Метод проектов в правовом образовании

Разделы: История и обществознание


"Права и свободы человека должны считаться священными
каких бы жертв ни стоило это господствующей власти"
И.Кант

Современное мировое сообщество уделяет все большее внимание проблеме прав человека.

Права человека, их обеспечение - конечная цель и главный результат общества, ориентирующегося на демократические правовые ценности, которые должны стать важнейшим атрибутом стратегии мирового устойчивого развития.

Республика Казахстан вступила на путь демократических преобразований, формирования правового и социального государства. Одним из главных ценностных ориентиров в решении этих проблем являются права и свободы человека и гражданина, что закреплено Конституцией страны.

Важнейшим условием формирования гражданского общества и становлением гражданского общества является обеспечение правовой культуры граждан, в том числе ее составной части-культуры прав человека.

Необходимый вклад в воспитании молодежи в духе прав человека вносит дисциплина "Основы права". Главная цель правового образования - воспитание гражданина живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Важную роль в организации корпоративного обучения (а таковым является политехнический колледж корпорации "Казахмыс") играют методы обучения. Сегодня педагогикой определен широкий диапазон таких методов - от традиционных до обучения в партнерстве. Традиционное обучение предлагает слушателям стандартные курсы, излагаемые отдельными преподавателями в классическом академическом стиле - в виде лекций. Все мы знаем, что даже блестящая, занимательная и вдохновенная лекция носит, в конце концов, лишь информационный характер, она только навязывает слушателям потоки информации. В противоположность традиционному одностороннему обучению метод обучения в партнерстве представляет собой типичную форму интерактивного процесса. Он предполагает такие формы дискуссий и группового обучения, как обсуждение конкретных деловых ситуаций, групповые дебаты, коллективная работа над проектами и т.д.

Исходя из данных целей я для себя определила основные принципы современной методики обучения праву:

- во 1-х, это личностно ориентированный подход, что обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения праву - работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей и возможностей, восприятие правового материала.

- во 2-х - максимальная система активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на их познавательный опыт.

- в 3-х, внедрение исследовательского компонента.

- в 4-х использование ИКТ (подготовка и презентация слайдов, создание видеороликов, анимации на правовые темы).

Эти принципы и заложен ы в методе проектов что эффективно используются при изучении ряда тем и разделов по дисциплине "Основы права". В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умении самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Так, в ходе изучения раздела "Трудовое право" студентам группы АиУ-09-11("Автоматизация и управление") было предложено изучить проблему использования детского труда в Республике Казахстан. Решение данной проблемы учащиеся увидели в практико - ориентированном проекте "Детский труд. Проблемы и пути решения".

Алгоритм реализации проекта был следующий:

- выбор темы и её конкретизация

- определение цели и формирование задач

- формирование проектных групп, распределение в них обязанностей

- выдача письменных рекомендаций, требования, сроки

- установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления

- определение источников информации

- организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

- анкетирование

- публичная защита проекта

- представление результата проекта

Практико ориентированный проект "Детский труд. Проблемы, пути решения" -это проект был четко ориентирован на результат, затрагивающий непосредственно интересы участников проекта и направленный на решение общественных проблем. Студенты в ходе работы над данным проектом изучили и использовали различные методы получения информации (специальная литература, библиотечные фонды, методы анкетирования, интервьюирование и др.), ее обработки и презентации. Были изучены нормативно - правовые документы регулирующие права несовершеннолетних - Конвенция о правах ребенка, Закон о правах ребенка в Республике Казахстан, проанализирована деятельность местных исполнительных органов в решении проблемы занятости детей.

Итогом работы над проектом стало электронное учебно-методическое пособие "Детский труд. Проблемы, пути решения" предназначенное преподавателям права и общественных дисциплинам, классным руководителям. Сюда вошли положения из нормативно - правовых документов, материалы исследования, статистические данные по занятости, вопросы анкеты, видеоролики, видеоматериал о проблеме детского труда в мире, отрывки из мультфильмов.

Также творческой группой был представлен постер "Нет детскому труду"!

Таким образом, метод проектной деятельности в правовом образовании позволяет учащейся молодежи быть полноценным участником экономической и духовной жизни общества, формируется определенный гражданский идеал, возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост.

Список использованной литературы.

1. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания. М.Владос, 2000 г.

2. Певцова Е.А. Правовая культура личности. Основы государства и права.2001 г. № 1-2

3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебник для студентов М. Владос, 2003г.

Нормативно-правовые акты.

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

3. Конституция Республики Казахстан.

4. Закон о правах ребенка в Республике Казахстан 2003 г.