Цель урока:
- повторить отличия химических явлений от физических;
- изучить признаки и условия протекания химических реакций, классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты;
- опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ;
- развивать экспериментальные умения;
- формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Оборудование: пробирки, штатив, спиртовка, газоотводная трубка, пипетка, весы, стаканчики с CuSO4, NaOH, NH4C1, Н2SO4, BaCl2, Na2CO3, HC1, (NH4)2CrO7, – кристаллы.
Единственный путь,
ведущий к знанию
– это деятельность.
Б.Шоу
Ход урока
1. Проверка знаний и умений учащихся.
а) Химическая лаборатория
Задание: используя имеющееся лабораторное оборудование, разделите смеси: 1) железных опилок и серы; 2) речного песка и соли.
б) Сообщение ученика “Использование способов разделения смесей в быту и народном хозяйстве.
2. Изучение нового материала.
Учитель: С веществами происходят различные изменения: испарение воды, горение веществ и т.д. Эти изменения веществ относят к физическим и химическим явлениям.
Явления, при которых из данных веществ образуются другие, называются химическими явлениями. Химические явления называются химическими реакциями. За химическими реакциями скрывается удивительный и до конца еще не познанный мир. Для того, чтобы продвинуться по пути его понимания, необходимо провести эксперимент и изучить признаки протекания химических реакций, (инструктаж по правилам техники безопасности при работе со стеклом, нагревании).
Ребята, главный итоговый признак химической реакции - это превращение веществ, т.е. образование новых веществ из исходных. Новые же вещества - это новые свойства их, которыми не обладали исходные вещества.
Опыт 1. NH4C1 + 2NaOH → 2NaCl + NH3↑ + Н2О
Признак: появление запаха.
Опыт 2. CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Признак: выпадение осадка.
Опыт 3. Разложение бихромата аммония - “вулкан”
Признак: выделение газа и изменение цвета.
Опыт 4. Реакция горения (любая)
Признак: выделение теплоты и света.
Опыт 5. 2KMnO4 → 2KMnO2 + MnO2 + O2↑
Учащиеся обобщают и записывают в тетрадях признаки течения химических реакций.
1. Рассказ учителя об условиях течения химических реакций (запись в тетрадях).
2. Учитель ставит проблемный вопрос: “Изменяется ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?” Обратимся к опыту.
Опыт: BaCl2 + H2SO4 →BaSO4↓ + 2HC1
Ставим на весы стаканы с растворами ВаС12 и H2SO4 – уравновешиваем.
Сливаем растворы и ставим стаканы рядом. Показания стрелки не изменилось.
О чем свидетельствует выпадение осадка?
Вывод: масса веществ до и после реакции не изменяется.
Учитель: Этот опыт является аналогом исторического эксперимента, проведенного М.В.Ломоносовым в запаянной посуде (реторте). Так был открыт в 1756 году закон сохранения массы веществ.
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.
-Сообщение ученика о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Учитель: Обращаем особое внимание учащихся на то, что М.В.Ломоносов впервые в истории науки сформулировал один из основных законов природы - закон сохранения материи. Он писал: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения...” Подчеркивая выдающиеся заслуги Ломоносова, говорим, что лучший памятник великому ученому - наши знания.
3. Рефлексивно-оценочная часть урока - игра “Химическое лото” “Физические и химические явления”.
Цель игры: закрепление знаний признаков химических реакций, умение определять физические и химические явления, развитие умения логически правильно и связно обосновывать свое мнение.
Правила игры: на каждую парту раздаются большие карточки, разбитые на 4 части (для работы учащихся в парах). На маленьких карточках написаны примеры физических и химических явлений. Учитель выбирает одну из этих карточек и читает то, что на ней написано. Ученик, у которого на большой карточке указано соответствующее явление, объясняет, физическое оно или химическое. При правильном ответе он получает маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой. При неправильном ответе карточка изымается из игры. Выигрывает та пара учащихся, у которой большая карточка будет полностью закрыта.
Примеры больших карточек
1.
Прокисание молока | Переваривание пищи в желудке |
Засахаривание варенья | Звонок с урока |
2.
Гниение пищевых остатков | Выпадение росы |
Распространение запаха уксусной Кислоты | Приготовление яичницы |
3.
Образование накипи на стенках чайника | Плавление олова |
Свечение электрической лампочки | Брожение варенья |
4.
Образование зеленого налета на медных изделиях | Движение маятника часов |
Горение угля | Закипание чайника |
Домашнее задание.
- Написать мини-сочинение на тему “Химические явления за окном”.
- п.26 (учебник О.С.Габриеляна “ Химия, 8 класс”. Дрофа. Москва. 2010).