Цели:
- формировать умение образовывать приставочным способом глаголы и орфографическое написание приставок в глагольных формах,
- способствовать развитию орфографической зоркости, речи, кругозору учащихся,
- воспитывать внимательное отношение к одноклассникам и аккуратность при выполнении работ.
Оборудование: русский язык 3 класс О.Л. Соболевой, мультимедийный проектор, сигнальные карты, веера букв.
Ход урока
Этап урока, слайд презентации | Действия учителя | Действия учащихся | |
1. | Орг. момент | – Отгадайте загадку? – Была белая да седая, придет зелёная, молодая? |
– Весна |
2. | Гимнастика пальчиков | – В природе весной все просыпается от сна. Мы уже проснулись и готовы плодотворно работать. – Приготовим наши руки. Соединим их в паре. Представим, что это почки весенних деревьев. Почки плавно открываются и на них подул лёгкий, свежий ветерок. Веточки (руки, не разъединяя) слега заколыхались от нежного ветерка. А мы радуемся этому явлению и улыбаемся друг другу, что так хорошо начали работу |
Дети выполняют действия по описанию учителя |
3. Детям помочь в поиске информации На доску вывесить фотографии вербы |
Чистописание: Вв // Весна – всему свету краса и слава. Слайд 1 * Верба вестница весны (дополнительно для успевающих) |
– Пишем число, классная работа, Образец чистописания на доске. На букву В начинается слово ВЕРБА. В эти выходные Вербное воскресенье. – А что вы узнали о вербе? Вы готовили сообщения из разных словарей. – Какую букву вставили? – Прочитаем пословицу - ласково, торжественно. – Какую букву вставили. Для всего мира природа становиться краше с приходом весны, а славиться весна своими событиями: Первый полёт в космос День Победы |
Дети зачитывают свои сообщения: (1. С.И. Ожегов: Верба – это виды деревьев или кустарник рода ивы. 2. Википедия: – У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая плёнка на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-жёлтыми, мелкими цветочками. И начинает напоминать крохотного цыплёнка. 3. Верба – первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. 4. В народе верба считается священной и наделяется магическими свойствами. Расцветшее дерево символизирует наступающую весну, а через прикосновение, способна передать, здоровье, силу и красоту людям. |
4. | Словарная работа по теме «Космос» Слайды 2–6 |
– Предлагаю разгадать ребусы и написать словарные слова. 2011год объявлен - годом космонавтики. В городе Нижневартовске улица Проспект Победы, в 70-е годы называлась ул. Космонавтов |
Космос Ракета Восток Дорога горизонт |
5. | физминутка | Гимнастика для глаз | – Посмотрели в окно – на зелёную точку – моргаем глазами – смотрим вдаль – моргаем (считаем до 10) |
6. | Повторение: Блиц-турнир |
- Весна это время действий в живой и неживой природе. Проверим, как вы умеете быстро действовать в уме: Блиц - турнир Тест: - Ваша задача продолжить предложение. – Глагол – это … – Неопределённая форма… – В предложении глагол чаще …. – Глагол путешествует во времени… – Проспрягать глагол … – Глагол прошедшего времени ед. числа … – Частица не глаголу … – Частица не пишется … После шипящих …. |
… часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? … начальная, инфинитив. … бывает сказуемым. … прош., нас., будущ. … изменить его по лицам и числам. … изменяется по родам … придает отрицание … с глаголом раздельно … у глаголов пишется Ь знак |
7. | Актуализация: Слайд 7 |
– Прочитайте слова. Это одни из списка любимых слов весны. обогреть согреть нагреть растопить Что у них общего? Какое лишнее слово? |
– Все слова относятся к части речи – глагол. Все глаголы неопределённой формы. |
8. | Целеполагание и повторение Слайд 8 |
– Сегодня мы расширим наши знания о глаголе. Приставка + глагол = ? Роль приставки в глаголах. Правописание приставок в глаголах. |
|
9. | Работа по теме: Стр. 254 Упр. 221 Слайд 9 Слайд 10 |
– Откройте учебник на стр. 254 – Прочитайте задание упр. 221 Самостоятельная работа Выделите морфемы в каждом глаголе. Проверка по образцу. – У кого допущена ошибка? Анализируем почему. – В какой форме здесь эти глаголы? – Какие два различия можно у них найти? – Прочитайте эти слова без приставок, что произошло? Вывод: многие глаголы образуются от глаголов с помощью приставок |
