Приставочный способ образования глагола. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • формировать умение образовывать приставочным способом глаголы и орфографическое написание приставок в глагольных формах,
  • способствовать развитию орфографической зоркости, речи, кругозору учащихся,
  • воспитывать внимательное отношение к одноклассникам и аккуратность при выполнении работ.

Оборудование: русский язык 3 класс О.Л. Соболевой, мультимедийный проектор, сигнальные карты, веера букв.

Ход урока

Этап урока, слайд презентации Действия учителя Действия учащихся
1. Орг. момент – Отгадайте загадку?
– Была белая да седая, придет зелёная, молодая?
– Весна
2. Гимнастика пальчиков – В природе весной все просыпается от сна. Мы уже проснулись и готовы плодотворно работать.
– Приготовим наши руки. Соединим их в паре.
Представим, что это почки весенних деревьев. Почки плавно открываются и на них подул лёгкий, свежий ветерок. Веточки (руки, не разъединяя) слега заколыхались от нежного ветерка.
А мы радуемся этому явлению и улыбаемся друг другу, что так хорошо начали работу
Дети выполняют действия по описанию учителя
3.
Детям помочь в поиске информации

На доску вывесить фотографии вербы
Чистописание:
Вв //
Весна – всему свету краса и слава.
Слайд 1
* Верба вестница весны (дополнительно для успевающих)
– Пишем число, классная работа,
Образец чистописания на доске.
На букву В начинается слово ВЕРБА. В эти выходные Вербное воскресенье.
– А что вы узнали о вербе? Вы готовили сообщения из разных словарей.

– Какую букву вставили?

– Прочитаем пословицу - ласково, торжественно.
– Какую букву вставили.
Для всего мира природа становиться краше с приходом весны, а славиться весна своими событиями:
Первый полёт в космос
День Победы
Дети зачитывают свои сообщения:
(1. С.И. Ожегов: Верба – это виды деревьев или кустарник рода ивы.
2. Википедия:
– У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая плёнка на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-жёлтыми, мелкими цветочками. И начинает напоминать крохотного цыплёнка.
3. Верба – первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России.
4. В народе верба считается священной и наделяется магическими свойствами. Расцветшее дерево символизирует наступающую весну, а через прикосновение, способна передать, здоровье, силу и красоту людям.
4. Словарная работа
по теме «Космос»



Слайды 2–6
– Предлагаю разгадать ребусы и написать словарные слова.
2011год объявлен - годом космонавтики.
В городе Нижневартовске улица Проспект Победы, в 70-е годы называлась ул. Космонавтов
Космос
Ракета
Восток
Дорога
горизонт
5. физминутка Гимнастика для глаз – Посмотрели в окно
– на зелёную точку
– моргаем глазами
– смотрим вдаль
– моргаем (считаем до 10)
6. Повторение:
Блиц-турнир
- Весна это время действий в живой и неживой природе. Проверим, как вы умеете быстро действовать в уме: Блиц - турнир
Тест: - Ваша задача продолжить предложение.
Глагол – это …
– Неопределённая форма…
– В предложении глагол чаще ….
– Глагол путешествует во времени…
– Проспрягать глагол …
– Глагол прошедшего времени ед. числа …
– Частица не глаголу …
– Частица не пишется …
После шипящих ….



… часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?
… начальная, инфинитив.
… бывает сказуемым.
… прош., нас., будущ.
… изменить его по лицам и числам.
… изменяется по родам
… придает отрицание
… с глаголом раздельно
… у глаголов пишется Ь знак
7. Актуализация:


Слайд 7
– Прочитайте слова. Это одни из списка любимых слов весны.
обогреть
согреть
нагреть
растопить
Что у них общего?

Какое лишнее слово?





– Все слова относятся к части речи – глагол. Все глаголы неопределённой формы.
8. Целеполагание и повторение

Слайд 8
– Сегодня мы расширим наши знания о глаголе.
Приставка + глагол = ?
Роль приставки в глаголах.
Правописание приставок в глаголах.
 
9. Работа по теме:
Стр. 254
Упр. 221
Слайд 9


Слайд 10
– Откройте учебник на стр. 254
– Прочитайте задание упр. 221 Самостоятельная работа
Выделите морфемы в каждом глаголе.
Проверка по образцу.
– У кого допущена ошибка? Анализируем почему.
– В какой форме здесь эти глаголы?
– Какие два различия можно у них найти?
– Прочитайте эти слова без приставок, что произошло?
Вывод: многие глаголы образуются от глаголов с помощью приставок



Дочитаешь, подплываешь, перепишешь, нарисуешь, заметишь, прилетаешь, попросишь.

