Совместная познавательная деятельность воспитателя с детьми средней группы на тему "Путешествие в зимний лес" с использованием ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Информатизация открывает перед педагогами дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому, в нашем детском саду были поставлены следующие задачи по внедрению ИКТ:

  1. Создание информационно-образовательной среды
  2. Повышение компетентности педагогов в области использования информационно –коммуникационных технологий
  3. Активное использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

В результате внедрения ИКТ в нашем дошкольном учреждении я стала более активно использовать интернет-ресурсы. Применяла не только готовые материалы, но и научились разрабатывать их самостоятельно: мультимедийные презентации разной тематики, подборка обучающих DVD-фильмов, буклеты и памятки для родителей, демонстрационный и раздаточный материал, физкультминутки и др.

На фестиваль “Открытый урок” я предоставила методическую разработку, представляющую собой совместную познавательную деятельность воспитателя с детьми средней группы с использованием ИКТ. Перед детьми раскрываются сезонные изменения в жизни животных. Применение различных приёмов активизации (ИКТ, любопытные факты из жизни животных, игровые приёмы и т.д.) помогают поддерживать интерес на протяжении всего мероприятия.

В самом начале детей уже завораживает оформление группы: зимний лес на фоне экрана, нора лисы, зайчик под кустом, белка на пушистой ёлке, деревья в “снегу”. Привлекая внимание детей, я использовала различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Всё занятие опирается на предыдущий опыт детей многоразового наблюдения за природой, обсуждений увиденного, отражения своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирования явлений природы и т.д. Так, например, я предоставила детям возможность на собственном опыте убедиться, что снег тает в тепле, выделить существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре. Дети устанавливали связь между изменениями в природе и изменениями в жизни животных. Поощрялись размышления детей на тему “из чего сделано гнездо белки”, был задан вопрос-провокация “Как утепляет заяц свою нору?”. Очень занимательными детям показались факты из жизни лесных жителей. Дети не только познакомились с новым словом “мышкует”, но и наглядно смогли увидеть весь процесс “мышкования” на большом экране.

Использование ИКТ и игровых приёмов в процессе совместной познавательной деятельности помогают удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, привить первые навыки активности, самостоятельности мышления.

Задачи занятия:

  • обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас (“гайно”, “мышкует”)
  • развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
  • воспитывать любовь к природе, интерес к животным

Материал и оборудование:

Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка; видео “Как лиса мышкует”; презентация; обручи; карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка; фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры.

Предварительная работа: наблюдения в природе, оформление в группе альбома “Дикие животные”, беседа о повадках животных зимой.

Последующая работа: рассматривание картинок о жизни животных зимой, продолжать знакомить с другими дикими животными, подобрать книги и стихи о животном мире, создание и просмотр презентации “Животные нашего края”.

Группа оформлена в виде зимнего леса:

  1. Искусственная ёлка, на ней сидит белка.
  2. Сугроб из белой ткани, в центре сугроба емкость (ванночка) со снегом.
  3. Куст из веточек – под ним сидит заяц.
  4. Нора (ведро, обернутое белой тканью), в норе сидит лиса.
  5. Поваленное дерево (скамейка гимнастическая).

Ход занятия

Содержание занятия, методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1.Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию.

– Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

– А вы были когда-нибудь в зимнем лесу.

– Давайте тепло оденемся. Что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес? Валенки, шапки, шубки, рукавички.

– Готовы? Пойдемте.

Зима.

Различные ответы детей.

П/и “Оденься”

(имитация движений)

Слайд № 1

2. Опыт со снегом. Установление причинно-следственных связей.

(звучит фонограмма “Вьюга”). Приложение № 1

Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит. Какие сугробы в лесу намело, а снег, хотите потрогать?

– Какой он? Холодный или теплый?

– Почему он тает в наших руках?

Приложение № 2 – фото

Дети идут за воспитателем по группе и приходят на снежную полянку

Подходят к сугробу (в нём ванночка со снегом)

Дети берут снег в руки, отвечают на вопросы:

– Холодный. Тает в руках.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель: спрашивает какие у вас ручки?

Подводит детей к выводу, что от тёплых рук тает холодный снег.

Слайд № 2

Слайд № 3

3.Вывод и переход на разгадывание загадок:

Наши ручки тёплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мёрзнем, а как же животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, как и где зимуют животные в лесу? Сначала отгадайте загадки:

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет?

– Найдите в лесу жилище белки.

Можно дать детям возможность ответить самим на вопрос, почему наши ручки не мёрзнут на улице и остаются тёплыми.

– Белка.

Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на “снежной полянке”.

Слайд № 4

4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке. Словарная работа.

– Как белка выглядит?

– Чем питается?

– Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом?

– Куда белка прячется в сильные морозы?

– Чем утепляет свое гнездо, дупло?

– Шубка рыжая летом, зимой – серая; глазки черные, веселые; зубы большие, изогнутые, острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост.

– Семенами шишек, сушёными грибами, орешками и т.д.

– Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, прятала сама и т.д.)

– В дупло, гнездо.

Дети предлагают свои варианты, что можно найти в лесу для утепления дупла.

4. Вывод и переход к рассказу воспитателя. Знакомство с новым словом.

Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:

Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.

Слушание рассказа.

Знакомятся и закрепляют новое слово.

Ответы детей.

5. Загадывание загадки. Вопрос-провокация.

– Слушайте следующую загадку:

У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора

– Как заяц утепляет свою нору?

– Заяц.

Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на “снежной полянке”.

– У зайца нет норы.

Слайд № 5

6. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце.

– Скажите, как заяц готовится к зиме?

– Почему заяц меняет окраску на зиму?

– Как заяц спасается от врагов?

– Чем питается заяц зимой?

Ответы детей на вопросы.

7. Рассказ воспитателя.

Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.

Приложение № 3 – фото

Слушание рассказа.

8. Подвижная игра “Лиса и зайцы” (физкультминутка)

– По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Вдруг бежит лисичка,
Рыжая сестричка,
Ищет где же зайки.
Зайки-побегайки?

– Вот они!

Приложение № 4 – музыка

“Зайцы” играют на “полянке”,

Приседают на корточки, “роют лапками” корешок.

Прибегает лисичка, ищет зайчиков, бегает между ними. Дети закрываются ладошками.

Лисичка находит их и ловит. Дети убегают.

9. Загадывание загадки и беседа о животном.

– Есть у меня еще одна загадка:

Рыжий клубок за белым – скок.

– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”?

– Как меняется лисий наряд к зиме?

– Как называется жилище лисы?

– Чей дом может занять лиса?

– Чем питается лиса зимой?

Лиса и заяц.

Ответы детей на вопросы.

Слайд № 6

10. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма “Как мышкует лиса” (видео находится в презентации). Словарная работа.

Конечно, главным лисичкиным кормом становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.

Приложение № 5 – фото

Слайд № 7

Слушание рассказа, просмотр видеофильма.

Знакомятся и закрепляют новое слово.

11. Подвижная игра с моделями “Кто, где живет”.

Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем питаются, почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру?

Давайте поиграем в игру “Кто, где живет” (на полу раскладываются обручи, в центр обручей посадить по игрушке: лиса, белка, заяц).

Приложение № 6 – музыка

Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.

12. Дидактическая игра “Кто чем питается в лесу”.

Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто чем питается в лесу”.

На столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным.

13. Заключительный этап.

– Ой, ребята, мы с вами засиделись, заигрались, а ведь нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями.

Под бодрую музыку дети выходят из группы.

Приложение № 7 – музыка

Презентация