Дочитаешь, подплываешь, перепишешь, нарисуешь, заметишь, прилетаешь, попросишь. – глаголы все 2 лица, ед.ч – Время и спряжение – Мы получили однокоренные глаголы, другие слова |
10. | Работа по иллюстрации Слайд 11 |
– Что придумал мой друг художник? – Какой образ он нашёл для приставки? – В приставках часто встречаются ловушки – орфограммы, с которыми мы обязательно познакомимся. |
Беседа по иллюстрации (дети объясняют почему приставка представлена в образе лягушки) |
11. | Физминутка |
Две зелёные лягушки, Две зелёные подружки Рано утром умывались, Полотенцем растирались. Ручками хлопали, Ножками топали, Вправо влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт-привет! |
|
12. | Работа по иллюстрации Слайд 12 |
Послушайте сказку. Её приготовила ваша одноклассница – Как будет называться способ образования новых слов с помощью приставок? Способ образования новых слов с помощью приставки называется ПРИСТАВОЧНЫМ |
Рассказывает ученица, в роли сказительницы: «Жили-были две буквы –Аи О. Однажды решили они поделить между собой все приставки. А как делить? Стали буквы их мелом на доске выводить. Кто какие приставки успеет написать, тот их себе и заберёт. Буква О проворная, быстрая! Раз, раз – ого сколько успела написать! И буква А тоже постаралась – три очень хороших приставки успела написать. |
13. | Игра: «Как весенний дождь быстро идет, так же и слова, придуманные быстро говорим». | Образуем глаголы с помощью приставок . 1 и 3 ряд – с А, 2 ряд – с – О Минута на раздумывание. – Можно записать на листок или в тетрадь, кто уверен в себе. – С какими легче придумывать? Почему? |
Творческая работа. |
14. | Видео Чехов «Весной» См. в приложении Слайд 13 |
Внимательно слушаем и запоминаем глаголы с приставками. – Много было в тексте глаголов? Какие лишние? Чтобы они исчезли, надо правильно вставить пропущенную букву. – Разделите эти глаголы на две группы: Приставки с А и приставки с О. |
Сошёл Хлюпает Взобраться Надувается Светит Проснулась Заревет Ревут Долбить |
15. | Закрепление Слайды 14–15 |
Прочитайте. Объясните написание слов. С юга д…мой Возвр…тились грачи, В ре…ку с п…лей Поб…жали руч…и. *Подчеркните подлежащее и сказуемое. |
С юга домой Возвратились грачи, В речку с полей Побежали ручьи. |
16. | Развитие речи | – В каком предложении используется выделенное слово как глагол. Почему? Рус…кая печь согреет и накормит. Весной мы любим печь жаворонки. |
Во втором предложении, потому что отвечает на вопрос: что делать? |
17. | Развитие речи | – На Руси был обряд: 22 марта по народному календарю день Жаворонков. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Девочки выступают. |
Ученица 1: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, С великою милостью! Ученица2: Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Приносите нам Весну-красну, Красну солнышку, Тёплу гнёздышку! |
18. | Закрепление в виде самостоятельной работы: | Упр. 223 – работа выполняется самостоятельно. Оказывается индивидуальная помощь. | Н…дкусить ябл…ко, пр…лететь над ок…аном, п…дъехать к цирку, з…вернуть за угол, вз…браться на в…ршину, обл…теть вокруг З…мли, с…бразить быстрее всех, нап…сать см…шной рассказ, п…смотреть на луну, н…рвать малины. |
19. | Итог: Слайд 18 |
Продолжите предложения: 1. С помощью приставок … 2. Назовите приставки, которые пишутся с О: 3. Назовите приставки, которые пишутся с А: – Наша ближайшая цель: узнать, когда пишется при, а когда пре? |
1. С помощью приставок образуются новые глаголы 2. Есть десять приставок, которые пишутся с буквой О: О, ОБ (ОБО), ОТ (ОТО), ПО, ПОД, ДО, ВО, СО, ПРО, ВЗО. 3. Есть три приставки, которые пишутся с буквой А: НА, НАД, ЗА |
20. | Самооценка Слайд 19 |
– Что я узнал на уроке… – Чему научился…. – Что буду отрабатывать… |
Дети высказывают свое мнение. |
21. | Д/з | Упр. 224 Списать слова и понять, какие слова здесь с приставками, а какие без приставок. |