– глаголы все 2 лица, ед.ч
– Время и спряжение
– Мы получили однокоренные глаголы, другие слова
10. Работа по иллюстрации
Слайд 11
– Что придумал мой друг художник?
– Какой образ он нашёл для приставки?
– В приставках часто встречаются ловушки – орфограммы, с которыми мы обязательно познакомимся.
Беседа по иллюстрации

(дети объясняют почему приставка представлена в образе лягушки)
11. Физминутка
Две зелёные лягушки,
Две зелёные подружки
Рано утром умывались, Полотенцем растирались.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
 
12. Работа по иллюстрации
Слайд 12
Послушайте сказку. Её приготовила ваша одноклассница

– Как будет называться способ образования новых слов с помощью приставок?
Способ образования новых слов с помощью приставки называется ПРИСТАВОЧНЫМ
Рассказывает ученица, в роли сказительницы: «Жили-были две буквы –Аи О. Однажды решили они поделить между собой все приставки. А как делить? Стали буквы их мелом на доске выводить. Кто какие приставки успеет написать, тот их себе и заберёт. Буква О проворная, быстрая! Раз, раз – ого сколько успела написать!
И буква А тоже постаралась – три очень хороших приставки успела написать.
13. Игра: «Как весенний дождь быстро идет, так же и слова, придуманные быстро говорим». Образуем глаголы с помощью приставок .
1 и 3 ряд – с А, 2 ряд – с – О Минута на раздумывание.
– Можно записать на листок или в тетрадь, кто уверен в себе.
– С какими легче придумывать? Почему?
Творческая работа.
14. Видео
Чехов «Весной»
См. в приложении

Слайд 13
Внимательно слушаем и запоминаем глаголы с приставками.
– Много было в тексте глаголов?
Какие лишние? Чтобы они исчезли, надо правильно вставить пропущенную букву.
– Разделите эти глаголы на две группы:
Приставки с А и приставки с О.
Сошёл
Хлюпает
Взобраться
Надувается
Светит
Проснулась
Заревет
Ревут
Долбить
15. Закрепление

Слайды 14–15
Прочитайте.
Объясните написание слов.
С юга д…мой
Возвр…тились грачи,
В ре…ку с п…лей
Поб…жали руч…и.
*Подчеркните подлежащее и сказуемое.
С юга домой
Возвратились грачи,
В речку с полей
Побежали ручьи.
16. Развитие речи – В каком предложении используется выделенное слово как глагол. Почему?
Рус…кая печь согреет и накормит.
Весной мы любим печь жаворонки.
Во втором предложении, потому что отвечает на вопрос: что делать?
17. Развитие речи – На Руси был обряд:
22 марта по народному календарю день Жаворонков. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички.
Девочки выступают.
Ученица 1:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Ученица2:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам
Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
18. Закрепление в виде самостоятельной работы: Упр. 223 – работа выполняется самостоятельно. Оказывается индивидуальная помощь. Н…дкусить ябл…ко, пр…лететь над ок…аном, п…дъехать к цирку, з…вернуть за угол, вз…браться на в…ршину, обл…теть вокруг З…мли, с…бразить быстрее всех, нап…сать см…шной рассказ, п…смотреть на луну, н…рвать малины.
19. Итог:
Слайд 18
Продолжите предложения:
1. С помощью приставок …
2. Назовите приставки, которые пишутся с О:
3. Назовите приставки, которые пишутся с А:
– Наша ближайшая цель: узнать, когда пишется при, а когда пре?
1. С помощью приставок образуются новые глаголы
2. Есть десять приставок, которые пишутся с буквой О: О, ОБ (ОБО), ОТ (ОТО), ПО, ПОД, ДО, ВО, СО, ПРО, ВЗО.
3. Есть три приставки, которые пишутся с буквой А: НА, НАД, ЗА
20. Самооценка
Слайд 19
– Что я узнал на уроке…
– Чему научился….
– Что буду отрабатывать…
Дети высказывают свое мнение.
21. Д/з Упр. 224 Списать слова и понять, какие слова здесь с приставками, а какие без приставок.