Знакомство со звуками [г], [г']. Буква "Г"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель занятия: знакомство со звуками [г], [г'], буквой Г.

Задачи:

Образовательные:

  1. учить вычленять звуки [г], [г'] из ряда других звуков, давать ему характеристику;
  2. учить определять положение звука в слове;
  3. познакомить с графическим изображением буквы г.

Развивающие:

  1. развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
  2. развивать речь, воображение;
  3. расширить словарный запас детей;
  4. развивать мыслительные процессы

Воспитательные:

  1. прививать интерес к получению знаний;
  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

I. Знакомство со звуками [г], [г'], буквой г

Учитель: Сегодня мы поговорим о звуках [г] и [г']. Посмотрите на звуковичка. Внутри вы видите букву Г.

На что она похожа?

Света: На сломанную расчёску.

Петя: Или грабельки.

Учитель: Эта буква может обозначать два звука.

Послушаем их.

(слайд 2)

Расскажите, какие они.

Степан: Согласные, звонкие.

 

Учитель: Как вы об этом догадались?

Каролина: При произнесении этих звуков воздух в горлышке встречает преграду. Значит, они согласные. На голове у него колпачок. Значит, звуки звонкие. При произнесении слышится голос и шум.

Учитель: Что можно сказать о звуке [г]?

Варя: Согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель: Что можно сказать о звуке [г']?

Миша: Согласный, звонкий, мягкий.

Учитель: Что общего у этих звуков?

Настя: Оба звука согласные, звонкие.

Учитель: Чем они отличаются?

Гриша: Звук [г] твёрдый, а звук [г´] мягкий.

II. Развитие речи, воображения.

Учитель: Сегодня на занятии вы услышите интересную историю о… А впрочем, давайте начнём всё по порядку. На даче у Огуречика лежала старая – старая шляпа. В ней были проделаны дыр-ки. Это были ок-на и две-ри. Там и жил Гном-Гномыч.

(Слова, выделенные красным шрифтом, дети читают сами).

(слайды 3, 4)

Учитель: Каким вы представляете Гнома-Гномыча? Как он выглядит?

Дети могут ответить так:

Настя: Он маленький.

Никита: На голове шляпка.

Андрей: Кругленькие умненькие глазки.

Учитель: Чем занимается?

Возможные ответы детей:

Настя: Он волшебник.

Никита: Делает добрые дела.

Учитель: Посмотрите, как он выглядит на самом деле.

(слайд 5)

Учитель: Совпадают ли ваши представления об этом сказочном существе с тем, что вы увидели сейчас на картинке?

Возможные ответы детей:

Егор: да, совпадают. Он, действительно, маленького роста.

Катя: С шапочкой на голове, с живыми умненькими глазками.

Учитель: Давайте послушаем, что делает Гном-Гномыч в свободное время.

Когда по вечерам ему было скучно, он открывал свой ноутбук и разговаривал с Золотой Рыбкой: га-го-гу-гы-ги (слоги пропеваются под мелодию «Голубой вагон»).

(слайды 6, 7)

Учитель:Скажите, что нового вы узнали о занятиях Гнома?

Возможные ответы детей:

Настя: Гном-Гномыч современный.

Никита: Он может работать на компьютере.

Учитель: Могли ли вы предположить такое?

Возможные ответы детей:

Маша: Нет, такого мы представить не могли.

Антон: Ни в одной сказке мы не встречали такого современного Гнома.

Марина: Он обычно ходит с волшебной палочкой и сам всё может.

Семён: Гном-Гномыч грамотный, учёный.

III. Расширение словаря.

«Поговори со мной ещё!» – просил Гном-Гномыч.

И тогда Гном-Гномыч и Золотая рыбка начинали играть.

– Подбери к моим словам пару, – просила Золотая рыбка, – но так, чтобы она начиналась со звука [г] или [г´]:

  • гость – (дети могут сказать: грустный, горластый, глухонемой, голодный, грубый, глупый… )
  • глаз – (голубой, глубоко посаженный…)
  • город – (гостеприимный, грузинский, густонаселённый, главный…)
  • голос – (громкий, гнусавый…)
  • гриб – (грязный, горбатый…)
  • галстук – (гладкий, в горошек…)
  • гора – (громадная, гигантская, грозная…)

IV. Развитие фонематического слуха.

Учитель: А теперь разложи по полкам вещи:

на первую – в названиях которых звук [г] в начале,

на вторую – в середине,

на третью – в конце.

