из чего сделано гнездо белки”, был задан вопрос-провокация “Как утепляет заяц свою нору?”. Очень занимательными детям показались факты из жизни лесных жителей. Дети не только познакомились с новым словом “мышкует”, но и наглядно смогли увидеть весь процесс “мышкования” на большом экране.
Использование ИКТ и игровых приёмов в процессе совместной познавательной деятельности помогают удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, привить первые навыки активности, самостоятельности мышления.
Задачи занятия:
- обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас (“гайно”, “мышкует”)
- развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
- воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование:
Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка; видео “Как лиса мышкует”; презентация; обручи; карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка; фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры.
Предварительная работа: наблюдения в природе, оформление в группе альбома “Дикие животные”, беседа о повадках животных зимой.
Последующая работа: рассматривание картинок о жизни животных зимой, продолжать знакомить с другими дикими животными, подобрать книги и стихи о животном мире, создание и просмотр презентации “Животные нашего края”.
Группа оформлена в виде зимнего леса:
- Искусственная ёлка, на ней сидит белка.
- Сугроб из белой ткани, в центре сугроба емкость (ванночка) со снегом.
- Куст из веточек – под ним сидит заяц.
- Нора (ведро, обернутое белой тканью), в норе сидит лиса.
- Поваленное дерево (скамейка гимнастическая).
Ход занятия
Содержание занятия, методические приемы |
Организация детей и предполагаемые ответы. |
1.Вводный этап. Вхождение в игровую
ситуацию. – Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? – А вы были когда-нибудь в зимнем лесу. – Давайте тепло оденемся. Что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес? Валенки, шапки, шубки, рукавички. – Готовы? Пойдемте. |
Зима. Различные ответы детей. П/и “Оденься” (имитация движений) Слайд № 1 |
2. Опыт со снегом. Установление
причинно-следственных связей. (звучит фонограмма “Вьюга”). Приложение № 1 – Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит. Какие сугробы в лесу намело, а снег, хотите потрогать? – Какой он? Холодный или теплый? – Почему он тает в наших руках? Приложение № 2 – фото |
Дети идут за воспитателем по группе и приходят на снежную полянку Подходят к сугробу (в нём ванночка со снегом) Дети берут снег в руки, отвечают на вопросы: – Холодный. Тает в руках. Если дети затрудняются ответить, воспитатель: спрашивает какие у вас ручки? Подводит детей к выводу, что от тёплых рук тает холодный снег. Слайд № 2 Слайд № 3 |
3.Вывод и переход на разгадывание загадок: Наши ручки тёплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мёрзнем, а как же животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, как и где зимуют животные в лесу? Сначала отгадайте загадки: Кто на ветке шишки грыз – Найдите в лесу жилище белки. |
Можно дать детям возможность ответить самим на вопрос, почему наши ручки не мёрзнут на улице и остаются тёплыми. – Белка. Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на “снежной полянке”. Слайд № 4 |
4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке. Словарная работа. – Как белка выглядит? – Чем питается? – Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? – Куда белка прячется в сильные морозы? – Чем утепляет свое гнездо, дупло? |
– Шубка рыжая летом, зимой – серая; глазки черные, веселые; зубы большие, изогнутые, острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост. – Семенами шишек, сушёными грибами, орешками и т.д. – Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, прятала сама и т.д.) – В дупло, гнездо. Дети предлагают свои варианты, что можно найти в лесу для утепления дупла. |
4. Вывод и переход к рассказу воспитателя. Знакомство с новым словом. Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит: Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. |
Слушание рассказа. Знакомятся и закрепляют новое слово. Ответы детей. |
5. Загадывание загадки. Вопрос-провокация. – Слушайте следующую загадку:
– Как заяц утепляет свою нору? |
– Заяц. Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на “снежной полянке”. – У зайца нет норы. Слайд № 5 |
6. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце. – Скажите, как заяц готовится к зиме? – Почему заяц меняет окраску на зиму? – Как заяц спасается от врагов? – Чем питается заяц зимой? |
Ответы детей на вопросы. |
7. Рассказ воспитателя. Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося. Приложение № 3 – фото |
Слушание рассказа. |
8. Подвижная игра “Лиса и зайцы” (физкультминутка) – По лесной лужайке – Вот они! |
“Зайцы” играют на “полянке”, Приседают на корточки, “роют лапками” корешок. Прибегает лисичка, ищет зайчиков, бегает между ними. Дети закрываются ладошками. Лисичка находит их и ловит. Дети убегают. |
9. Загадывание загадки и беседа о животном. – Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок. – Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? – Как меняется лисий наряд к зиме? – Как называется жилище лисы? – Чей дом может занять лиса? – Чем питается лиса зимой? |
Лиса и заяц. Ответы детей на вопросы. Слайд № 6 |
10. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма “Как мышкует лиса” (видео находится в презентации). Словарная работа. Конечно, главным лисичкиным кормом становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”. Приложение № 5 – фото |
Слайд № 7 Слушание рассказа, просмотр видеофильма. Знакомятся и закрепляют новое слово. |
11. Подвижная игра с моделями “Кто, где живет”. – Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем питаются, почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? Давайте поиграем в игру “Кто, где живет” (на полу раскладываются обручи, в центр обручей посадить по игрушке: лиса, белка, заяц). |
Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза. |
12. Дидактическая игра “Кто чем питается в лесу”. – Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто чем питается в лесу”. |
На столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным. |
13. Заключительный этап. – Ой, ребята, мы с вами засиделись, заигрались, а ведь нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями. |
Под бодрую музыку дети выходят из группы. |