Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Деревья наших лесов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов и парков.

  • Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.
  • Коррекционно-развивающая задача: продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;
  • Воспитательная задача: воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная рабопа: расширять и обогощать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за отдельно растущими деревьями, сбор осенних листьев, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, стихов и загадок о деревьях.

Материал для занятия: макеты деревьев, муляжи грибов, корзинка, письмо, игрушка ежа, аудиозапись с голосами осеннего леса.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям

- Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принес нам почтальон. И прислал нам его хозяин леса старичок — Лесовичок. О чем же он нам пишет? Давайте прочитаем. (читает письмо)

Здравствуйте, ребята!
В гости, в лес вас приглашаю
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет оно всем красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес.

Вот какое необычное письмо прислал нам Лесовичок. Ну, что, ребята, вы хотите попасть в осенний лес? Тогда давайте будем собираться. Какое время года у нас сейчас на улице? А осенью, чтобы выйти на улицу, какую одежду мы должны надеть? (дети имитируют одевание одежды)

Все одлись, все готовы? Тогда в путь.Старичок- Лесовичок немножко волшебник, поэтому давайте попросим его чтобы он помог нам быстрее оказаться в лесу. Закроем глазки и скажем: «Раз,два, три! Старичок-Лесовичок в лес нас приведи». (Слышны звуки леса)

- Вот мы и оказались у ворот лесного царства. А кто, ребята, главные жители этого царства?

- Поскольку в лесу мы гости, то должны правильно вести себя. Давайте вспомним, какие правилы мы должны соблюдать находясь в лесу?

- Прислушайтесь к звукам леса. Почему не слышно весёлого птичьего пения?

- Давайте вдохнём лесной воздух. Какой он?

- А кто же делает этот воздух таким чистым и свежим?

- Правильно, деревья. Они вдыхают грязный воздух, а выдыхают чистый. Посмотрите как здесь их много.

- А что такое дерево, ребята?

- Давайте назовём его части.

- А как вы думаете, деревья живые?

- Как же нам узнать где какое дерево растёт? Догадливый старичок — лесовичок приготовил для вас загадки. Если вы загадку отгадаете, тогда сразу же узнаем какое дерево перед нами. (читает первую загадку)

Он стоит высокий, стройный
Лист на нём резной узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите он?... (клён)

- Какого цвета ствол у клёна?

- На что похожи листья клёна?

- В какой цыет расскрасила их осень?

- Если это лист клёна, то как он будет называтсья? А если их много?

- Посмотрите ребята, что это желтеет в траве под клёном?

- Как называются эти грибы? (Лисички)

- Давайте аккуратно срежем их и положим в нашу корзинку.

- А вот ещё одна загадка. (читает)

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей -
Много-много желудей! (дуб)

- Правильно, это дуб. Какого цвета ствол у дуба?

- Дуб считается царём среди деревьев в лесном царстве. Как вы думаете почему?

- А какие у него красивые вырезные листься. В какой цвет раскрасила их осень?

- Если это лист дуба, то как он будет называться? А если листьев много?

- А как называются плоды дуба? Кто из лесных жителей питается желудями.?

- Какие грибы любят расти под дуами?

- Давайте прочитаем ещё одну загадку.

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
В лесу украшение,
И снегирям, дроздам угощение.

- Правильно, это рябина. Посмотрите какой у неё стройный ствол. Какого он цвета?

- А какие красивые листсья у ребины. Они состоят из мелких листочков, которые расположены попарно, как будто держатся за руки. Какого они цвета? А как называется лист рябины? Кто питается ягодами рябины?

- А вот растёт ещё одно дерево, которое вы, наверное, узнаете сразу. Как оно называется? Как вы узнали, что это берёза?

- Если у берёзы ствол белый, то как он будет называться? А как называется лист рябины?

- А есть ли грибы под берёзой? Как они называются?

- Ребята, все деревья с которыми мы познакомились имеют листься, и называются лиственными, а лес, в котором растут только такие деревья, называется лиственным.

- Назовите мне деревья которые растут в нашем лиственном лесу?

- Как же красиво в осеннем лесу. Волшебница осень очень постаралась, чтобы нарядить кажое дерево в такой праздничный наряд. Давайтие мы с вами немножко отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Найди своё дерево». Каждый из вас сейчас превратится в листик (раздаёт каждому ребёнку по одному листу) и по моей команде будет искать дерево, с которого этот листик упал. Приготовились?

 Раз, два, три! Листик к своему дереву беги!

(Под музыку проводится игра, у детей спрашивают, какими листьями они были и с какого дерева они упали).

- Отдохнули, ребята? Ой! Кто это шевелится среди опавших листьев? Верно, это ёжик. А почему у него на иголках листсья? Куда он их несёт? Посмотрим, каких листьев насобирал ёжик?

- Давайте и мы с вами насобираем красивых осенних листьев, сделаем из них букет и поставим его у нас в группе. Этот букет будет ещё долго напоминать нам о замечательном лесном царстве. (дети собирают листья)

- Вот какой замечательный букет получился. Вам понравилось наше путешествие?

- Где мы сегодня были?

- С какими деревьями встречались?

- Как называются все эти деревья одним словом?

- А как называется лес, в котором растут только такие деревья?

- А теперь давайте скажем лесу и его хозяину Старичку-Лесовичку — спасибо, за такую удивительную встречу с лесом, за лесные подарки.