Наука математика настолько серьёзна, что иногда полезно делать её немного занимательной.
Б.Паскаль
Цели урока:
Обучающие:
- обобщение и систематизация правил сложения и вычитания, умножения и деления натуральных чисел;
- обобщение и систематизация умений решать уравнения и задачи;
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления и внимания;
- формирование умений применять знания в знакомой и незнакомой ситуации.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
- воспитание взаимовыручки и взаимопомощи;
Оборудование: персональные компьютеры у учащихся, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя: Ребята, скоро к нам придёт большой праздник. Праздник, который подводит итоги прошедшего года. И мы сегодня на уроке тоже подведём итоги наших знаний по математике, которые вы получили в течение обучения в 5 классе.
Итак, наша главная задача на этот урок – повторить всё, что мы с вами изучили и подвести итог нашей подготовки к Новому году.
II. Давайте подумаем без чего мы не представляем себе такого замечательного праздника как Новый год? (без ёлки)
Нарядить новогоднюю ёлку я предлагаю вам на устном счёте (презентация) 1 – 11 слайд. Нужно найти значение числовых выражений, ответы есть на слайде, но нужно не только вычислить ответ, но рассказать, как вы этот ответ получили.
III. Ёлку мы с вами нарядили. И даже подарки под ёлкой есть. Но я вам предлагаю дополнить эти подарки благодаря нашим знаниям по математике. Для этого вам нужно выполнить тест на компьютерах. Совсем необязательно решить все задания, и выполнять их можно не по порядку, но в результате правильного решения и занесения ответа в соответствующую ячейку ваш подарок будет пополняться сладостями. (приложение 1) лист «вычислить».
IV. Ребята, а без чего ещё вы не представляете себе Новогоднего праздника? (без Деда Мороза) А знаете ли вы где живёт Дед Мороз? (в Великом Устюге) И сейчас я предлагаю вам виртуальную поездку в Великий Устюг к Деду Морозу. На сегодняшний день Googl – сайт в Интернете нам предложил следующий маршрут (презентация): слайд 12. На поезде «Киров – Пинюг» мы поедем до станции Демьяново. Но чтобы сесть на этот поезд, нам необходимы билеты, которые мы купим тоже благодаря нашим знаниям по математике. Билет будет один на всех и его стоимость 3147 баллов, которые вы должны получить за решение уравнений. Чтоб вам легче их было решить давайте устно вспомним как называются компоненты в уравнении, и как этот компонент нужно найти. (устная работа в парах) на карточках уравнения: х – 125 = 361 а + 46 = 413 у · 27 = 81 654 – z = 208 х : 4 = 91 105 : у = 21
У каждого у вас на столе лежит ещё одна карточка на которой только одно уравнение. Покупка билета стоимостью 3147 баллов зависит от решения каждого из вас, т.к. стоимость билета складывается из суммы корней ваших уравнений. (Уравнения для решения записаны на карточках у каждого одно.) к – 169 = 321 603 – р = 83 х + 605 = 1700 409 + у = 811 48 · х = 624 у : 37 = 15 891 : b = 81 34 · у = 1394
Я сегодня сижу на кассе (приложение 1, лист «касса») Я вношу в кассу ваши ответы и если сумма совпадает со стоимостью билеты, то вы его покупаете, если же не совпадает, то ещё раз проверяем своё решение и решение соседа.
V. Итак, билет мы купили, до отправления поезда осталось ещё 5 мин. А вы знаете, ребята, в соседний вагон хотели купить билет пятиклассники из соседней школы, но почему-то у них не хватает баллов. Они тоже решали уравнения, но уравнения у них были сложные. Давайте поможем соседям купить билет. В парах решаем по одному уравнению и сверяем своё решение с решениями пятиклассников из соседней школы, исправляем ошибки, если они имеются. (презентация, слайд 13, 14, 15) Молодцы! Садимся в поезд – поехали. (презентация, слайд 16)
VI. Конечная остановка – выходим. (презентация, слайд 17) Чтоб добраться до Деда Мороза нам осталось преодолеть 50 км. У нас есть возможность выбора транспортного средства: машина, тройка лошадей, пешком. (презентация, слайд 18) А кто как будет добираться дальше зависит тоже от наших знаний. Для этого нам предстоит снова выполнить задания на компьютерах – упростить буквенные выражения. Задание состоит из двух частей. Сначала вы должны упростив выражение записать номер правильного ответа в выделенной ячейке. Ответы для выражений расположены справа от выражений. А затем найти числовое значение упрощенного буквенного выражения и снова записать числовой ответ в ячейку. В данном случае вам не будет видно правильно ли вы решаете. И снова можно решать не всё, но от ваших ответов будет зависеть выбор транспортного средства на котором будет каждый из вас добираться. Садимся за компьютеры, «кликаем» по подарку. который вы получили и начинаем выполнять задание. (приложение 1 , лист «упростить») На это я вам даю 8 мин.
VII. Ребята, время истекло, закончили выполнять задание. А теперь «кликнем» по словам «дальше добираюсь…» И что же у нас получилось? (приложение 1, лист «результат»)Кто-то едет на машине, кто-то на тройке лошадей, кому- то придётся добираться пешком.
А у меня есть предложение: мы же с вами единый коллектив – мы класс. И поэтому давайте каждый по отдельности добираться не будет. А весь оставшийся путь мы поделим на три участка, которые будем преодолевать сначала пешком, но все вместе, затем на тройке лошадей, а затем все вместе на машине. Участки пути будут разными, а время прохождения участка пути одинаковое. Давайте решим задачу с этими условиями и ответим на вопрос: «Через какое время мы доберёмся до Деда Мороза?» (презентация, слайд 18) (решение задачи сопровождается вопросами: - Какие физические величины используются при решении задач на движение? Заполнение таблицы. (слайд 18) - Как можно решить задачу? Если задачу решают по действиям, то предлагается решить её ещё и с помощью уравнения, чтоб избежать ошибки при ответе на вопрос задачи: 3 часа, а не 1 час)
VIII. Какие мы молодцы! Вот мы и добрались до Деда Мороза. (презентация, слайд 19) А что же каждому из нас скажет Дед Мороз? Вот это он нам говорил в самом начале урока.
А что же теперь? Для этого «кликните» каждый на свою картинку и вы увидите, что каждому из вас сказал Дед Мороз по отдельности. (приложение 1, лист «итог») Если это слова «С Новым годом!» - значит очень вами доволен и вы работали на 5. Если это слова «С наступающим Новым годом!» - значит он очень вам рад и ваша оценка 4. Если это слова «Скоро Новый год!» - значит он вам рад, но оценка пока 3, но до Нового года ещё есть время, чтобы постараться на 4. А на красивых новогодних карточкам он предлагает вам выполнить ещё и домашнее задание. Вы сегодня молодцы и на этом наша виртуальная поездка к Деду Морозу закончена.