Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
Развивающие:
- развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
- расширять политехнический кругозор учащихся
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к предмету;
- воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток» и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором.
III. Проверка выполнения домашнего задания
– Работу мы построим следующим образом:
1. Два человека выполняют домашние задачи у доски по сборнику задач.
2. Один человек выполняет задание на «Соответствие». Необходимо к каждому рисунку, на котором обозначен электрический прибор, соотнести его название.
1 – гальванический элемент. 2 – батарея элементов 3 – соединение проводов 4 – пересечение проводов на схеме без соединения 5 – зажимы для подключения 6 – ключ 7 – электрическая лампа 8 – электрический звонок 9 – резистор (сопротивление ) 10 – нагревательный элемент 11 – предохранитель |
3. Два человека получают карточки, по которым необходимо выполнить принципиальную схему электрической цепи.
4. Остальные работают по переводу единиц измерения.
10 кА =10000А 763 мА = 0,763 А 2090 А= 2, 09 кА 500 мА = 0,5А 425 А= 0,425 кА 89000 А = 0, 089 МА |
560 В= 0,56 кВ 700 мВ = 0,7 В 9,05 кВ = 9050 В 3000 В = 3 кВ 0, 006 МВ = 6000 В 2000000 В = 2 МВ |
10000. Ом = 10 кОм 0,92 кОм = 920 Ом 45о мОм = 0,45 Ом 8200 Ом = 8,2 кОм 5000 Ом = 5 кОм 0, 001 МОм = 1000 Ом |
IV. Формирование умений применять знания
– Теперь решаем задачи из сборника задач № 1319, 1324
V. Объяснение нового материала
– Ребята, мы с вами изучили три физические величины: сопротивление, силу тока, напряжение. А можно ли изменить сопротивление проводника в электрической цепи? Каким способом? Давайте обратимся к формуле, по которой можно рассчитать сопротивление. Какие параметры проводника можно изменить, чтобы изменить его сопротивление?
Да, при изменении длины проводника, меняется его сопротивление. Прибор, устроенный по подобному принципу называется реостат. Сейчас мы с вами по § 47 заполним анкету физического прибора по плану.
План рассказа о физическом приборе:
1. Историческая справка
2. Название и назначение
3. Устройство
4. Принцип действия
5. Условное изображение на схемах
6. Применение
По первому вопросу учитель сообщает, что слово реостат произошло от греческого «реос» – течение, поток, «статос» – неподвижный.
1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.
Определение:
Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи называют реостатом.Применение реостатов:
Различают реостаты пусковые, пускорегулировочные, нагрузочные, реостаты возбуждения. Реостаты бывают жидкостными и угольными. В старших классах мы будем изучать реостаты, являющиеся делителями напряжения – потенциометры.Таким образом, реостаты – это приборы, сопротивление которых можно
регулировать.
Они применяются тогда, когда необходимо менять силу тока в цепи.
Реостат отличается от переменного резистора своей конструкцией и большой
мощностью.
На электрической схеме реостат имеет своё условное обозначение:
С помощью перемещаемого движка (2) можно увеличивать или уменьшать величину сопротивления (между контактами 1 и 2), включаемого в электрическую цепь.
VI. Актуализация усвоенных знаний.
1. Можно ли изменить сопротивление в электрической цепи?
А) да
Б) нет
2. Какой прибор служит для регулирования силы тока в цепи?
А) Амперметр
Б) Вольтметр
В) Реостат
3. Для чего предназначен реостат?
А) Для регулирования силы тока
Б) Для регулирования температуры
В) Для регулирования времени
4. Как можно изменить сопротивление реостата?
А) нагревая ползунок
Б) перемещая ползунок по стержню
В) охлаждая ползунок
5. Для каких величин указываются на реостате допустимые значения?
А) длины
Б) силы тока
В) площади поперечного сечения
Ответы:
- А
- В
- А
- Б
- Б
VII. Организация работы дома.
§ 47 № 815, 792
(В Приложении 1 имеется презентация к этому уроку (PowerPoint)