Цели урока:
- Повторить имеющиеся теоретические знания по теме: «Электронные таблицы».
- Познакомить обучающихся с новыми понятиями данной темы и дать им определение.
- Выработать понимание где и когда применять каждую из ссылок.
- Вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
- Повторить и закрепить материал по данной теме.
Задачи урока:
- Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная — познакомить с основными видами ссылок и научить применять их на практических примерах. Повторить имеющиеся теоретические знания.
- Развивающая — развитие аналитического мышления, памяти, внимательности, творческого мышления. Обобщение и структурирование имеющихся знаний.
Тип урока: Урок – изучения нового материала, с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: Комбинированный урок.
Технология: Личностно-ориентированная.
Оборудование: Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением, карточки с заданиями.
Обучающиеся в конце урока должны
- Знать: понятие относительной, абсолютной и смешенной ссылок, их назначение, различая и способы применения.
- Уметь:– использовать при необходимости абсолютные и относительные ссылки, копировать формулы.
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
- Изложение нового материала.
- Выполнение заданий.
- Проверка заданий. Выставление оценок.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап Орг. момент. 1 мин. |
Поздороваться, отметить учащихся. | Садятся за столы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап Целеполагание и мотивация. 2 мин. |
ТЕМА УРОКА: Относительные и абсолютные ссылки в электронных таблицах. ? Сформулируйте цель нашего урока исходя из темы урока? |
Записывают число и тему урока в тетрадях. · Дать понятие и определение ссылок в ЭТ. · Выяснить имеются ли другие ссылки? · научиться их применять. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап Фронтальный опрос 10 мин. |
На предыдущем занятии мы говорили об электронных таблицах. ? Дайте определение ЭТ. ? Приведите примеры программ для работы ЭТ? ? Вспомним, для чего нужна эта программа? ? сформулируйте основное свойство ЭТ? ? Что называется ячейкой? ? Адрес ячейки- ? ? Активная ячейка- ? ? Что значит диапазон ячеек? ? Как он записывается? ? Сколько ячеек входит в блок А3:F3? Какой это диапазон? ? Сколько ячеек входит в блок С3:С10? Какой это диапазон? ? Сколько ячеек входит в блок А1:С3? Какой это диапазон? |
· ЭТ – это программа, которая позволяет хранить и обрабатывать числовых данные в таблицах. · Microsoft Excel, Open office Calc. · Для обработки большого количества числовых данных (результаты экспериментов, статистика). Более расширенные возможности калькулятора. Для создания таблиц, графиков, диаграмм. · Изменение числового значения в таблице приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих имя ячейки. · Ячейка – это место пересечения столбца и строки. Адрес ячейки состоит из заголовка столбца и строки (А1, М123, и т.д.). Ячейка, выделенная прямоугольной рамкой называется активной. · некоторое количество выделенных ячеек. · адрес первой ячейки двоеточие адрес последней ячейки. · 6, диапазон в строке. · 8, диапазон в столбце. · 9, прямоугольный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап Изложение нового материала. 12 мин. |
В формулах ЭТ используются три вида ссылок на ячейки или диапазоны ячеек: | Записывают: Три вида ссылок: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Относительная ссылка. При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Подготовлены таблицы для каждого обучающегося и им выдаются. Приложение 1 Объясняю, как будем заполнять таблицы. Выбираем начальные значения 2, 3. Например:
Формула всегда начинается со знака =. Редактирование формул производиться на панели формул или в самой ячейке в режиме редактирования. Заполним вниз (скопируем формулу вниз с помощью маркера заполнения), при копировании формулы в ячейку В3 какая формула получиться? Заполним вправо. ? в ячейке С2? ? в ячейке С3? Таким образом таблица примет вид:
|
Записывают определение относительной. Проставляют их в обе таблицы для относительной ссылки. Записывают =А1+А2 в ячейку В2 первой таблицы. =А2+А3 =В1+В2 =В2+В3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Абсолютная ссылка. Эта ссылка не меняется при копировании. При абсолютной ссылке перед именем как столбца, так и строки располагается символ $ (SHIFT+4). Например:
? в ячейке С2? ? в ячейке С3? Таким образом таблица примет вид:
|
Записывают определение абсолютной ссылки. =$A$1+А3 =$A$1+В2 =$A$1+В3 · Ячейка А1 остается не изменой а остальные ячейки будут изменяться относительно положения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Смешанная ссылка. В этой ссылке либо номер строки является абсолютным, а номер столбца относительным (тогда символ $ располагается только перед номером строки, например А$1), либо номер столбца является абсолютным, а номер строки – относительным (и символ $ располагается только перед номером столбца) Например:
? в ячейке С2? ? в ячейке С3? Таким образом таблица примет вид:
Д/з: Измените формулу в ячейке В: =$A1+A$2 и запишите формулы в близ лежащих ячейках и полеченные значения (в виде двух таблиц). |
=A$1+А3 =В$1+В2 =В$1+В3 Записывают домашнее задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. Выполнение заданий. 10 мин. |
Итак, переходим к выполнению заданий. Откройте программу: Приложения → Офис → Open office Calc. Открываем с сервера папку: Ссылки → Задания для практической работы №2. Сохраните документ в свою папку. В документе три листа и соответственно три задания. Постараться выполнить все. Проговорить задания. |
Открывают программу и начинают работать с учителем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Вычислить количество проданного мороженого по всем летним месяцам, по каждому виду округа и общее число проданного мороженого. Таблицу оформить. ? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести? |
· относительная, две формулы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Вычислить стоимость компьютерной техники в рублях и евро в соответствии с курсом валют на сегодняшний день. (Сообщить соответствующие курсы доллара и евро к рублю) Таблицу оформить. ? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести? |
· абсолютная, по одной формуле для руб. и евро. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3.Построить таблицу умножения от 1 до 10. Таблицу оформить. ? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести? |
· смешанная, одна формула. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уточнить есть ли вопросы. Выдать задания на листках Приложение 2. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап Проверка заданий. Выставление оценок. 2 мин. |
Выставление оценок. Отметить лучших учеников. Анализ результатов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап Подведение итогов урока. 3 мин. Домашнее задание. |
? Какие достигли цели урока, из тех которые поставили в начале урока? ? Что вам показалось наиболее интересным? ? Что понравилось? ? Что мы повторили на этом уроке? Задание в тетради выполнить. Повторить все ссылки. Подумать где в жизни мы можем применить сегодняшние полученные знания? |
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание в тетради. |