Путешествие в страну Словообразования

Разделы: Русский язык


Ход урока

Цель урока: повторение и обобщение изученного по теме “Словообразование”.

Задачи урока:

  • Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу, закрепить знания учащихся по словообразованию; повторить орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных в приставках, корнях, суффиксах.
  • Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное, развивать орфографические навыки, навыки самостоятельной работы; развивать познавательную активность, фантазию, внимательность.
  • Воспитывать интерес к литературе.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Форма урока: путешествие.

1. Организационный момент.

2. Мотивация

У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Страна?
– Что за страна?
– Словообразование.
– Приглашаете в путешествие,
Экзотическое и опасное?
Ребята, отправляемся?
– Да!

3. Актуализация знаний.

Как вы уже поняли, сегодня наш урок так и будет называться “Путешествие в страну Словообразование”. Страна волшебная, значит, нас ждут испытания.

– Как вы думаете, кто живет в этой стране?

Дайте определения корня, приставки, суффикса, окончания.

Чтобы попасть в страну, надо знать волшебные слова. Мы их узнаем, если выполним следующее задание.

Третий лишний.

  1. .Лесной, домик, пошёл.
  2. .Прибежать, пригород, подберезовик.
  3. .Пришкольный, подполковник, Подмосковье.

4. Повторение. Корни с чередованием.

Теперь мы летим на сказочном ковре – самолете. Ай-ай-ай, мы можем попасть прямо в болото, если сейчас не найдем слова с корнями с чередованием.

Вставьте пропущенные буквы и классифицируйте по группам.

К…сой, р…стение, подр…сток, л…жный, прил…гательное, пол…жение, к..снуться, насл…ждение, отр…сль, р…сток, к…сит, к…сательная.

5. Приставки на – з, – с.

Вот навстречу нам бежит олененок Бемби, вместе с ним нам предстоит пройти сказочный через лес. Поможем!

Вставьте пропущенные буквы.

Тропинки ис…чертили лес. Вдруг налетел ветер, сверкнули молнии, ра..дались ра…каты грома. Бемби казалось, что мир сейчас ра..колется на куски. Его охватило бе…покойство и бе…надежная тоска. Он обе…силил и бе…прерывно дрожал.

6. Приставки при, пре.

Бемби благодарит нас и предлагает познакомить со своим другом Слоненком, который живет в Горах приставок ПРИ и ПРЕ. Быстрее поднимаемся, иначе случится непредвиденное.

Вставленные в тексте буквы занесите в таблицу.

Дениска пр….обрёл новый пр…ёмник и, пр…одолевая пр…пятствия, пр…мчался к слоненку. Он пр….готовил пр…иятную пр…красную мелодию для своего друга.Тот долго пр…слушивался, пр…близился к мальчику и, пр…небрегая пр…дупреждениями….

Предположите, что произошло. Мы, конечно, выручим Слоненка, но кто хочет знать, что было дальше, прочитает рассказ Виктора Драгунского “ Слон и радуга”.

7. Суффиксы –ик. –ек.

Мы спускаемся с гор, но вдруг видим, что кто-то плачет. Это Гномик, ему надо перебраться через реку Суффиксов -ЕК и ИК .

Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.

Дом…к, ключ…к, мост…к, листоч…к, овраж…к, горош…к, куст…к, карандаш…к.

8. Суффиксы -ЧИК,– ЩИК.

Наше время истекает. Нам уже пора возвращаться, но где вокзал. Вот бежит носильщик. Он подскажет дорогу, если мы ответим на его вопросы.

Запишите полученные слова в два столбика.

  • Тот, кто работает на кране.
  • Тот, кто укладывает кирпичи.
  • Тот, кто клеит обои.
  • Тот, кто вставляет стекла.
  • Тот, кто проводит газ.
  • Тот, кто вырезает по дереву.
  • Тот, кто управляет самолетом.
  • Тот, кто управляет вертолетом.

9. Домашнее задание.