(Шуба, гитара, глобус, книга, галстук, гвоздь, бегемот, сапог, галоши).

Ваня: На первую полку мы положим гитару, глобус, галстук, гвоздь, галоши.

Ира: На вторую полку – книга, бегемот.

Никита: На третью полку – сапог.

Учитель: Назовите вещи, где звук [г] твёрдый.

Андрей: глобус, книга, галстук, гвоздь, сапог, галоши.

Назовите вещи, где звук [г´] мягкий.

Света: гитара, бегемот.

☺☻ Физкультминутка.

Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут
Они весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.

Гномик изображает резвящихся рыбок.

V. Чтение слов с пройденными звуками. Чтение слов с новыми звуками.

(Все слова, выделенные красным шрифтом, дети читают сами )

«Послушай!» – сказала однажды Золотая рыбка. «Я ведь Рыбка непростая, и могу исполнить три желания.

«Так-то оно так, – соглашался старый Гном. Но у меня всё есть: дом (но он ведь совсем старый, возражала Золотая Рыбка), еда (но ведь только овощи, протестовала Золотая Рыбка), друзья (но ведь только я, не так уж много, добавила Золотая Рыбка)

(слайд 8)

И вот однажды, когда сильный ветер унёс старую шляпу, и у Гнома не осталось жилья, он загрустил.

(слайд 9)

Вскоре Гном вспомнил, что у него остался ноутбук и его верный друг Золотая Рыбка, которая может ему помочь. Он связался с ней и сообщил ей о своей беде. «Не грусти!», – успокоила его Золотая Рыбка. Я могу тебе помочь. «У тебя, – сказала Золотая Рыбка, есть шесть братьев. «Вот это да!» – воскликнул Гном. «Они живут в лесу, – продолжала Золотая Рыбка, – и я помогу тебе их найти, они будут рады тебе.

По дороге Гном-Гномыч никак не мог успокоиться и весело напевал свою любимую песенку: га-го-гу-гы-ги.

(слайд 10, 11)

Долго Гном-Гномыч блуждал по лесу. Кругом были одни ов-ра-ги. Вдруг в вечерних сумерках возле небольшой го-ры он заметил дом.

(слайд 12)

В нём никого не было, но всё указывало на то, что здесь живут маленькие люди. На вешалке висели маленькие шляпы. «Значит, – подумал Гном-Гномыч, – у них маленькие го-ло-вы. Под вешалкой стояла малюсенькая обувь. «Значит, – сделал вывод Гномыч , – у них маленькие но-ги.

Вскоре он обнаружил спальную комнату, где висели га-ма-ки. Гном-Гномыч прилёг ненадолго, т. к. очень устал.

(слайды 13–15)

И не услышал, как вернулись хозяева домика: шесть весёлых братьев гномов.

(слайд 16)

Они вскоре увидели в доме чужого и подождали, когда тот проснётся. Гном-Гномыч поведал им свою грустную историю, и те предложили ему остаться у них. «Теперь нас будет семеро», – обрадовались все.

С утра все уходили на ра-бо-ту, а к вечеру возвращались. Они приносили из леса гри-бы. Утолив го-лод, они брали гус-ли и пели: га-го-гу-гы-ги (под мелодию «Голубой вагон» ).

(слайды 17–18)

VI. Итог занятия.

Учитель: Что для тебя было интересным на занятии?

Ира: Мне показалось необычным, что Гном, который всё может сам, попросил помощи у Золотой Рыбки.

Степан: Я обрадовался, когда узнал, что у Гнома есть шесть братьев, и они ему помогут.

Костя: Я узнал, что звуки [г], [г´] согласные, звонкие.

Настя: Если звук произносится твёрдо, то он твёрдый, а если мягко, то он мягкий.