Цель: привитие интереса к предмету, обобщение изученного материала по теме действия с десятичными дробями, привитие навыков культурного общения. Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм, уважение к Родине.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактическим «погружением» в тему «Победа».
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с раздаточным материалом к 1, 2 и 3 заданиям (Приложение), презентация.
Ход урока
I. Математическая разминка.
3 слайд
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Чему он посвящён, мы узнаем, когда проведём математическую разминку. Надо решить уравнения и, используя корни уравнений, раскодировать предложение.
Ключ к шифру:
Ь | Д | О | Н | Б | Е | П | Ы |
99 | 95 | 112 | 108 | 117 | 12 | 15 | 107 |
Задание:
358-y=263 | 4∙y=448 |
12∙х=144 | 789+d=906 |
а:9=12 | 180:с=15 |
844+с=943 | 11∙b=1045 |
435:х=29 | 540-а=433 |
Ответ: День победы. 4 слайд
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой.
Как быстро бы года ни пролетали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.
II. «Узнаем имена юных пионеров-героев» (задание выполняется по рядам)
5-10 слайды
Шла война. У неё не было ни лица, ни возраста, ни пола. Вражеские бомбардировщики надрывно гудели над всей страной. Родную землю топтал вражеский сапог. Герой был в каждом, но поистине великими героями были они – дети.
Тяжелые испытания война принесла им. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят, многие из них не пощадили своей жизни ради победы. Сегодня мы узнаем лишь о некоторых из них.
Ветры в походные трубы трубили, 11 слайд
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут,
Не будут,
Не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!
12 слайд
Произведя математические расчеты и используя полученные результаты, ты сможешь раскодировать имена пионеров – героев, используя ключ к шифру! (работаем по карточкам)
Ключ к шифру:
13-14 слайды
О | Ё | Н | Л | Я | Г | И | К | В | А | Р | Б | С | Ш | Д | У |
0,9 | 0,84 | 26 | 0,4 | 0,56 | 0,024 | 0,3 | 7 | 0,78 | 0,8 | 0,5 | 4 | 20 | 0,45 | 0,6 | 0 |
1-й ряд: | |
1) 0,05∙8 = | 7) 0,5 ∙ 0,8 = |
2) 4 ∙0,21 = | 8) 0,2 ∙ 1,5 = |
3) 0,26 ∙100 = | 9) 0,07 ∙ 100 = |
4) 0,7 ∙ 0,8 = | 10) 7,2 : 8 = |
5) 4 ∙ 0,006 = | 11) 2 ∙ 0,39 = |
6) 3,6 : 4 = |
2-й ряд: | |
1) 2∙ 0,39 = | 7) 5 : 25 = |
2) 7,2: 9 = | 8) 7,2: 8 = |
3) 2,8 : 0,14 = | 9) 2 : 0,5 = |
4) 7 ∙ 0,08 = | 10) 0,07 ∙ 100 = |
5) 4,9: 0,7 = | 11) 4,5 : 5 = |
6) 3,6 :4 = |
3-й ряд: | |
1) 10 : 0,5 = | 8) 4,5 : 5 = |
2) 7,2 : 9 = | 9) 0,6 ∙ 1 = |
3) 0,3 ∙ 1,5 = | 10) 0,07 ∙ 0 = |
4) 40 ∙ 0,02 = | 11) 0,5 ∙ 0,8 = |
5) 8 ∙ 0,5 = | 12) 0,2 ∙ 1,5 = |
6) 3,6 : 4 = | 13) 0,26 ∙ 100 = |
7) 5 : 25 = |
Ответы: 1 ряд: Лёня Голиков 16 слайд
Голиков Леонид Александрович, таково полное имя партизана-героя, родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино, Новгородской области. С начала войны, летом 1941 года, когда родные места были оккупированы фашистами, Лёня принял решение уйти в партизаны. С марта 1942 года он стал разведчиком 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Лёня воевал наравне со взрослыми: ходил в разведку, добывал важные сведения о противнике, доставлял очень важные документы с чертежами и другими бумагами военного характера. Леонид Голиков погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука в возрасте 16 лет. 2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
2 ряд: Вася Коробко 17 слайд:
Василий Коробко родился 31 марта 1927 года в деревне Погорельцы Семёновского района. Летом 1941 года фронт подошёл вплотную к его родному селу, и Вася сознательно решил остаться на оккупированной территории. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надёжно прячет его. Затем подпиливает сваи моста, который рушится под тяжестью немецкой техники. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топил печи, колол дрова, а сам тем временем присматривался, запоминал и передавал партизанам важные сведения. Однажды его фашисты заставили вести их в лес для истребления партизанского отряда. Смышленый мальчуган вывел гитлеровцев к засаде полицаев, которых враги приняли за партизан и открыли бешеный огонь. Враги понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил 9 эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв Вася погиб. Юного партизана-героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны (1 степени), медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени посмертно.
3 ряд: Саша Бородулин 15 слайд
Саша Бородулин, паренёк из железнодорожного поселка Новинка, с самого начала войны начал бороться с фашистами. Раздобыв винтовку, убил фашистского мотоциклиста, взял 1-й боевой трофей – немецкий автомат. 24 сентября 1941 года отряд партизан внезапно напал на вражеский гарнизон. В неравном бою партизаны уничтожили штаб и несколько десятков немецких солдат и офицеров. В бою отличился молодой партизан Саша Бородулин, так было написано в «Информационном бюллетене». Когда гитлеровцы выследили партизанский отряд, в котором был Саша, партизанам пришлось трое суток уходить от врагов, дважды вырываться из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Пятеро добровольцев, в числе которых был Саша Бородулин, приняли бой, прикрывая отход отряда. Один за другим они погибали, остался один Саша. Он вёл бой до конца. Позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, Саша выхватил гранату и взорвал их и себя. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
III. Конкурс «победители» (задание по вариантам).
18 слайд
Выполни действия с десятичными дробями в пирамиде.
1 вариант:
2 вариант:
Ответы на слайде 19 (для 1 варианта) и 20 (для 2 варианта)
Этого праздника люди ждали долго. 21 слайд
Кто подсчитает, сколько дней продолжалась война?
22 июня 1941года - 9 мая 1945 года
Ответ: 1418 дней 22-23 слайды
IV. Заключение:
Отгремела война как большая беда, 24 слайд
Жизни многих солдат забрала навсегда..
Тем, кто пал в тех боях, защищая страну,
И не видел победную чудо-весну,
До земли наш глубокий и низкий поклон.
И пусть памятью будет им вечный огонь.
25-26 слайды
Память о юных героях должна жить вечно. Они не должны быть забыты, бесследно растворившись во времени.
Минута молчания. (звучит метроном)
Д/з: найти в библиотеке или Интернете сведения о других пионерах-героях.
27-28 слайды
Используемая литература: 29 слайд
- Виленкин Н.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений «Математика 5 класс», М. изд. Мнемозина, 2007.
- Подборка журналов «Математика» изд. дома «1 Сентября».
- Суркина Е.В. «Разнообразим школьные будни», изд. «Учитель», Волгоград, 2007.
- Е.Н. Арсенина «Внеклассные мероприятия в 5-11 классах», изд. «Учитель», Волгоград, 2007.
- И.С. Петраков «Математические кружки», М. Просвещение, 1997.